Автор: Елена Колосова
Опубликовано: 06.04.2016, 18:09
 

Производство Ил-114 наладят на заводе "Сокол"

Ил-114 приземляют в Нижнем Новгороде


[image]

Без сомнения, этот котяра нежного цвета капучино, на которого отреагировал в твиттере даже вице-премьер Дмитрий Рогозин, скрасил ожидание журналистов на авиазаводе "Сокол", где 29 марта прошло важное совещание.

Коты в "оборонке"

В день визита Президента РФ в Нижний Новгород сюда также прибыла внушительная делегация федеральных чиновников, чтобы обсудить развертывание на "Соколе" производства гражданского самолета Ил-114.

Появившийся неизвестно откуда молодой котик (которых на заводе категорически нет, как нас заверяли) вел себя странно: не хотел кушать колбасу и буженину с гостевого стола, его тянуло на руки и пообщаться хотя бы с журналистами, кто-назвал котяру "пушистым шпионом". Рогозин пошутил, что "это не шпион, а наш боевой товарищ". "На каждом авиазаводе у нас трудятся специально обученные коты, чтобы ни одна американская мышь не прошмыгнула", - написал он в соцсети.

Шутки, шутками, но вопрос на "Соколе" (входит в РСК "МиГ" "Объединенной авиастроительной корпорации") осуждался серьезный, фактически решалась судьба этой легендарной авиастроительной площадки. Большая часть встречи прошла за закрытыми дверьми. Модераторами выступали заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин и полпред Президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, а также более десятка представителей структур федерального и регионального уровня (Минфин, Минпром, Военно-промышленная комиссия, президент ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь, гендиректор АО "ОДК" Александр Артюхов, генеральный конструктор ОАО "Ил" Николай Таликов, руководство авиазавода "Сокол").

Обсуждали схемы финансирования и кооперации для ближнемагистрального лайнера.

Спасение завода

Уже давно анонсировалось, что нижегородский авиазавод "Сокол" - станет финалистом по сборке турбовинтовых Ил-114.

Справка "МК в НН":

Турбовинтовой самолет Ил-114 рассчитан на перевозку до 64 пассажиров. Крейсерская скорость - 500 км/ч, дальность полета с пассажирами - 1400 км.

Принципиально вопрос был решен Президентом РФ: проект создания регионального самолета разрабатывается по его прямому поручению.

"Необходимо иметь полностью свой, отечественный лайнер, - отметил главное Дмитрий Рогозин, - целиком уйти от зависимости от иностранных поставщиков. Скоро российский авиапарк покинут устаревшие АН 24, 26, другие воздушные "внедорожники" типа ЯК 40. При этом в России есть конструкторские наработки и готовая платформа - Ил 114. Раньше он производился в Ташкенте. Нужно перевести производство на территорию России и полностью модернизировать".

В пользу Нижнего Новгорода (а не Саратова или Ульяновска) сыграли хороший лоббизм и предстоящая переориентация авиазавода на гражданку.

Говорят, полпреду Михаилу Бабичу пришлось проявить редкостные волевые способности, чтобы "затащить" перспективный заказ именно в ПФО (что было категорически важно), да еще - на "Сокол", который при других раскладах мог остаться в менее выигрышной позиции. Сегодня производство занято ремонтом и модернизацией МИГов, коллектив существенно сократился. Без военных контрактов перспективы площадки весьма туманны.

"Где-то после 2020 года оборонзаказ будет постепенно уходить с "Сокола", - подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин, - параллельно со стартом производства новых гражданских самолетов здесь будет снижаться доля военной продукции, и одновременно наращиваться производство гражданских бортов. Поэтому наши планы гармонично сочетаются".

"Мы помним, как нелегко рождалось решение по строительству ближнемагистрального Ил-114, - говорит Михаил Бабич. - Были различные точки зрения. В том числе озвучивались мысли о создании совместного производства, либо закупке для нужд региональной авиации импортных самолетов. Но наша совместная работа привела к докладу главе государства, на основании которого принято решение о том, что проекту Ил-114 быть".

Опять Боинги?

По инициативе Михаила Бабича и Дмитрия Рогозина была организована работа по Ил-114: сформирован его технический внешний облик, произведены финансово-экономические расчеты, определены источники финансирования и производственная площадка, проработаны вопросы производственной кооперации.

"Могу сказать, что спрос на эти самолеты очевиден, -уверен полпред президента в ПФО. - У нас в округе 3 года реализуется программа региональной авиации и, несмотря на экономическую ситуацию, объем перевозок растет, потребность в самолетах очень высокая".

"Ил-114 крайне необходим прежде всего для народа, для гражданской авиации, - подчеркнул Дмитрий Рогозин (например, из Москвы в Дивеево летать - Авт.). - Самолет можно будет использовать в комплектации обычного и специального шасси, и значит эксплуатировать в Арктике".

"Объем рынка достаточно велик: только для гражданских авиакомпаний как минимум 150 самолетов на период от 2020 до 2030 годы. Не считая "Почты России", которая хочет иметь собственные борты, а также МЧС, МВД, Минобороны, - уточнил вице-премьер. - Наши госзаказчики предпочитают пощупать в натуре".

К 2018 году Россия должна получить два первых экземпляра Ил-114 из Нижнего. Серийное производство самолета планируется начать в 2019 году, что потребует финансирования в объеме 5-6 млрд рублей ежегодно начиная с 2017-го. По предварительным расчетам общая стоимость работ по проекту составит около 34 млрд. рублей, из них на ОКР - 14,5 млрд рублей. Плюс докапитализация лизинговых компаний, чтобы они выступили главными заказчиками новых Ил-114.

Ориентировочная цена лайнера, которую нам озвучил источник, - 960 млн рублей. В силу девальвации отечественной валюты "Боинги" становятся "категорически невыгодными", а российская машина выглядит намного эффективнее, считают чиновники. Правительство РФ ведет переговоры с двумя компаниями, которые могут стать потенциальными покупателями ближнемагистрального самолета: Финансовой лизинговой компанией (входит в ОАК) и Государственной транспортной лизинговой компанией.

"Сирийское небо" отразится у нас

"Самолет будет чисто российским, - заверил журналистов Дмитрий Рогозин, - авионика, бортовое оборудование, двигатель, который уже сегодня существует, его надо просто довести до ума. Хочется применить военные технологии, которые мы увидели в сирийском небе. Есть потребность начать производство немедленно - в 2016 году. Чтобы начать в этом году нужно будет 3 млрд рублей, поскольку в Ташкенте есть планеры (без начинки), которые можно забрать и используя этот задел начать собирать оборудование здесь, - планирует Рогозин. - Есть потребность дополнительного финансирования, будем обсуждать с Президентом России. Но если мы в эти сроки не осуществим запуск ИЛ-114 в производство, то у нас будет провал в гражданском авиапарке. Без новых самолетов наши авиакомпании окажутся опять перед выбором - закупать иностранщину.  А это - горизонт рынка в 5-10 лет. Поэтому мы обязаны найти деньги", -заключил Рогозин.

Почем билетик?

На совещании обсуждали, в том числе, и составляющие затрат авиакомпаний, и стоимость перелета. Например, заказчики говорили, что если бы можно было летать в Крым без дозаправки из отдаленных регионов страны, то цена билета была бы значительно ниже. В этой связи шла речь и о производстве отечественных дальнемагистральных самолетов.

"Вопрос стоимости цены билета напрямую связан с топливной эффективностью самолета, - сказал Рогозин отвечая на вопрос корреспондента "МК в НН". - Раньше как получалось? Мы заказывали двигатель одновременно с разработкой самолета, а делали его позже. Самолет вроде бы есть, а мотора нет. В результате мы "отодвигали" свое двигателестроение, ресурс российского двигателя был меньше, и кушал он бензина больше, чем зарубежный и билетики стоили дороже. Пассажирам приходилось переплачивать за это. Для производителя теперь главное - доработать двигатель. Предполагается оснащать самолеты проекта Ил-114 новым более экономичным турбовинтовым двигателем ТВ7-117 СМ (производится АО "Климов" Объединенной двигателестроительной корпорацией)".

Заказ с прибылью

"У нас нет никаких сомнений, что завод "Сокол" - оптимальная площадка для конечной сборки и производства самолетов Ил-114. Здесь есть все необходимые производственные мощности, коллектив, - уверен полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич. - Хотя предусмотрена кооперация с другими заводами, и еще предстоит окончательно сформировать цепочку кооперации. Мы с правительством Нижегородской области проработали вопрос налоговых льгот, подготовки персонала, других административных и управленческих возможностей поддержки, которую можно оказать со стороны региона и округа".

"Такой большой заказ по производству "Ил-114" принесет заводу прибыль, а значит и Нижнему Новгороду", - заверил журналистов Дмитрий Рогозин.

У Рогозина в твиттере @Rogozin Ульяновску самолет дают, Нижнему дают самолет и завод ракет, а Самаре ничего не дают. Тогда верните самарский завод в собственность государства.

По словам Рогозина сейчас, уже на уровне Президента РФ, обсуждается развертывание своего дальнемагистрального самолета Ил-96-400 (дальность полета свыше 10 тысяч км), количество пассажиров около 400 человек, новый двигатель ПД-14 позволит тратить меньше топлива.

"У нас огромная страна с большим количеством часовых поясов. Мы, безусловно, работаем сейчас над проектом российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, но это дело послезавтрашнего дня. А что касается завтрашнего и сегодняшнего, то надо же на чем-то летать. На период до создания самолета совершенно нового поколения мы могли бы сейчас производить самолет Ил-96-400", - пояснил Рогозин.

"Однако этот лайнер скорее всего отойдет на воронежскую площадку. Нижегородцам с ним не справиться", - добавил вице-премьер.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 апреля 2016 года | Дайджест публикаций за 6 апреля 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Таликов Николай, Сокол, Россия (Rossiya Airlines), Слюсарь Юрий, Бабич Михаил, Рогозин Дмитрий, Артюхов Александр, Горизонт, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация, Климов, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Т-401, М-201, Д-41, Ил-114, Горизонт (в процессе тестирования)