Автор: Юрий Пономарев
Опубликовано: 31.03.2016, 09:27
Комментариев: 1
 

Большие проблемы серийного производства самолета Ил-114

На проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках программы по региональному самолету Ил-114 в 2016 г планируется выделить 1,25 млрд рублей


[image]

Первый заход

В июле 2014 г. президент Владимир Путин поручил просчитать затраты, необходимые для развертывания серийного производства самолета Ил-114 на территории России. Ответственность за выполнение данного поручения была возложена на премьер-министра Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу и полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.

В конце августа 2014 г. в Минпромторговли России прошло совещание, на котором было принято отрицательное решение о серийном производстве самолета Ил-114. В ту пору заместитель министра Юрий Слюсарь заявил, что "возобновление производства регионального самолета Ил-114 в гражданской версии нерентабельно".

Такое решение Минпромторговли было связано с тем, что самолет Ил-114 создан в конце 80-х годов прошлого столетия. Машина требует основательной модернизации. Это немалые деньги и по нынешним временам займет много времени. Вся техдокументация требует оцифровки и др. Также для реализации проекта потребуется восстановить серийное производство двигателей ТВ7-117СМ и выполнить работы по увеличению ресурса мотора до 6 тыс час. Это требует значительных средств и времени.

Полтора года назад, по всей видимости, пришли к выводу, что отечественным авиакомпаниям проще приобретать самолеты подобного класса за рубежом, пока Запад не введет еще более жесткие санкции. Двумя словами: в 2014 г. правительство не увидело рынка для Ил-114. Экономический кризис в стране набирал силу и размеры.

Второй заход

Рынок для Ил- 114 в правительстве вдруг увидели в 2015 г. 29 марта нынешнего года на Нижегородском авиазаводе (НАЗ) "Сокол", который определен площадкой по финишной сборе Ил-114, прошло совещание по организации серийного производства "ильюшинской" региональной машины.

"Потребность российских авиакомпаний в турбовинтовых самолетах Ил-114 в 2020-2030 гг. оценивается как минимум в 150 лайнеров", - заявил перед представителями СМИ вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Я называю сейчас только потребность наших гражданских авиакомпаний, это не считая "Почты России", которая хочет иметь свои собственные самолеты, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества, и это не считая госзаказчиков: Минобороны, ФСО, МЧС, МВД", - добавил Д.Рогозин.

Вице-премьер также сказал, что серийное производство регионального турбовинтового самолета Ил-114 планируется начать на "Соколе" в 2019 г. и что для реализации запуска Ил-114 необходимо финансирование в объеме 5-6 млрд руб ежегодно, начиная с 2017 г. По его словам, потребность в финансировании в 2016 г.составляет более 3 млрд руб.

По инициативе вице-премьера Д.Рогозина и полпреда президента М.Бабича в правительстве была создана рабочая группа (РГ), которую возглавил Д.Рогозин. РГ определила технический внешний облик самолета на базе Ил-114, произвела финансово-экономические расчеты, определила источники финансирования и производственные площадки, проработала вопросы производственной кооперации.

Посадка на "Соколе"

Нижегородской авиазавод "Сокол" выбрали для серийного производства Ил-114 во многом потому, что его производственные мощности необходимо загружать. В настоящее время на НАЗ осуществляется ремонт и модернизация истребителей МиГ-31 в рамках контрактов с Минобороны России, производит основные агрегаты для истребителей палубного базирования МиГ-29К/КУБ, истребителей МиГ-29М/М2, модернизирует МиГ-29УБ для инозаказчиков, а также серийно строит двухместные боевые машины МиГ-29УБ. В прошлом 2015 г. на авиазаводе было построено всего два истребителя МиГ-29УБ.

Прогноз "погоды" на послезавтра

Нечто похожее уже было с ближнемагистральным авиалайнером Ту-334. В 2003-2004 гг. в РСК "МиГ" предпринимали попытку организовать финишную сборку "туполевской" машины. Ничего не получилось. В апреле 2005 г. было подписано постановление правительства России об организации серийного производства Ту-334 на Казанском авиазаводе. Также ничего не получилось. Это были благоприятные годы для экономики России.

Сейчас РСК "МиГ" находится в кризисе. В канун 2016 г. в корпорации "МиГ" прошли большие по размерам увольнения персонала. Если РСК "МиГ" в ближайшей перспективе не получит большой контракт на разработку и серийное производство машины МиГ-35, то, можно предположить, что корпорация до 2020 г. прекратит свое существование.

Как показывает опыт ряда проектов, например, по самолету Ту-334 и машине Ту-204СМ, что выделение средств из госбюджета, не обязательно приводит к созданию готового продукта, развертыванию его серийного производства и к продажам на рынке. За государственные средства можно создать самолет, но невозможно навязать его авиакомпаниям.

Практика показывает, что на большие госзаказы на машины гражданского назначения тоже нельзя рассчитывать: сегодня о нем объявили, а завтра по секвестру его значительно сократили.

В целом ситуация в экономике страны затрудняет реализацию подобных капиталоемких проектов. Стоит напомнить, что недавно Минпромторговли не потянул менее затратный проект по созданию самолета для местных воздушных линий "Рысачок".

Справка ЖВ

Турбовинтовой самолет Ил-114 разработан ОКБ им. С.В.Ильюшина в конце 1980-х г. для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР. 29 марта 1990 г. Ил-114 совершил первый полет.

Изначально самолет проектировали с учетом особенностей эксплуатации в арктических условиях, надеясь создать на его базе машины для аэрофотосъемки, пограничников и Военно-морского флота со временем патрулирования 10-11 часов и более.

До 2012 г. серийное производство различных модификаций самолета Ил-114 велось на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Всего с 1992 по 2012 гг. в Ташкенте было построено 16 самолетов семейства Ил-114. Сейчас в России в летном состоянии находится всего один самолет Ил-114 - летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с российскими двигателями ТВ7-117СМ, принадлежащая санкт-петербургскому НПП "Радар-ММС". В Узбекистане эксплуатируется семь пассажирских Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127H, которые приобрела авиакомпания "Узбекистон Хаво Йуллари".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 марта 2016 года | Дайджест публикаций за 31 марта 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «zhukvesti.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), Узбекистон Хаво Йуллари (Uzbekistan Airways), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), Полет, МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Аэросвит (AeroSvit), АС, Слюсарь Юрий, Рогозин Дмитрий, Научно-производственное предприятие "Радар ммс" , Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - филиал АО "РСК "МиГ", Т-401, М-201, МиГ-31, Д-41, МиГ-29М, Ту-334, Ил-114 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Нужен ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК гражданских самолетов (Советский АЭРОФЛОТ).Для военных самолетов есть Минобороны, а для гражданских - нет. И еще - запретить российским авиакомпаниям выполнять чартерные рейсы за границу - только регулярные, по договору с иностранными государствами или с авиакомпаниями. И дотации только тем российским авиакомпаниям, которые выполняют 75% внутренних рейсов и 25% международных рейсов. Если этот баланс не соблюдается - никаких дотаций. А государственная авиакомпания должна заказывать самолеты в ОАК, покупать их и эксплуатировать их только внутри страны. Конечно, если будут предложения от других государств - пожалуйста, продадим.