О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Самолеты Судного дня" на вооружении России и США

1 декабря "Объединенная приборостроительная корпорация" объявила о создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80

1 декабря "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") объявила о  создании воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения на базе самолета Ил-80. Самолет будет поставлен Минобороны РФ до конца 2015 года.

Воздушный командный пункт на базе Ил-80 входит в систему воздушных пунктов управления Вооруженных сил РФ. Он предназначен для работы в условиях выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи, быстро меняющейся оперативной обстановки, а также в случае применения противником ядерного оружия. Именно по этой причине самолеты подобного типа принято называть "самолетами Судного дня". Только две страны в мире обладают таким вооружением - Россия и США. Аналог российского Ил-80 - американский Boeing E-4B.

О возможностях комплекса

Заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков отметил, что новое поколение российских воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Третье поколение "апокалиптических машин"

Ранее гендиректор НПП "Полет" (входит в ОПК) Александр Комяков рассказал, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения, но о сроках и характеристиках самолета говорить рано. 

Подробнее о стоящем на вооружении Воздушно-космических сил РФ "самолете Судного дня" и его американском аналоге - в материале ТАСС.

Ил-80 (Ил-86ВКП)

Воздушный командный пункт или воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными подразделениями российской армии в военных конфликтах с использованием ядерного оружия.

Разработан в КБ им. С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе пассажирского самолета Ил-86. В некоторых источниках самолет называется "Ил-87".
По данным из открытых источников, первый полет совершил 29 мая 1985 года, а с полностью укомплектованный оборудованием - 5 марта 1987 года.

10 июля 1991 года между НПП "Полет" и Минобороны СССР заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) по разработке и созданию унифицированного бортового комплекса технических средств для самолета.

Принят на вооружение в 1992 году. Однако по неподтвержденным данным испытания самолетов завершены в 1995 или в 1997 годах. 

Также в 1992 году году впервые сфотографирован западными фотографами. 

Всего было выпущено 4 таких самолета - регистрационные номера СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. 

Все самолеты находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью, дислоцированную на аэродроме Чкаловский в Подмосковье. 

Нормальная взлетная масса - 208 тонн, длина самолета - 59,54 метра, размах крыла - 48,06 метра. Самолет оснащен 4 двигателями НК-86 тягой по 13 000 кгс каждый. Крейсерская скорость - 850 км/ч, дальность полета - 3 600 км. Практический потолок - 11 000 м.

15 апреля 1997 года Минобороны России заключен договор с АК им. Ильюшина на выполнение ОКР "Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд. 80 и изд. 82" (Ил-80 и Ил-82). Судя по всему, по состоянию на 2012 год работы по выполнению требований заказчика по данному договору полностью не выполнены.

По заявлению разработчиков, бортовой комплекс технических средств включает до 300 единиц аппаратуры. 

По данным американского издания, The Military Balance, на вооружении ВКС РФ находятся 4 самолета Ил-80. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.

Boeing E-4B

По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

"Апокалиптические машины" могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента "самолет Судного дня" сопровождает его, как и адъютант с "ядерным чемоданчиком". Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

В США E-4B также называют "doomsday planes" (самолеты "конца света"). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.

Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка