О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпаниям прогнозируют сокращение рынка на 15%

Федеральное агентство воздушного транспорта подвело итоги работы рынка пассажирских перевозок в прошлом году

Федеральное агентство воздушного транспорта подвело итоги работы рынка пассажирских перевозок в прошлом году. Общий трафик российских авиакомпаний, который последние пять лет в среднем прирастал на 15,7%, в 2015 году рост прекратил. По данным ведомства, по итогам года перевезено 92,1 млн пассажиров - это 98,8% от показателей 2014 года. Причем падение спроса на авиапутешествия обозначилось уже год назад - в январе 2015 года рынок упал на 1,3%.

Самая доходная часть индустрии - международные перевозки - в результате падения платежеспособности населения, закрытия прямого сообщения с Египтом и Украиной, запрета на чартеры в Турцию, сократилась на 15,8%. В общей сложности российскими авиакомпаниями на международных направлениях было перевезено 39,5 млн пассажиров. Внутренние перевозки увеличились на 13,6% - до 52,6 млн человек.

Пассажирооборот отрасли, который в последние годы прирастал в среднем на 13%, в 2015 году не только прекратил рост, но и заметно сократился - на 6% до 226,8 миллиарда пассажиро-километров. При этом на внутренних направлениях, где большинство дистанций короче, он увеличился на 11,7% до 99,2 миллиарда пассажиро-километров, а на международных линиях показатель упал на 16,4% - до 127,6 миллиарда пассажиро-километров.

Переориентация авиакомпаний на внутренний рынок и увеличение пассажиропотока внутри России не компенсировали падение доходов от международных перевозок, констатировала начальник управления экономики и программ развития Росавиации Виктория Шаромова на заседании подкомиссии Российского союза промышленников и предпринимателей.

Сложное экономическое положение отрасли отчасти сделало работу флота эффективней. На международных и на внутренних направлениях Росавиация отметила рост процента занятости пассажирских кресел: на международных показатель улучшился на 0,3 процентных пункта (до 82,2%), на внутренних - на 0,2 процентных пункта (до 76,6%). При этом самолеты и вертолеты, работающие на местных направлениях (около 3% от внутренних перевозок) летают с салонами, заполненными в среднем на 65,6% (в 2014 году они были заполнены на 67,2%).

Несмотря на повышение плотности пассажиров в салонах лайнеров и на российских направлениях, и на международных, процент занятости кресел всей гражданской авиации ухудшился на одну десятую процентного пункта - до 79,7%. Это означает, что на рынке по-прежнему есть избыточные провозные емкости, аккумулирующие убытки, аперераспределение флота прекратившей полеты "Трансаэро" между другими перевозчиками продолжается.

Федеральное агентство воздушного транспорта подсчитало, что совокупный финансовый убыток авиакомпаний за 9 месяцев 2015 года увеличился на 70% до 26,6 млрд рублей.

В итоге количество авиакомпаний РФ с нестабильной платежеспособностью за этот же срок выросло с 44% до 54%, уточнила Виктория Шаромова, объясняя, что в 2014 году пропорция была почти противоположной: высокая платежеспособность и стабильность характеризовала 56% авиакомпаний.

В Росавиации не исключают, что к началу действия зимнего расписания 2016 года некоторые компании могут и не дожить. По мнению заместителя начальника управления регулирования перевозок Росавиации Юрия Малышева, компании не смогут сформировать финансовую "подушку безопасности" за период летней навигации, "если не воспрянет египетский рынок, если не будет толчка к развитию внутреннего туризма" и не увеличится иностранный турпоток. В результате, предполагает он, "на "алтарь" положат" свидетельства эксплуатанта 5-6 компаний.

Эксперты отрасли подтверждают прогнозы по существенному ухудшению положения авиакомпаний в 2016 году и сокращению спроса на международные перевозки. "При негативном сценарии развития событий в российской экономике полеты за рубеж для россиян могут стать крайне редкими", прогнозирует управляющий партнер АО "2К" Тамара Касьянова.

"Уход компаний будет на руку остающимся на рынке", - говорит Роман Гусаров, объясняя, что пассажиров этих компаний перераспределят между собой остающиеся на рынке игроки. То же самое произошло с частью пассажиров иностранных компаний, прекративших полеты в РФ или снизивших их частоту. По его прогнозам, общее сокращение рынка в 2016 году может составить 10-15%. Гусаров в своем прогнозе ориентируется на вероятное падение ВВП на 5%, указывая, что рынок пассажирских перевозок всегда реагирует на падение экономики пропорционально....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка