О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Итоги-2015: каким был уходящий год для украинской пассажирской авиации

2015 год выдался для украинской авиации не менее тяжелым, чем предыдущий. В стране продолжался экономический кризис, активная фаза военных действий в зоне АТО сменилась достаточно шатким и неспокойным перемирием

2015 год выдался для украинской авиации не менее тяжелым, чем предыдущий. В стране продолжался экономический кризис, активная фаза военных действий в зоне АТО сменилась достаточно шатким и неспокойным перемирием. Авиацию ждали и новые сюрпризы - например, полное прекращение авиасообщения с Российской Федерацией.

Самыми главными событиями в отечественной авиаотрасли стали:
  • уход с рынка "Харьковских авиалиний" (аффилированы с "Пегас Туристик");
  • уход с рынка "Визз Эйр Украина";
  • подписание договора между Украиной и США об "открытом небе";
  • одностороннее объявление Украиной режима "открытого неба" в Одессе и Львове;
  • череда судебных тяжб, инициированная авиакомпанией "Атласджет Украина" и связанными с ней юристами;
  • резонансный конфликт Михеила Саакашвили с руководителем Государственной авиационной службы Украины и увольнение последнего;
  • начало выполнения полетов авиакомпанией "Атласджет Украина";
  • окончательный переход под управление Anex tour авиакомпании "ЮТэйр Украина" и ее переформатирование в "Азур Эйр Украина";
  • закрытие авиасообщения между Украиной и Россией.
Все эти события в разной степени повлияли на авиационный рынок Украины. Однако по результатам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток украинских авиакомпаний составил 5,9 млн человек, то есть падение произошло всего на 3% от провального 2014-го; аэропорты Украины пропустили за десять месяцев 9,95 млн пассажиров, что на 2% меньше показателя прошлого года.

В то же время на рынке произошло еще несколько важных событий, которые не были столь скандальными, и поэтому, несмотря на значимость для отрасли, для широкой публики остались в тени.

Во-первых, авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) существенно нарастила свое присутствие в пассажирском сегменте. Это произошло прежде всего за счет значительного увеличения транзитного потока. В целом МАУ показала за прошлый год рост свыше 20%. Кроме того, компания открыла две новых базы - в Одессе и Львове, запустив более десяти новых направлений полетов из этих городов.

По результатам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток украинских авиакомпаний составил 5,9 млн человек, то есть падение произошло всего на 3% от провального 2014-го; аэропорты Украины пропустили за десять месяцев 9,95 млн пассажиров, что на 2% меньше показателя прошлого года.

Во-вторых, Россия запретила турагентствам отправлять своих граждан на отдых в Египет и Турцию. Это, во многом политическое решение может ощутимо повлиять на туристическую сферу Украины. В 2015 году, согласно данным государственной статистики Турции, ее курорты посетили 650 000 украинских граждан, то есть примерно 1,3 млн пассажиров пришлось на турпоток (туда-обратно) в одну эту страну. Это 13% от потока в аэропортах Украины и 22% от всех тех, кого перевезли украинские авиакомпании. Египет с легкостью добавит еще несколько процентов.

Также надо понимать, что большинство российских турхолдингов управляют собственными авиакомпаниями с обширным флотом. Так, к примеру, только "Пегас Туристик" владеет сразу двумя авиакомпаниями - Nord Wind и Ikar - с суммарным флотом в 23 воздушных судна, из которых сейчас летают около четверти. Похожая ситуация и у других (Azur Air, I fly, Metro Jet, Royal Flight) даже несмотря на полную остановку "короля чартеров" - "Трансаэро".

В такой ситуации для Украины возможны два сценария: пессимистический - полный уход с рынка связанных с турецкими туроператорами авиакомпаний, и оптимистический - перевод в подконтрольные украинские авиакомпании самолетов от российских авиаперевозчиков, принадлежащих туркам. В пользу второго из них говорит тот факт, что с недавних пор стал проявлять признаки активности давно списанный проект "Пегас Туристик" - "Харьковские авиалинии". Передав самолеты в пользование украинской авиакомпании, турецкий оператор сможет их хотя бы временно использовать, в том числе и на других рынках. Как это делает сейчас авиакомпания "Роза ветров", летая по контракту в Пакистане.

И хотя это - не самые простые рынки, но все же они позволяют не оставить без работы персонал, налоги для Украины и возможность сохранить бизнес для турок - учитывая сложность без банкротства досрочно вернуть арендованные воздушные суда лизингодателю. Возможно, к весне мы станем свидетелями небывалого бума в открытии турками новых авиакомпаний в Украине.

А третье знаковое событие - это объявление Еврокомиссии о том, что Украина выполнила все технические условия для введения безвизового режима с шенгенской зоной. К реализации этого сценария авиакомпании будут готовиться весь следующий год. Учитывая, что даже чисто технически при самом благоприятном для Украины сценарии безвизовый режим может быть введен не ранее осени 2016 года, а возможно, и позже, у авиаперевозчиков имеется время на подготовку.

Знаковое событие - это объявление Еврокомиссии о том, что Украина выполнила все технические условия для введения безвизового режима с шенгенской зоной. К реализации этого сценария авиакомпании будут готовиться весь следующий год.

Обычно они за полгода, а порой и за год планируют свое расписание, и выстраивают под него сеть. Хотя закрытие украинско-российского авиасообщения наглядно показало, как, казалось бы, достаточно посредственные авиакомпании, типа "Белавиа", могут быстро отреагировать: изменить расписание, запустить рейсы в абсолютно новые для себя города - и предложить пассажиру новый продукт.

Главное, чтобы на этот продукт нашелся платежеспособный покупатель. Сомнение в наличии последнего высказывают западноевропейские лоукосты (Ryanair & EasyJet) в ответ на все предложения рассмотреть возможность полетов в Украину. В то же время уже сейчас мы можем наблюдать, что половину полетов из Киева Wizzair выполняет в Вильнюс, Катовице, Будапешт и на Кипр. То есть, в те страны, чьи консульства известны достаточно либеральным подходом к визовому вопросу.

Поэтому можно предположить, что с либерализацией визового режима уже спустя очень короткое время лоукосты тоже запустят несколько новых направлений. Правда, пример Молдовы и Румынии показывает, что сначала это будут просто 3-4 "гастарбайтерских" направления от Wizzair. А Ryanair и EasyJet стоит ждать позже - после того как начнут существенно расти доходы населения, а также в случае улучшения политического фона и связанной с этим активизации западных туристов.

Впрочем, главное, для привлечения новых перевозчиков нужна понятная государственная политика и стратегия по работе с авиакомпаниями. В противном случае любой из аэропортов и все государство может попасть в кабальную зависимость от одной авиакомпании.

Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что 2016 год будет более благоприятным для украинских авиакомпаний в сравнении с текущим. Но только в том случае, если политики не преподнесут отрасли еще каких-либо сюрпризов. Вероятно, уже весной в Украине будет зарегистрировано сразу несколько новых авиакомпаний, принадлежащих иностранным (в первую очередь турецким) инвесторам. Правда, работать они наверняка будут за рубежом. Возможно открытие новых рейсов между Украиной и Анкарой, а также - турецкими провинциальными аэропортами.

Во второй половине года, в случае либерализации визового режима с ЕС, на рынке должно начаться оживление, в первую очередь связанное с увеличением частот уже летающих авиакомпаний. Возможен и запуск нескольких новых направлений. Осенью можно ожидать появления новых лоукостов - если не европейских, то от МАУ, с базированием в Ивано-Франковске.

С политической точки зрения самыми ожидаемыми событиями будут:
  • Назначение нового руководителя Госавиаслужбы.
  • Утверждение новых директоров в аэропорты "Борисполь" и "Львов".
  • Ревизия и подписание договора о совместном авиационном пространстве с ЕС. Надо признать, что в теперешней редакции он невыгоден не только ни одной авиакомпании Украины (большинство просто лишатся права выполнять полеты за рубеж из Украины), но и основным национальным перевозчикам в ЕС, которые и задают в Европе политический тон. Вероятно, в этом и нужно искать причины двухлетний задержки подписания договора, что наглядно продемонстрировало нежелание либерализировать авиасообщение на двухсторонней основе.
  • Принятие политического решения о стратегической программе развития аэропортов Украины. Иначе нас ждет теневая приватизация главных воздушных ворот страны, что ярко продемонстрировало противостояние вокруг конкурса на должность генерального директора аэропорта "Борисполь".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка