О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Группа "Аэрофлот" объявляет финансовые результаты по МСФО за 2015 год

Группа "Аэрофлот" сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2015 г., подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности

Группа "Аэрофлот" (далее "Группа", тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала аудированную финансовую отчетность за год, закончившийся 31 декабря 2015 г., подготовленную в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы "Аэрофлот" за 2015 год:
  • Выручка увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 415 173 млн руб.;
  • Рентабельность EBITDAR1 увеличилась на 9,6 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 24,8%;
  • Рентабельность EBITDA1 увеличилась на 6,3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 14,1%;
  • Операционная прибыль составила 44 107 млн руб., что почти в четыре раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года;
  • Чистый убыток составил 6 494 млн руб.
Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и управлению сетью и доходами ПАО "Аэрофлот", прокомментировал:

"По итогам 2015 года Группа "Аэрофлот" продемонстрировала существенный рост выручки (на 29,8%), что стало возможным благодаря проактивному подходу к управлению сетью и доходами, а также высоким операционным результатам в сегменте внутренних перевозок, в т.ч. в связи с растущим спросом на поездки по России и соответствующим увеличением провозных мощностей Группой "Аэрофлот". За год пассажиропоток Группы "Аэрофлот" вырос на 13,4%, несмотря на общий спад российского рынка авиаперевозок.

Сложная макроэкономическая ситуация оказывала значительное влияние на финансовые результаты Группы на протяжении всего года. В ответ на ухудшение внешних условий мы реализовали ряд мер по оптимизации парка воздушных судов и сокращению издержек, что позволило Группе сдержать рост операционных расходов даже в условиях существенного ослабления курса национальной валюты. В результате, Группа показала рост операционной прибыли до 44,1 млрд рублей. Показатели рентабельности EBITDA и EBITDAR увеличились на 6,3 п.п. и 9,6 п.п. до 14,1% и 24,8% соответственно.

Во второй половине 2015 года Группа "Аэрофлот" сыграла ключевую роль в стабилизации российского рынка авиаперевозок, успешно реализовав поручение Правительства РФ по обеспечению перевозок пассажиров авиакомпании "Трансаэро". Общие издержки, включенные в расходы, составили почти 17 млрд рублей, что оказало дополнительное негативное влияние на финансовый результат.

Минувший год в части как операционных, так и финансовых результатов продемонстрировал верность стратегии Группы "Аэрофлот", направленной на создание одного из ведущих глобальных авиахолдингов. Мы уверены, что последовательная реализация данной стратегии и с успехом подтвержденная репутация Аэрофлота как надежного партнера и эффективного системообразующего игрока на российском рынке будут способствовать дальнейшему росту нашего пассажиропотока, маршрутной сети и бизнеса в целом".

Основные производственные показатели

Показатель2015 г.2014 г.Изменение
Пассажиропоток, тыс. чел.39 39334 73513,4%
- международные перевозки16 02917 096(6,2%)
- внутренние перевозки23 36517 64032,5%
Пассажирооборот, млн пкм97 63690 0758,4%
- международные перевозки52 95355 107(3,9%)
- внутренние перевозки44 68334 96827,8%
Предельный пассажирооборот, млн ккм124 741115 8347,7%
- международные перевозки68 49072 219(5,2%)
- внутренние перевозки56 25243 61529,0%
Занятость кресел, %78,3%77,8%0,5 п.п.
- международные перевозки77,3%76,3%1,0 п.п.
- внутренние перевозки79,4%80,2%(0,8 п.п.)

За 2015 год Группа "Аэрофлот" перевезла 39,4 млн пассажиров, что на 13,4% превышает результат аналогичного периода прошлого года.

Основные финансовые показатели

Млн руб., если не указано иное2015 г.2014 г.Изменение
Выручка415 173319 77129,8%
EBITDAR2103 11848 673111,9%
Рентабельность EBITDAR24,8%15,2%9,6 п.п.
EBITDA158 70324 839136,3%
Рентабельность EBITDA14,1%7,8%6,3 п.п.
Операционная прибыль44 10711 268-
Рентабельность операционной прибыли10,6%3,5%7,1 п.п.
Убыток за период(6 494)(17 146)(62,1%)

Выручка

Млн руб., если не указано иное2015 г.2014 г.Изменение
Выручка от пассажирских перевозок349 574268 63630,1%
в т.ч. регулярные перевозки343 428253 61335,4%
чартерные перевозки6 14615 023(59,1%)
Выручка от грузовых перевозок9 6318 71810,5%
Прочая выручка55 96842 41731,9%
Выручка итого415 173319 77129,8%


Выручка Группы "Аэрофлот" за 2015 год увеличилась на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составила 415 173 млн руб., что объясняется ростом выручки от регулярных пассажирских перевозок и прочей выручки.

На фоне роста пассажиропотока Группы в 2015 году на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 35,4% и составила 343 428 млн руб. Выручка от чартерных перевозок снизилась на 59,1% до 6 146 млн руб., что связано со стратегией Группы по сокращению присутствия в данном рыночном сегменте и с общей рыночной динамикой туристических перевозок.

Выручка от грузовых перевозок за 2015 год увеличилась на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несмотря на снижение объемов перевозок грузов и почты на 6,0%, что объясняется ростом доходных ставок в данном сегменте.

Прочая выручка увеличилась на 31,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 968 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное2015 г.2014 г.Изменение
Обслуживание воздушных судов и пассажиров75 18661 07023,1%
Расходы на оплату труда55 61952 1486,7%
Расходы по операционной аренде44 41523 83486,4%
Техническое обслуживание воздушных судов32 04219 22466,7%
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы26 08422 20617,5%
Амортизация и таможенные пошлины14 59613 5717,6%
Прочие расходы/доходы, нетто28 74229 251(1,7%)
Операционные расходы, за исключением авиационного топлива276 684221 30425,0%
Расходы на авиационное топливо94 38287 1998,2%
Операционные расходы итого371 066308 50320,3%

Расходы на авиационное топливо за 2015 год увеличились на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 94 382 млн руб., что связано с ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок. Без учета эффекта валютного курса расходы на авиационное топливо снизились на 18,8% за счет снижения цен на нефть и реализации Группой мер по повышению топливной эффективности.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 25,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 276 684 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 75 186 млн руб., увеличившись на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 8,4%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и роста пассажиропотока, а также изменения тарифов на услуги.

Расходы на оплату труда увеличились на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 55 619 млн руб. в основном в результате увеличения численности персонала на фоне роста объемов деятельности, а также в результате роста рублевого эквивалента зарплат сотрудников международных представительств Аэрофлота и дополнительных мотивационных выплат бортовым экипажам.

Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 44 415 млн руб., увеличившись на 86,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах США). Дополнительное влияние оказало расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 9 самолетов или 5,0% по сравнению с 31 декабря 2014 года), а также рост ставки LIBOR в течение отчетного периода.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 66,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 32 042 млн руб. в основном в связи с изменением курса рубля к мировым валютам. Без учета эффекта валютного курса расходы по данной статье увеличились на 8,2%, что связано прежде всего с ростом объема работ.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 26 084 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано прежде всего с фактором объема, а также с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к твердым валютам.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 14 596 млн руб., что связано с поступлением в состав парка воздушных судов Группы новых лайнеров Boeing 777-300ER по договорам финансового лизинга в течение 2014 года и полной реализацией эффекта амортизации в 2015 году.

Прочие расходы/доходы (нетто) снизились на 1,7% до 28 742 млн руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с начислением резервов под дебиторскую задолженность "Трансаэро" за перевозку пассажиров, а также ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат. Рост данных расходов был компенсирован отражением дохода в отношении корректировки НДС по договорам код-шеринга и получением дохода от возмещения акциза за авиатопливо.

В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы за 2015 год составила 44 107 млн руб. (10,6% от выручки). Показатель EBITDA составил 58 703 млн руб. при увеличении рентабельности на 6,3 п.п. до 14,1%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное2015 г.2014 г.Изменение
Операционная прибыль44 10711 268-
Финансовые доходы15 8112 471-
Финансовые расходы(37 715)(28 399)32,8%
Результат хеджирования(23 746)(1 723)-
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий(17)31-
Убыток до налогообложения(1 560)(16 352)(90,5%)
Расход по налогу на прибыль(4 934)(794)-
Убыток за период(6 494)(17 146)(62,1%)

Финансовые доходы за 2015 год увеличились более чем в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 15 811 млн руб., что объясняется положительным эффектом от переоценки производных финансовых инструментов, не учитываемых по правилам хеджирования, а также процентами по депозитам.

Увеличение финансовых расходов до 37 715 млн руб. за 2015 год в основном связано с обесценением займа, выданного "Трансаэро", а также увеличением процентных расходов и реализованным убытком по производным финансовым инструментам, не учитываемых по правилам хеджирования.

Убыток от реализации результата хеджирования составил 23 746 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по производным финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.

В результате влияния вышеуказанных факторов чистый убыток Группы по итогам 2015 года составил 6 494 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное31.12.201531.12.2014Изменение
Кредиты и займы68 46024 203182,9%
Финансовая аренда164 524149 27810,2%
Пенсионные обязательства74565913,1%
Таможенные пошлины-169-
Общий долг233 729174 30934,1%
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции36 61027 50833,1%
Чистый долг197 119146 80134,3%
Чистый долг/EBITDA3,4х5,9х-

Общий долг по состоянию на 31 декабря 2015 года увеличился на 34,1% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года и составил 233 729 млн руб. в основном за счет увеличения кредитов и займов, а также переоценки обязательств по финансовому лизингу.

По состоянию на 31 декабря 2015 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 36,8 млрд руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Аэрофлот - российские авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка