Золотой Рог
27 января 2016, 12:10
Покупатель аэропорта Владивосток, похоже, готов "съехать"
Сделка по покупке активов аэропорта Владивосток международным консорциумом CIL до сих пор не закрыта
"Не заплатили деньги. Мы (МАШ и консорциум) подписали соглашение, договорились. 6,2 млрд рублей по нынешним деньгам смешные деньги. Мяч на стороне наших партнеров. Сумма, по-моему, вполне адекватная с учетом курса и того, что происходит в экономике", - сказал Михаил Василенко.
Консорциум "Базового Элемента", РФПИ и Changi Airports International в феврале 2015 года был объявлен победителем конкурса на приобретение 52,16% акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и 100% акций ЗАО "Терминал Владивосток" у аэропорта Шереметьево. Доли между членами консорциума распределены равномерно - по 33,3%. Компании вкладывают собственные средства, а РФПИ привлекает в сделку фонды из ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Катара.
Консорциум рассчитывает на активное развитие аэропорта в качестве основного международного хаба Дальнего Востока России с привлечением ведущих азиатских перевозчиков. Стратегия развития предлагает расширение терминала по мере роста пассажиропотока. По итогам 2015 года пассажиропоток аэропорта сократился по сравнению с 2014 годом на 5%, до 1 млн 698 тыс. человек.
Не сошлись в оценке
Это далеко не первая попытка МАШ уйти из Владивостока с деньгами. В 2011 году готовились условия конкурса по продаже аэропорта Владивостока, интерес к нему подтверждали "Базэл" и УК "Аэропорты регионов" (аэропортовый холдинг, стратегическим инвестором которого является ГК Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА). Но после консультаций с Внешэкономбанком, финансировавшим строительство нового терминала аэропорта Владивосток, было решено продать актив после саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Видимо, в расчете на появление инвестора из-за рубежа. Но продажа вновь зависла. Михаил Василенко пояснял, что сначала нужно "сформировать бизнес, связанный с работой авиакомпаний и пассажиров", чтобы аэропорт оценивался по рентабельности, а не по себестоимости строительства.
Объем капитальных вложений в строительство нового аэровокзального комплекса (терминал "А") общей площадью 47,5 тыс. кв. м в аэропорту Владивосток (Кневичи) составил порядка 7 млрд рублей. Строительство нового терминала началось в августе 2009 года. Главным инвестором выступило ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", соинвестором - Внешэкономбанк. Действующий аэровокзальный комплекс рассчитан на 5 млн пассажиров в год, технологическое оборудование - на 3,5 млн пассажиров. Вместе с тем у аэропорта есть возможность увеличить технологические мощности. Основным акционером ОАО "Международный аэропорт Владивосток" является ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" - 52,16% акций. ООО "Аэро-Груз" (Владивосток) принадлежит 18,4%, ЗАО "Кварц-Инвест" - 16,8% акций.
Вторая попытка продать актив была предпринята год назад. МАШ 12 декабря 2014 года завершил прием предложений по приобретению 52,16% акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" и 74,99% акций ЗАО "Терминал Владивосток", а также прав (требований) по договорам займа. Претендентами на актив выступили все та же УК "Аэропорты регионов", консорциум с участием аэропортового холдинга "Базэл Аэро", а также "Новапорт" Романа Троценко и компания "Аэроинвест" (аффилирована с холдингом "Синдика" сенатора Арсена Канокова). В ходе тендера наилучшую цену предложил консорциум.
Компания "Базэл Аэро" основана в 2007 году, управляет аэропортовыми активами одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп "Базовый Элемент". С июня 2012 года "Базэл Аэро" - совместное предприятие "Базового Элемента", Сбербанка России и Changi Airports International (стопроцентное дочернее предприятие Changi Airport Group). В настоящее время в "Базэл Аэро" входят аэропорты в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе. Аэропорты обслуживают более 8% общего пассажиропотока и 2% общего грузопотока России.
"Ждем с нетерпением"
"Конкурсное предложение консорциума было признано лучшим по совокупности целого ряда критериев, включая технические, юридические и финансовые аспекты сделки. Она будет закрыта после получения одобрений со стороны регулирующих органов. Международный аэропорт Владивосток имеет стратегическое значение для развития авиатранспортной системы региона благодаря своему географическому положению: он находится на пересечении воздушных трасс между Дальним Востоком России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2012 году во владивостокском аэропорту был построен новый комфортный терминал, проведена масштабная модернизация аэродрома, которая позволила ему принимать все типы воздушных судов", - сообщила пресс-служба "Базового Элемента".
"Мы с нетерпением ждем возможности наладить партнерские отношения с "Базовым Элементом" и РФПИ для совместного развития Международного аэропорта Владивосток. Город является крупнейшим экономическим центром Дальнего Востока и стратегическим стыковочным узлом со странами АТР. Мы видим большой потенциал развития воздушного сообщения в регионе и увеличения трафика между Россией и АТР", - отмечал Лим Лианг Сонг, генеральный директор Changi Airports International.
Спустя некоторое время председатель совета директоров "Базэл Аэро" Андрей Елинсон в интервью "Ведомостям" пояснил, что инвесторы берут на себя определенный долг, но понимают, что в случае с аэропортом Владивосток возврат не связан с тяжелыми вложениями капитального характера и высоким риском.
"Мы считаем, что этот аэропорт перспективный, и наши коллеги из Changi видят возможности, как сделать режим "открытого неба" именно в этом аэропорту более используемым, более интенсивным, привлекая авиакомпании из Сингапура и других азиатских стран, - развивать китайское и корейское направления. Много еще можно сделать и по авиационной, и по неавиационной деятельности. Мы будем смотреть, где можно усилить коммерческую политику, с учетом того, что люди прилетают не в аэропорт, а на территорию. Если аэропорт воспринимать исключительно как пересадочный узел, то он должен из себя представлять, как аэропорт Changi в Сингапуре, образец аэропортового искусства. Мы также учитываем, что в регионе собираются открывать игорную зону, да и весь Дальний Восток продолжает развиваться. Программа "открытого неба" и территория опережающего развития - это стимулы для роста территории. Чем нам интересен этот проект? Так же как Сочи 10-20 лет назад, когда никто не верил в потенциал этого города. Мы считаем, что и Владивосток, и все дальневосточные территории станут еще одной точкой роста. Мы в это верим, мы на это заложили, по сути, свой коммерческий риск. Ведь аэропорт в отрыве от территории не существует. Все наши планы могут реализоваться только в том случае, если сама территория будет создавать притяжение. Поэтому если сам регион будет динамично развиваться, то и подвижность населения будет расти", - сказал Андрей Елинсон.
Напомним, что аэропорт Владивостока включен в зону Свободного порта Владивосток, что может привести к росту грузопотока и созданию на территории аэропорта транспортно-логистических центров. Предполагается, что аэропортом главным образом будут управлять специалисты Changi при поддержке "Базэл Аэро", но для этого еще нужно рассчитаться по обязательствам.
Хабаровск отставать не собирается
В то же время участники рынка считают, что перспективы аэропорта Хабаровска куда более весомы, чем у Владивостока. Но у соседей проект пробуксовывает. "Хабаровский аэропорт абсолютно привлекателен для всех финансовых учреждений. Но здесь встает старая проблема - цена денег. Японский партнер компании готов инвестировать в иенах под низкие ставки. Но, сами понимаете, сегодня прогнозировать валютный курс на долгий горизонт очень сложно. Ищем альтернативное финансирование. Проект рассматривается Внешэкономбанком. Я крайне привержен этому проекту", - отмечал в интервью "Золотому Рогу" генеральный директор АО "Фонд развития Дальнего Востока" Алексей Чекунков.
Запланированная комплексная модернизация аэропорта Хабаровска призвана удвоить пропускную способность аэропортового терминала - до 4,7 млн пассажиров в год. Проект разработан с привлечением крупных международных компаний - Incheon International Airport Corporation, Daewoo Engineering, Assmann Beraten+Plannen.
В апреле 2015 года гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков и председатель совета директоров ОАО "Хабаровский аэропорт" Константин Басюк подписали соглашение о совместной реализации проекта строительства нового пассажирского терминала и прилегающей инфраструктуры в аэропорту Хабаровска (Новый). В частности, они договорились совместно работать над привлечением международных финансовых и отраслевых партнеров в проект.
Досье "Золотого Рога": ОАО "Хабаровский аэропорт" является главным оператором в международном аэропорту Хабаровск (Новый). По данным АО, 79% акций владеет ЗАО "Кварц-Инвест", 11% - у Panadero Investments Ltd. Стратегическим инвестором и владельцем еще 10% акций является корейская корпорация Incheon International Airport Corporation ("Международный аэропорт Инчон"). Управляющим партнером ОАО "Хабаровский аэропорт" является Константин Басюк. Для реализации проекта по модернизации в июне 2015 года создано АО "Международный аэропорт Хабаровск". Уставный капитал составил 130 млн рублей. 100% принадлежат ОАО "Хабаровский аэропорт". Аэропорт реализует инвестпроект на основе государственно-частного партнерства с выделением средств федерального бюджета на реконструкцию аэродрома в размере 9,1 млрд рублей и частных инвестиций на развитие аэровокзального комплекса и строительство парка Air City - 9,2 млрд рублей. Инвестиции Хабаровского края оцениваются в 400 млн рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотой Рог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
В Тайване заявили, что ракета случайно упала с самолета ВВС во время учебного полета
Апрель 19, 2024
Польская авиакомпания LOT отменила ближайшие рейсы в Тель-Авив и Бейрут