Опубликовано: 18.02.2016, 08:22
 

Обзор состояния рынка труда авиатранспортной отрасли в 2016 году


[image]

Начало 2016 года ознаменовалось для рынка труда авиатранспортной отрасли несколькими негативными тенденциями, которые обозначились, начиная со второй половины 2015 года.

Ключевыми трендами рынка труда авиатранспортной отрасли 2015 года стали:

  1. Оценка компетенций персонала и эффективности труда.

    Прежде всего, службы и департаменты по работе с персоналом компаний отрасли перешли от поиска и подбора специалистов к оптимизационным процедурам и схемам. Такие инструменты как оценка компетенций персонала и эффективности труда вышли на первый план. Тренд по сокращению численности персонала потребовал от HR-специалистов немалых усилий в работе над оценкой кадрового состава. Так как в отрасли отсутствуют профессиональные стандарты, а для большей части персонала отрасли, не являющегося официально авиационным, общих современных отраслевых требований к компетенциям не существует, то наиболее крупные и развитые компании отрасли занялись профилированием - разработкой и внедрением профилей должностей - инструментом, который помогает работодателю оптимизировать процедуры оценки, развития, обучения и подбора персонала; содействовать развитию политики оплаты труда, системы мотивации и повышению производительности труда. Профиль должности позволяет объединить и адаптировать все изменения нормативно-правовой базы, профессиональные стандарты, должностные инструкции, положения служб и другую внутреннюю документацию компании.

    По данным крупнейшего российского портала работы hh.ru для работодателей одной из главных проблем в вопросе оптимизации численности персонала стала оценка персонала. Следующими по сложности HR-процессами стали: мотивация, адаптация и оценка эффективности сотрудников. Разработка и внедрение профилей должностей, а также оптимизационных схем и процедур требуют финансовых вложений, а также наличие высококвалифицированных консультантов и специалистов, поэтому, к сожалению, многие компании-работодатели предпочитают выбирать некоторые "усредненные варианты". Таким образом, нынешняя оптимизация зачастую представляет собой хаотичный и нерегламентированный процесс.
  2. Сокращение численности персонала, увеличение функционала сотрудников.
    Начатое во второй половине 2015 года сокращение сотрудников продолжилось в 2016 году: согласно внутренних данных компании "Авиаперсонал" количество сокращенных специалистов в компаниях отрасли сильно варьируется и в некоторых случаях доходит до 20% от общей численности штата. Особенно сильно пострадали российские перевозчики, чья деятельность связана с туристическим сектором и чартерными перевозками
  3. Сокращение заработных плат и премиальной части.
    Работодатели всеми силами стремятся "сохранить" персонал, прибегая, прежде всего, к сокращению премиальной части и "серой" зарплаты, но все чаще сокращению подвергается окладная часть.
  4. Снижение стоимости авиационных специалистов на рынке труда.
    Зарплатные ожидания и "аппетиты" соискателей сократились - от 5 до 40% - в зависимости от профессиональной области по сравнению с зарплатными ожиданиями специалистов в 2014 и 2015 гг.
По итогам 2015 года в компанию "Авиаперсонал" поступило 115 180 обращений по вопросам трудоустройства и обучения в авиатранспортной отрасли (резюме, письма, звонки, просмотры сайта компании), из которых 110 169 обращений были связаны с вопросами трудоустройства, что является рекордным количеством за все время работы компании. Наибольшее количество резюме было получено от членов летного состава (19%), административного и аэропортового персонала (15%), членов кабинного экипажа (14%), инженерно-технического персонала (12%) и высшего менеджмента (10%).

По неофициальным данным на сегодняшний день в авиатранспортной отрасли без работы осталось порядка 13 тысяч человек. Текущую ситуацию на рынке труда можно назвать крайне неблагоприятной. В результате банкротства Трансаэро высвобождено более 11 000 специалистов, большая часть из которых была принята в штат Аэрофлота. В ближайшем будущем ожидается создание Аэрофлотом объединенной авиакомпании с участием трех структур - авиакомпаний "Россия", "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии". Слияния в период падения объемов перевозок не будут способствовать расширению штата компаний. Логичной для экономики компании (особенно после программы приема Аэрофлота сокращенных сотрудников Трансаэро) станет оптимизация численности персонала трех авиакомпаний, участвующих в слиянии. Только реорганизация авиакомпании "Оренбургские авиалинии" может привести к высвобождению на рынок труда еще порядка 2 тысяч человек.

В январе 2016 года компания "Авиаперсонал" запустила Опрос соискателей работы в авиатранспортной отрасли, призванный определить наиболее востребованные профессиональные области и специальности, критерии выбора работодателей, способы поиска работы, наиболее привлекательных работодателей и ряд других аспектов рынка труда. В Опросе приняло участие 327 респондентов (женщины - 29,4%, мужчины - 70,6%), среди которых:
  • члены летного состава - 33%;
  • представители инженерно-технических профессий - 16,2%;
  • административный и аэропортовый персонал - 9,2%;
  • члены кабинного экипажа - 8,6%;
  • высший менеджмент - 7,3%;
  • представители сферы "Бухгалтерия, финансы" - 4,6%;
  • представители сферы "Персонал, управление персоналом" - 4,6%;
  • специалисты других отраслей - 16,5%.
31,8% опрошенных респондентов не ищут работу активно, среди них преобладают специалисты с опытом работы более 10 лет, средняя возрастная группа (26 - 35 лет). 29,7% опрошенных респондентов ищут работу более полугода. Среди них преобладают специалисты с опытом работы более 10 лет, старшая возрастная группа (от 45-ти лет и более). 19,2% опрошенных респондентов ищут работу 3 - 6 месяцев, 19,3% опрошенных ищут работу в течение 1 - 3 месяцев.

Основными причинами поиска работы были названы причины, характеризующие кризисное положение - сокращение персонала, ликвидация (банкротство) компании и сокращение заработной платы. Среди других причин поиска работы можно выделить следующие ответы респондентов: "желание сменить род деятельности", "поиск более интересной работы", "продажа самолета", "исчезновение руководства", "кризис", "вмешательство государства в бизнес".

Наибольший интерес представляет собой распределение ожидаемого уровня дохода по мнению соискателей работы в авиатранспортной отрасли.

Согласно Опросу соискателей работы в авиатранспортной отрасли ожидаемый уровень дохода соискателей по сравнению с зарплатными пожеланиями специалистов в 2014 и 2015 гг. снизился - от 5 до 40% - в зависимости от профессиональной отрасли. Наибольшее падение зарплатных "аппетитов" было зафиксировано для представителей руководящего состава и топ-менеджмента (до 40%), а также членов летного состава (до 30%).

Согласно внутренних данных компании "Авиаперсонал" в авиатранспортной отрасли зафиксированы фактические сокращения заработных плат специалистов, причем в некоторых профессиональных областях весьма существенные - до 42%.
Так, самые значительные сокращения заработной платы были зафиксированы для:
  • руководящего состава и топ-менеджеров - от 10 до 42%;
  • членов летного состава - от 15 до 35%;
  • членов кабинного экипажа (бортпроводники) - от 7 до 19%;
  • представителей инженерно-технических профессий - от 5 до 18%.
На фоне общего сокращения заработных плат и премий в кризисное время всегда повышается спрос на специалистов по продажам, поскольку умение продавать на "падающем" рынке является наиболее востребованным навыком. Именно в это время руководство компаний готово выделять дополнительное финансирование на увеличение продаж. В 2016 году доход специалистов, занятых продажами, начал расти за счет увеличения окладной и, прежде всего, бонусной части, и по прогнозам компании "Авиаперсонал" рост может составить до 10 - 15% по сравнению с 2015 годом.

Порядка 35% безработных специалистов авиатранспортной отрасли составляют члены летного состава (Командиры воздушных судов, Вторые пилоты). В связи с огромной конкуренцией и отсутствием предложений работы на внутреннем рынке члены летного состава готовы умерить зарплатные ожидания. По самым пессимистичным прогнозам уровень доходов членов летного состава в 2016 году может быть сопоставим с показателями начала 2011 года (сокращение до 35% по сравнению с началом 2015 года). Данная тенденция подтверждается изменениями в ожидаемом уровне дохода, выявленными в ходе Опроса.

Порядка 15% безработных специалистов авиатранспортной отрасли составляют представители инженерно-технических профессий. Уровень дохода инженерно-технического персонала в 2016 году сокращается и в случае пессимистичного развития ситуации будет сопоставим с показателями начала 2013 года (сокращение до 20% по сравнению с началом 2015 года). Все больше представителей инженерно-технических профессий вынуждены снижать свою стоимость на рынке труда.

На примере динамики заработных плат командира воздушного судна и авиатехника авиационного и радио-электрооборудования отображена не только тенденция к ощутимому сокращению заработных плат, но и возврат данных показателей к значениям прошлых лет.

Существенные изменения коснулись уровня дохода руководящего состава и топ-менеджеров: теперь представители высшего менеджмента намного чаще готовы рассматривать предложения работы с заработной платой ниже привычного для них уровня.

Бортпроводники бизнес-авиации также ощутили на себе последствия кризиса - снижение уровня дохода составило до 20% по сравнению с 2015 годом.

Несмотря на общий экономический кризис и непростую ситуацию на рынке труда авиатранспортной отрасли, около 27% опрошенных респондентов не готовы менять сферу деятельности, желая остаться в авиации. Оставшиеся 73% респондентов готовы рассмотреть альтернативные отрасли и сферы деятельности.

В связи с отсутствием предложений работы на внутреннем рынке, а также значительным ростом иностранной валюты, большинство респондентов готово отправиться за границу (62,7%), в то время как оставшиеся 37,3% опрошенных не готовы к переезду в другие страны. 20,5% опрошенных не готовы менять место жительство и образ жизни даже в рамках страны.

Наиболее популярными способами поиска работы являются сайты компаний-работодателей (31%), порталы и сайты работы (25%), а также личные связи и контакты (23%). Соискатели работы не ограничиваются каким-либо одним способом поиска работы, предпочитая использовать несколько, чтобы увеличить свои шансы.

В условиях кризиса существенно меняются критерии выбора работодателя: на первый план выходят такие критерии, как стабильность компании на рынке и уровень заработной платы.

В рамках составления ежегодного рейтинга работодателей авиатранспортной отрасли в Опрос были включены вопросы по определению наиболее привлекательных работодателей, существующих на российском рынке труда авиатранспортной отрасли. Среди авиакомпаний тройка лидеров выглядит весьма интересно: Аэрофлот, S7 и Россия. Среди аэропортов в тройку лидеров вошли аэропорты Московского Авиационного Узла (Домодедово, Внуково, Шереметьево).

Среди других привлекательных российских работодателей, не имеющих прямого отношения к авиакомпаниям и аэропортам, были названы: ЛИИ им. Громова, Роснефть, ОАК, Технодинамика, Вертолеты России, Гражданские Самолеты Сухого, Росавиация, Ространснадзор, авиационные учебные центры, Авиализинг, Волга-Днепр Техникс, Авиа Групп, ИФК Техникс и другие.

В связи с огромным интересом к иностранным работодателям респонденты выделили следующих работодателей: Emirates (31,6%), Qatar Airways (9,3%), Etihad (9,3%), Lufthansa (7,9%), Air France и KLM (6,6%), а также Air China, Belavia, British Airways, Airbus, Boeing Iberia, Korean Air, FlyDubai, Thai Airways, Vueling Airlines, SAS, TNT, Virgin Airlines, American Airlines, Turkish Airlines и др.

По итогам анкетирования работодателей транспортной отрасли Министерством труда и социального развития РФ в рамках работы над созданием Национального справочника профессий востребованными, перспективными и новыми профессиями (специальностями) на рынке труда были названы:
  • Агент авиационной безопасности;
  • Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок;
  • Бортпроводник;
  • Диспетчер по контролю за подготовкой воздушных судов к вылету;
  • Пилот;
  • Специалист по техническому обслуживанию аэродромной техники;
  • Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) и другие.
Компания "Авиаперсонал" совместно с Ассоциацией "Авиационный персонал", объединяющей ключевых работодателей авиатранспортной отрасли по вопросам разработки профессиональных стандартов и решения кадровых задач, провели в декабре 2015 года опрос лидирующих работодателей авиатранспортной отрасли с целью определения приоритетных профессий (специальностей) отрасли. По итогам опроса ключевыми (приоритетными) профессиями были названы:
  • Инспектор службы авиационной безопасности;
  • Агент по организации обслуживания пассажирских перевозок;
  • Бортпроводник;
  • Агент перронного обслуживания;
  • Пилот;
  • Приемосдатчик груза и багажа;
  • Инженер аэродромной службы;
  • Специалист по ТО ВС.
Сопоставляя полученные результаты, можно сделать вывод о важности для работодателей таких профессий и направлений деятельности, как "Пилот", "Бортпроводник", техническое обслуживание ВС и аэродромной техники, авиационная безопасность, организация и обслуживание перевозок. Это значит, что утечка специалистов данных профессий и специальностей за границу является крайне критичной и болезненной как для работодателей, так и для всей авиатранспортной отрасли, поэтому работодатели и власти должны стараться всеми силами "сохранить" российских специалистов в отрасли.

Согласно данным крупнейшего российского портала работы hh.ru наиболее устойчивыми к кризису на московском рынке труда оказались такие профессиональные области, как "Консультирование", "Медицина, фармацевтика", "IT", "Продажи" и, частично, "PR и маркетинг". За прошедший год спрос на специалистов в этих сферах был относительно стабильным, а конкуренция выросла не больше, чем на 3 резюме на вакансию.

Специалистам из числа авиационного персонала для сохранения уникальных и дорогостоящих навыков рекомендуется рассмотреть работодателей Азиатского региона, которые готовы предложить конкурентные условия и достойную заработную плату. Многие иностранные авиакомпании-работодатели тщательно отслеживают ситуацию на российском авиационном рынке труда, периодически проводя так называемые "роудшоу" - презентации компании с одновременной возможностью получения предложения работы по заявленным вакансиям и позициям. Как правило, работодатель за несколько месяцев до "роудшоу" анонсирует дату, место проведения, а также востребованные вакансии и позиции. Все желающие принять участие в мероприятии должны пройти короткую регистрацию, отправить резюме, а также посетить мероприятие, в рамках которого может быть проведено собеседование с представителями компании.

В 2015 году такие авиакомпании, как Turkish Airlines, Hainan Airlines, Korean Air, Lucky Air, Ok Air и некоторые другие провели несколько "роудшоу" в Москве и Санкт-Петербурге для командиров воздушных судов и вторых пилотов. Отслеживать актуальные новости и предложения работодателей можно как на официальных сайтах, так и на популярных авиатранспортных порталах и сайтах.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «Авиаперсонал» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 18 февраля 2016 года | Дайджест публикаций за 18 февраля 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Авиаперсонал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ДОНАВИА (Donavia), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), Авиализинг, Air France, American Airlines, Волга-Днепр Техникс, Волга-Днепр, Объединенная авиастроительная корпорация, Авиа Групп, Вертолеты России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Консалтинговая компания Авиаперсонал, Оренбургские авиалинии, QATAR Airways, Донавиа, Ильюшин Финанс Ко., Авиакомпания "Сибирь", Turkish Airlines (в процессе тестирования)