О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Банкротство "Трансаэро" перекроило рынок авиаперевозок с Дальнего Востока в Москву

Уход с рынка авиакомпании "Трансаэро" продолжает сотрясать рынок авиаперевозок с Дальнего Востока в Москву

Уход с рынка авиакомпании "Трансаэро" продолжает сотрясать рынок авиаперевозок с Дальнего Востока в Москву. Призванная в срочном порядке на замену авиакомпания "ВИМ-Авиа" уже отказалась от полетов Владивосток - Москва, столкнувшись с низкой рентабельностью рейсов. По данным Деловой газеты "Золотой Рог", свободную нишу в ближайшей перспективе займет группа "Аэрофлот".

При этом собственно "Аэрофлот" продолжит выполнять рейсы в сегменте премиум, а его дочерняя компания "Россия" сосредоточится на перевозках в так называемом среднем классе, конкурируя с "Ютэйр" и "Сибирью" (бренд S7 Airlines), которая также рассматривает варианты выхода на привлекательные маршруты.

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" прекратила выполнение регулярных беспосадочных рейсов между Москвой и Владивостоком спустя полтора месяца после их открытия. Ближайший перелет в столицу планировался 16 января, однако этот и другие рейсы "ВИМ-Авиа" были исключены из расписания, билеты не продаются. Участники рынка отмечают, что перелеты "ВИМ-Авиа" выполнялись с низкой загрузкой даже в период новогодних праздников.

Уход "ВИМ-Авиа", по большому счету, не отразится на общей картине полетов в Москву: на очереди выход на дальневосточные маршруты регионального авиаперевозчика "Россия".

Досье "Золотого Рога": Группа "Аэрофлот", в которую сейчас входит шесть авиаперевозчиков, планирует за два года перейти на новую структуру и сократить количество перевозчиков до четырех. Группа будет поделена на три сегмента: премиальный, который займет собственно "Аэрофлот", средний, который будет представлен дальневосточным перевозчиком "Аврора" и региональной объединенной компанией "Россия", и лоукост (авиакомпания "Победа"). Авиакомпания "Россия" после присоединения к ней "Оренбургских авиалиний" (летают под брендом Orenair) и "Донавиа" будет перевозить около 10 млн пассажиров в год и обладать флотом из 74 воздушных судов. В настоящее время авиакомпания "Россия" выполняет внутренние и международные перевозки на лайнерах производства Airbus - А320 и А319. Флот объединенной авиакомпании может пополниться дальнемагистральными лайнерами Boeing-737-800 и Boeing-777-200, в том числе за счет включения в объединенный флот 24 лайнеров Boeing "Трансаэро".

"Мы ("Аэрофлот") видим, что между первой и второй категориями (премиальной и низкобюджетной категориями обслуживания группы "Аэрофлот") есть потребители, которые чувствительны к сервису и цене. Образование, которое мы создаем сейчас путем объединения ГТК "Россия", "Оренбургских авиалиний", "Донавиа", как раз и призвано удовлетворить ту рыночную потребность, которую мы видим для огромного количества наших пассажиров", - сказал председатель совета директоров "Аэрофлота" Кирилл Андросов.

По его словам, в этом ценовом сегменте работала "Трансаэро", "несмотря на то, что позиционировала себя как премиальный перевозчик". "Сейчас в этом сегменте успешно работают "Ютэйр", S7, "Уральские авиалинии". В этом сегменте будущая ГТК "Россия" и будет конкурировать ценой и качеством нашей услуги", - сказал г-н Андросов.

Путинский наказ

Президент РФ Владимир Путин на встрече с главой "Аэрофлота" Виталием Савельевым заявил о необходимости продолжить практику "плоских тарифов" (flat rate) в авиаперевозках. Тема актуальна прежде всего для Дальнего Востока, регионы которого после банкротства "Трансаэро" столкнулись с неконтролируемым ростом цен на авиаперелеты и дефицитом провозных мощностей.

Досье "Золотого Рога": "Аэрофлот" с 1 января 2016 года сроком на один год ввел "плоские тарифы". Так, тариф "Дальний Восток", по которому перевозятся пассажиры из Москвы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск, в оба конца в экономическом классе обслуживания составляет 20 тысяч рублей. Тариф в один конец - 12 тыс. рублей.

Как сообщал ранее "Аэрофлот", программа плоских тарифов (flat rate) запущена в соответствии с политикой перевозчика, который "провозглашает повышение мобильности населения в том числе путем улучшения транспортной доступности регионов страны".

"Обязательно нужно продолжать эту практику ("плоских тарифов"). Конечно, никого нельзя на рынке подрывать, но все-таки самое главное, что мы должны обеспечить, - это возможность гражданам России передвигаться по собственной стране, и не должно быть таких мест, таких регионов Российской Федерации, откуда граждане не могут улететь и куда не могут прилететь. Поэтому без всяких сомнений такая практика должна быть продолжена", - сказал Владимир Путин.

Виталий Савельев отчитался, что "Аэрофлот" с лета 2016 года увеличит провозные емкости на Дальний Восток. "Думаю, с летнего расписания с приходом парка "Трансаэро" - там большая часть машин уходит в авиакомпанию "Россия" - мы от 10 до 30 процентов увеличим емкости на направлении именно Дальнего Востока, что существенно", - сказал глава "Аэрофлота".

Он отметил, что практика "плоских тарифов" показала себя достаточно эффективной, хотя многие считают, что это не совсем рыночный механизм.

"Что касается Дальнего Востока. Мы летали в четыре города (с "плоскими тарифами". - Прим. авт.): Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский по 17 тыс. рублей в обе стороны, включая таксы и сборы. Сейчас мы летаем по 20 тыс., мы сделали небольшое увеличение только за счет инфляции, которую, в общем‑то, мы определили. Эта практика тоже показала себя достаточно эффективной, но мы должны тоже понимать, что мы не можем широко использовать "плоский" тариф, иначе мы просто подорвем конкуренцию на рынке и поставим в тяжелое положение наших коллег - другие авиакомпании России, которые работают на этих же направлениях. Такое тоже может быть, поэтому мы дозированно, в том объеме, как решили, эти рейсы осуществляем во все города", - сказал глава "Аэрофлота".

Не все так "плоско"

На первый взгляд практика "плоских тарифов" выглядит весьма привлекательно. Однако, к чему в итоге это приведет, можно только догадываться.

Прежде всего стоит отметить, что в условиях низкого спроса тарифы у авиакомпаний и так стали почти плоскими. То есть на всю глубину бронирования продажи идут фактически по одному тарифу, а незадолго до вылета, когда спрос увеличился, а билетов стало меньше, в ход идут более дорогие тарифы.

"Аэрофлот" на дальневосточных направлениях возвращается, по сути, к советской системе, когда все управление доходами сводилось к зимним и летним тарифам, а цены на билеты публиковались прямо в расписании.

Надо понимать, что подобный отказ ведет к снижению доходов авиакомпании. Доказать легко методом "от противного": во всем мире по мере либерализации и дерегулирования воздушного транспорта авиакомпании перешли от фиксированных тарифов к дифференцированным тарифным сеткам. В корне поменялась сама идеология: новый подход можно условно сформулировать как "хочешь лететь сейчас или более удобным рейсом - плати больше, планируешь полет заранее или выбираешь менее удобный рейс - плати меньше". Этот принцип доказал свою эффективность.

С практической точки зрения плоский тариф означает, что нет не только более дорогих билетов, но и более дешевых. Если раньше наименее обеспеченные потребители могли заранее приобрести билеты по тарифам ниже себестоимости (за счет перекрестного субсидирования с корпоративным рынком, где в последний момент покупаются самые дорогие билеты), то сейчас они этой возможности будут лишены. То есть фиксация единого билета ведет не к увеличению, а к уменьшению мобильности населения (ну или наименее обеспеченной его части, что не лучше).

Есть и менее очевидные, но не менее серьезные негативные последствия от введения плоских тарифов. Во-первых, сокращается глубина бронирования, поскольку нет никакого стимула приобретать билеты заранее. А это ведет к росту финансовых расходов авиакомпании, потому что вместо бесплатных кредитов от пассажиров, заранее купивших билеты, авиакомпания вынуждена финансировать свою текущую деятельность за счет банковских кредитов.

Во-вторых, плоский тариф усиливает диспропорции в спросе на удобные и неудобные - по дню недели и времени вылета - рейсы. Более привлекательные рейсы распродаются быстрее, и при наличии дифференцированных тарифов цена билетов на них получается выше, в результате чувствительные к цене потребители перераспределяются на менее удобные рейсы, по которым еще открыты квоты на низкие тарифы. При фиксированном тарифе этот механизм компенсации перестает действовать. И тут кроется ловушка: в условиях общего невысокого спроса загрузка на наименее удобных рейсах может оказаться до того низкой, что их придется отменять ввиду полной нерентабельности. Это приведет к снижению суммарной провозной емкости на маршрутах с плоским тарифом.

Таким образом, введение плоского тарифа ведет к снижению доходов и другим негативным последствиям как для авиакомпаний, так и для ряда пассажиров (конечно, чиновники или бизнесмены, которые сейчас покупают в последний момент дорогие билеты, плоским тарифам обрадуются, но едва ли это цель, к которой стоит стремиться).

Летать из Владивостока стали реже

Пассажиропоток ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ) в 2015 году сократился по сравнению с 2014 годом на 5%, до 1 млн 698 тыс. человек. В том числе на внутренних воздушных линиях обслужено 1,244 млн пассажиров (-4%), на международных - 454 тыс. (-9%). В среднем аэропорт обслуживал 4,7 тыс. человек в сутки.

В то же время генеральный директор ОАО "МАВ" Игорь Лукишин результаты производственной деятельности предприятия за 2015 год в целом оценивает положительно.

"Несмотря на значительное сокращение провозной емкости на московском направлении, связанное с отменой рейсов авиакомпанией "Трансаэро", аэропорт Владивосток сумел сохранить транспортную доступность региона благодаря привлечению новых авиаперевозчиков", - цитирует главу аэропорта пресс-служба.

По итогам года наибольший рост по пассажиропотоку показали авиакомпании "Аэрофлот" и "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот"), увеличившие количество перевезенных пассажиров на 3% и 9% соответственно.

Существенный рост пассажиропотока в 2015 году был отмечен по следующим международным направлениям из Владивостока: Харбин (рост в 2,5 раза), Янг-Янг (рост на 47%), Ташкент (+64%), Муданьцзян (+57%), Утопао (+38%), Пусан (+36%), Камрань (+15%), Пхеньян (+10%).

На внутренних авиалиниях положительная динамика пассажиропотока отмечена на направлениях в Благовещенск (рост на 83%), Краснодар (+51%), Екатеринбург (+35%), Читу (+19%), Иркутск (+6%), Магадан (+3%), Новосибирск (+3%), Южно-Сахалинск (+3%).

Досье "Золотого Рога": В августе 2014 года "Международный аэропорт Шереметьево" объявил о продаже 52,16% акций ОАО "МАВ" и 100% акций ЗАО "Терминал Владивосток". В феврале 2015 года МАШ сообщил, что победителем конкурса был признан консорциум РФПИ, "БазЭла" и Changi. В ноябре первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что участники сделки, касающейся аэропорта Владивостока, со стороны РФ и Сингапура согласовали основные ее условия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотой Рог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка