О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рамки навсегда

Российские чиновники решили обязать все аэропорты страны проводить сплошной досмотр пассажиров и их вещей на входе в терминал, независимо от уровня террористической угрозы

Как стало известно "Газете.Ru", российские чиновники решили обязать все аэропорты страны проводить сплошной досмотр пассажиров и их вещей на входе в терминал, независимо от уровня террористической угрозы. Сейчас досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности. Однако в случае его снижения аэропорты продолжат проверку всех посетителей аэровокзала.

Минтранс России подготовил поправки к Воздушному кодексу, которые обяжут российские аэропорты проводить сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэровокзал, говорится в документе (копия имеется в распоряжении "Газеты.Ru").

"В целях обеспечения безопасности посетителей и персонала аэропорта, предупреждения противоправных действий, могущих повлечь за собой материальный ущерб либо создать угрозу наступления таких последствий, обязательному досмотру на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта подлежат все входящие в аэровокзальный комплекс лица и находящиеся при них вещи", - говорится в документе. В Минтрансе подтвердили, что такие поправки готовятся, подчеркнув, что "при отказе лица от досмотра на входе доступ ему в аэровокзальный комплекс не разрешается".

В России существует три уровня безопасности, которые были утверждены правительством в 2008 году. Так, первый уровень подразумевает защищенность транспортного комплекса от потенциальных угроз, второй - от непосредственных угроз. И третий, самый высокий, - это совокупность факторов, которые создают реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства. При этом в России не бывает нулевого уровня безопасности. Правительство в 2008 году постановило, что первый уровень действует постоянно, если не объявлен второй или третий уровень безопасности.

Сейчас досмотр людей на входе в московские аэропорты проводится на основании второго уровня безопасности транспортной инфраструктуры, который был объявлен Минтрансом в январе 2011 года, спустя несколько дней после теракта в московском аэропорту Домодедово.

Этим же документом было рекомендовано проведение тотального досмотра на входах в терминалы всех аэропортов России. При этом порядок проведения досмотра Минтранс регламентировал только в 2014 году.

Для сравнения: во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт. Однако охрану объекта осуществляет полицейский орган. По данным Airpol Network (проект по работе полицейской охраны в аэропортах различных стран), полицейская охрана аэропортов осуществляется как минимум в 18 странах Европы.

Например, в Испании для обеспечения безопасности в аэропортах привлекается гражданская гвардия Испании, а во Франции - авиатранспортная жандармерия. Такие же органы выделены, например, в Австралии, Ирландии и Великобритании. Стоит отдельно отметить охрану аэропорта Бен-Гурион в Израиле. В этом аэропорту все объекты находятся в огороженной и охраняемой зоне, то есть свободного доступа в аэропорт фактически нет.
Однако после теракта в аэропорту Брюсселя, который произошел 22 марта текущего года, европейское отделение Международной ассоциации аэропортов (ACI Europe), в которую входят около 500 аэропортов из 45 стран Европы, сообщило, что страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажира и багажа на входе в аэропорт. При этом ассоциация подчеркивала, что ужесточение требований к досмотру по факту создает новые уязвимости для системы безопасности аэропортов, так как сбор пассажиров и гостей аэровокзала на входе "лишь двигает цель (террористов. - "Газета.Ru"), а не защищает ее".

"Законодательно необходимость проведения сплошного досмотра на входах в аэровокзалы не была закреплена ни после терактов в 2004 году, ни после трагических событий 2011 года. Принятие такого документа - запоздалая, но необходимая реакция на сложившуюся за предыдущие годы практику", - считает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Он подчеркивает, что позиция экспертов по вопросу сплошного досмотра на входах в аэровокзалы однозначна: мишенью для террористов может стать любое скопление людей, в том числе и очередь около рамки.

"Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде подтвердил, что рамки сами по себе не панацея. Поэтому аэропортам придется создавать избыточную и дорогостоящую инфраструктуру, обеспечивающую запас по пропускной способности даже в пиковых ситуациях. С другой стороны, законодательное закрепление и подробная регламентация процедур входного контроля позволят операторам аэропорта точно рассчитывать дополнительные расходы на его обеспечение и обосновывать перед Федеральной антимонопольной службой необходимость повышения сборов за авиационную безопасность", - поясняет Олег Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка