О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании продолжают выживать людей с Севера

Председатель Общественной палаты Колымы Яков Радченко рассказал в блоге MagadanMedia о беспредельно высоких ценах на билеты летом

Мы думали, рассчитывали, верили, что уход "Трансаэро" и приход трех-четырех авиакомпаний на главное для колымчан направление "Магадан - Москва" решит проблему беспредельно высоких цен на билеты летом. Оно к тому и шло. Конкуренция все-таки. Однако, не срослось.

Сначала "ВИМ-Авиа" вздернула цены на полет в столицу и обратно до 50 тысяч рублей, причем уже сейчас, с апреля - и на всю глубину, до осени. На этой неделе не выдержал и "Икар", который сейчас возит пассажиров дешевле всех (за 32-33 тысячи рублей). На июль-август цены "Икара" подровнялись с "ВИМ-Авиа" и стали те же 45-50 тысяч рублей. И это эконом-класс, приближенный к лоукостеру! У "России" так называемые плоские тарифы: еще можно на вторую половину лета взять за 44 тысячи рублей, но и эти билеты стремительно расхватывают, и остаются более дорогие классы обслуживания. На "Аэрофлот", который летает раз в неделю, эконом-класс давно раскуплен. То есть, хваленые "аэрофлотовские" плоские тарифы нас не выручают. Ситуация усугубляется тем, что на август вообще нет льготных билетов для детей и пенсионеров из Москвы, а в Москву - на июнь. Вообще нет.

То есть, "Трансаэро" кануло, но дело летнего авиаграбежа жителей Магаданской области живет и здравствует. Да-да, издержки "ВИМ-Авиа" и "Икара" никак не вырастут в полтора раза в ближайшие полтора месяца - в отличии от выставленных цен. Это чистый воды маркетинг авиакомпаний в условиях повышенного спроса. Особенного велик спрос на полет из Магадана в июле и возвращение во второй половине августа - к новому учебному году.

На этот период авиакомпании ставят самые высокие цены. По-русски это называется грабеж.

Когда жители области смотрят на эти цены, они в который раз задумываются о том, что по своим доходам они невыездные и настал момент, когда надо уезжать с Севера. Таким образом авиакомпании, сегодня это в первую очередь "ВИМ-Авиа" и "Икар", вносят решающий вклад в сокращении числа жителей на российском Крайнем Северо-Востоке России. Хотя государство ставит прямо противоположную задачу...

Сейчас борьба с чрезмерно здоровыми аппетитами авиакомпаний идет в ручном режиме. В четверг по горячим следам недавних повышений губернатор Владимир Печеный собрал рабочую группу по авиатарифам. В адрес авиакомпаний уже ушли телеграммы с требованием снизить цены на лето. Поставлен в известность полпред Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. При полпреде еженедельно собирается группа по доступности авиаперевозок на Дальний Восток. Надеюсь, что усилиями губернатора и полпреда этот ценовой пожар будет потушен.

Но надо что-то делать в принципе, системно. По антимонопольному закону придраться к "ВИМ-Авиа" и "Икару" сложно - рынок авиаперевозок "Магадан - Москва" сейчас конкурентный, минимальные тарифы "России" и "Аэрофлота" много ниже, чем у "ВИМ-Авиа" и "Икара". То, что дешевые билеты уже раскуплены, это другой вопрос. Никто на самом деле не знает, сколько таких дешевых билетов было изначально - это тайна авиакомпаний. В целом же по нашим законам такой беспредельный маркетинг не запрещен. Если рынок конкурентный, то можешь сколько угодно повышать и понижать цену - будь то ларек с шаурмой, будь то 8-часовой рейс "Москва - Магадан"...

Должен сказать, что тема авиации для Общественной палаты Магаданской области с самого начала была главной. И, занимаясь ей, мы пришли к выводу, что без изменения законов проблему заоблачных цен авиабилетов на Крайнем Севере не решить. Нам нужна стабильность в этом вопросе. Ни в одной другой сфере цены не скачут так, как в российской авиации, особенно, если речь идет о полетах на Крайний Северо-Восток. Общественная палата Магаданской области исходит из того, что авиатарифы для нас здесь - это стратегический вопрос, который связан с обеспечением конституционного права граждан России, проживающих в Магаданской области, на свободное передвижение по своей стране. Альтернативы авиации у нас нет. То есть, авиаперевозки на Крайний Северо-Восток России, как в особую по своему положению и транспортной схеме часть страны, нельзя отдавать капризам рынка и жадности владельцев авиакомпаний. Эти авиаперевозки подлежит безусловному государственному регулированию. Сейчас авиакомпании не видят здесь, на Севере, такой государственной задачи - они просто здесь рубят деньги. Справедливости ради, надо признать: пока никто сверху эту государственную задачу авиакомпаниям четко не сформулировал.

Необходимо создать правовое поле, новые правила игры для авиации на Дальнем Востоке в целом и на Северо-Востоке в частности. Пока это сделано лишь для молодежи и пенсионеров и в отпускной сезон - постановлением Правительства о субсидированных перевозках. Это хорошо, но это полдела. Мы в палате опрашивали экспертов, предлагая четыре варианта системного решения проблемы: субсидирование рейсов для всех; административное ограничение предельных авиатарифов; установление лицензионного требования для авиакомпаний, имеющих дальнемагистральные самолеты, выполнять определенное количество рейсов на Дальний Восток; допуск на наш рынок иностранных авиаперевозчиков при перегреве рынка или дефиците рейсов. Вариант с воссозданием "Мавиала" мы не рассматривали - это чистой воды популизм, учитывая фантастическую цену вопроса и нереальные трудности с оформлением новой авиакомпании.

Большинство экспертов склонилось к варианту с лицензионным требованием летать на ДВ, создавая таким образом конкуренцию на различных направлениях и устраняя дефицит рейсов. Однако, как мы видим сейчас, при четырех авиакомпаниях цену на июль-август мы имеем ту же, что при одной "Трансаэро". Значит, конкуренция должна сопровождаться административным регулированием тарифов. Конечно, идеальный вариант - тотальное субсидирование для всех. Но потянет ли это бюджет? И не будут ли правдами и неправдами "спрыгивать" с этой схемы авиакомпании? Сейчас расчетная правительственная цена билета "Магадан - Москва - Магадан" 28,8 тысяч, 50% этой суммы субсидируется в отпускной период молодежи, пенсионерам и некоторым другим категориям граждан. Но 28,8 тысяч рублей - это явно меньше, чем авиакомпании рассчитывают заработать на прибыльных рейсах на Крайний Северо-Восток России, где высокие номинальные зарплаты, большой поток сезонных работников богатой золотой отрасли и - это самое главное - оплачиваемая по факту дорога в отпуск раз в два года. А вот установление единого тарифного потолка на уровне несколько выше, чем "правительственная" цена - более реальная вещь. При этом я уверен, что предельный тариф должен согласовываться с властями регионов. Вообще, любое изменение тарифов авиакомпаний должно проходить через губернаторов, а не так как сейчас - вечером на сайте 33 тысячи, а утром на тот же рейс и класс 50 тысяч рублей. Это важнейший для северных регионов вопрос и ставить регионы перед фактом 45-50-60 тысяч туда-обратно нельзя. Если сочетать такой потолок цен на билеты с сохранением субсидированных категорий пассажиров и лицензионным требованием летать на ДВ, то получается что-то близкое к системному решению и стабильным авиаперевозкам по доступным ценам. Примерно такое предложение готовит Общественная палата Магаданской области Правительству России. Почему Правительству? Потому что авиация - это федеральная компетенция и федеральное законодательство.

И еще. О пиковых периодах. Об этом отдельно говорили на заседании рабочей группе при губернаторе. Это у нас начало июня из Магадана и вторая половина августа в Магадан. Как раз на эти периоды субсидированные авиабилеты расхватали в первую очередь. В социальных сетях сообщают, что сейчас берут в Москву обычные детские билеты - за 38 тысяч туда-обратно с возвращением в конце августа. Хорошо, что у кого-то есть возможность возить детей по такой цене... Почему субсидированных авиабилетов не хватает? Потому что отпускной поток в течение лета распределяется у нас крайне неравномерно. В середине лета бывают полупустые самолеты.

Давайте сделаем расчет по льготным и субсидированным билетам. Возьмем вторую половину августа, когда наши школьники массово летят из отпуска с родителями или бабушками-дедушками. Студентов брать не будем. Так вот, школьников в Магаданской области более 16 тысяч. Предположим, что половина из них едет в этом году в отпуск. Предположим, что половина из тех, кто едет, желает вернуться домой прямо под учебный год, то есть во второй половине августа. Предположим также, что три четверти из них концентрируется на маршруте "Москва - Магадан" (это по пропорции количества наших пассажиров на разным направлениям). Получаем только школьников минимум 3 тысячи. Что мы имеем по льготным местам? По постановлению Правительства на типах самолетов, которые летают к нам из Москвы, выделяется 60 льготных мест на каждом рейсе. Таких рейсов за вторую половину августа из Москвы будет максимум 21. Это порядка 1200 льготных мест. То есть, по нашим оценочным расчетам, только школьников в 2,5 раза больше, чем льготных мест. А ведь еще есть молодежь от 18 до 23-х, и пенсионеры. Как ни крути, льготных мест в пиковый период меньше потребности в несколько раз! Результат: льготные билеты на вторую половину августа разобрали в первые пять дней продаж.

Вообще, льготные билеты - это палка о двух концах. Это не всеобщее благо. Льготные билеты повышают цены для остальных: родители легко могут переплатить за свой билет, так как льготный стоит совсем немного. В любом случае в сумме для семьи будет дешевле, чем брать взрослые и обычные детские. Аваиакомпании этим пользуются. Я думаю, более удачной схемой было бы семейное субсидирование - всей летящей конкретным рейсом семье. Или просто субсидирование 50% текущего авиатарифа перевозчика (если он не беспредельный). Вы помните 2009-й, когда Правительство ввело схему субсидированных авиаперевозок на ДВ? Речь шла именно о компенсации половины тарифа. На деле получается, если брать нынешний летний рейс "Магадан -Москва - Москва", что расчетный правительственный тариф в 28,8 тысяч рублей минимум в полтора раза ниже фактического. И такая пропорция уже не первый год. Почему профильное ведомство, федеральное Министерство транспорта, никак на это не реагирует? По моим подсчетам наличие субсидированных авиабилетов на рейсе Магадан-Москва-Магадан в пиковый период повышает тариф экономкласса не менее чем на 5 тысяч рублей. И позволяет авиакомпании заработать с полного самолета типа Боинг-767 на 15% больше, как если бы субсидированных авиабилетов не было. Поэтому абсолютно все авиакомпании с огромной радостью участвуют в программе субсидирования и предлагают льготные авиабилеты.

Дефицит льготных билетов и в целом пиковые периоды - сложнейшие проблемы. Если все хотят лететь в один 10-дневный период, то авиации просто не хватит, а владельцы авиакомпаний найдут способ загнуть цену. И это не только магаданская проблема. Так по всей России: закончился учебный год - все с детьми в отпуск, а перед учебным годом - все из отпуска: родители, бабушки и дедушки, учителя. Добавлю, что если отдыхать и греться в России, то это как правило только летние месяцы.

Об этом тоже говорили на рабочей группе. Губернатор обратился к авиакомпаниям с просьбой перераспределить льготные места - снять их с рейсов, где малый спрос, и перебросить туда, где большой. То есть, сделать где-то 30, где-то 90 - при сохранении средних 60-ти. Некоторые авиакомпании уже откликнулись и готовы предложить на рынок дополнительные льготные билеты.

Это чисто оперативные меры. А в перспективе надо выравнивать потоки магаданских авиапассажиров в течение лета. Один из вариантов, который рассматривают в Правительстве Магаданской области - изменение графика отпусков бюджетников. То есть, не давать в бюджетной сфере региона отпуска с окончанием, например, 20-31 августа или с началом 1-10 июня. Одно это уже существенно выровняет потоки отпускников.
Еще один вариант - это мое предложение - поэтапное начало учебного года на Колыме. То есть, младшие классы - традиционно 1 сентября, средние - 7 сентября, старшие - 14 сентября.

Это позволит снизить пиковые нагрузки на авиацию в начале июня и, особенно, в конце августа. Идея более позднего начала учебного года уже обсуждается на федеральном уровне, причем, лоббирует ее сама авиационная отрасль. Например, за это выступает бывший министр транспорта России, а сейчас помощник Президента Игорь Левитин. Конечно, все непросто организовать, есть издержки, но в наших условиях поэтапное начало учебного года - это дополнительные тысячи детей, которые смогут слетать в отпуск, и меньшие расходы на авиабилеты для десятков тысяч магаданских семей...

В общем, авиационная тема для Колымы вновь в тренде. Она вновь вызывает у нас массу плохих эмоций. Авиация вновь роется у нас в кармане. Я призываю всех, кто меня читает, поделиться своим мнением о предложенных способах решения проблемы. Чем больше будет мнений, тем более продуманными будут предложения нашего региона по системному решению авиационной проблемы.

Прошу также присоединиться к информационной кампании, которую системно проводит Правительство области и наша общественная палата - пожалуйста, пишите об адских ценах на авиабилеты, сервисе, задержках рейсов в социальных сетях, делитесь с подписчиками в других регионах, при возможности - привлекайте СМИ. Наша самая больная проблема, проблема авиатарифов, должна быть на слуху не только внутри нашей Магаданской области, но и во всей стране....
Авторские права на данный материал принадлежат «magadanmedia.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка