О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Китай призвал пилотов "России"

Бум развития авиаперевозок и дефицит пилотов заставили китайские авиакомпании искать командиров воздушных судов по всему миру

Бум развития авиаперевозок и дефицит пилотов заставили китайские авиакомпании искать командиров воздушных судов по всему миру. На призыв рекрутинговых команд откликнулись и в Петербурге. "Фонтанка" выясняла, что заставило пилотов недавно объединенной "России" искать лучшей жизни за границей.

К 2030 году Китаю понадобится около 500 тысяч пилотов, говорится в официальном заявлении Администрации гражданской авиации Китая. Поэтому китайские авиакомпании ищут экипажи по всему миру. Недавно их рекрутеры получили разрешение на работу с обладателями российских паспортов.

Прогноз двухлетней давности составлен с учетом либерализации воздушного пространства: с 2020 года в стране позволят выполнять полеты на высоте до 3000 метров без согласования с военными. Кроме того, в прошлом году правительство Китая выделило 80 млрд долларов на развитие 193 проектов в области транспорта, среди них - и те, что касаются гражданской авиации. Только на авиационную составляющую транспортного проекта по доставке грузов из Азии в Европу "Шелковый путь" планируется потратить 32 млрд долларов.

По данным издания "Авиатранспортное обозрение", рост авиаперевозок в Китае в 2014 году составил 12%, что в два раза больше среднего показателя по другим странам. По данным Китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC, до 2033 года рост будет замедляться, однако составит не менее 7,6% в год. Сейчас в Китае выполняются полеты в 127 городов по 553 маршрутам. До 2018 года планируется построить 15 новых аэропортов и реконструировать 28 действующих.

Для сравнения: по данным корпорации Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпаниям во всем мире будет необходимо 36770 новых самолетов. Лидер среди них - Азиатско-Тихоокеанский регион, включающий Китай. И сегодня в Китае уже наблюдается дефицит пилотов. Государство может обучать в год всего 100 тысяч новых, а частные авиашколы не могут оказать серьезной поддержки и переломить ситуацию. Поэтому китайские авиакомпании ищут экипажи по всему миру.

Чтобы привлечь кандидатов, авиакомпании устраивают так называемые "роудшоу" - презентации с одновременной возможностью получения предложения работы по заявленным вакансиям и позициям. Рекрутинговые агентства работают в США, Европе и России. Как правило, работодатель за несколько месяцев до "роудшоу" анонсирует дату, место проведения, а также востребованные вакансии и позиции. Все желающие принять участие в мероприятии должны пройти короткую регистрацию, отправить резюме, а также посетить мероприятие, в рамках которого может быть проведено собеседование с представителями компании.

В компании "Авиаперсонал" "Фонтанке" рассказали, что в 2015 году авиакомпании Turkish Airlines, Hainan Airlines, Korean Air, Lucky Air, Ok Air и некоторые другие провели несколько "роудшоу" в Москве и Санкт-Петербурге. 2 апреля 2016 года в Москве состоялась презентация Urumqi Air.

По оценке "Авиаперсонала", в России профессия пилота по-прежнему входит в тройку самых высокооплачиваемых по соотношению "цена/трудозатраты". Однако в пересчете на доллары разница с зарплатой в иностранных авиакомпаниях выходит в несколько раз.

Так, по данным Ассоциации "Авиационный персонал", средняя зарплата командира воздушного судна (КВС) в России по курсу 77 рублей за доллар составляет 4800 долларов США. В Европе в зависимости от бизнес-модели авиакомпании и месячного налета КВС может получать от 4500 до 13500 долларов. В США "вилка" составляет от 11 до 22 тысяч долларов. На этом фоне весьма солидно, особенно для россиян, выглядят предлагаемые зарплаты в Китае - 20 505 долларов США.

"Фонтанка" пообщалась с несколькими пилотами петербургской "России", которые согласились говорить только на условиях анонимности. Все они являются командирами воздушных судов и имеют за плечами солидный налет. По их словам, с недавнего времени многих пилотов авиакомпании заинтересовали предложения работать за рубежом.

"В прошлом году представители агентств приезжали и предлагали трудоустройство в Китае и Вьетнаме. Предлагали зарплату 12 тысяч долларов. Из авиакомпании "Россия" на встречу ходило около 200 человек. Также есть хорошие вакансии в авиакомпаниях ОАЭ, Кувейта, Омана, Индонезии и Японии. В очередь за российскими пилотами подтянулись Индия и Пакистан", - рассказал источник "Фонтанки".

Основной причиной начала поиска работы за рубежом стало понижение зарплаты в "России", которая зависит от количества часов налета в месяц, говорят пилоты. "Год назад КВСы налетывали около 80 часов в месяц. В январе-феврале 2016 года налет упал до 35-37 часов. Также сократились и зарплаты. До принятия новой системы оплаты труда (1 декабря 2015 года - прим. Фонтанки) было так, что, если налетал меньше 32 часов, то платят по минимальной ставке, то есть без "ночных" и "вредности". Получалось около 119 тысяч рублей", - рассказал пилот авиакомпании "Россия".

Предполагая размер будущего дохода, многие командиры воздушных судов брали кредиты на покупку автомобилей, жилья и обучение детей. "Люди под имеющиеся финансовые возможности пытались себя реализовать. Банки, зная о высоких зарплатах в отрасли, охотно давали кредиты. В результате сейчас многие оказались в сложной финансовой ситуации", - пояснил собеседник "Фонтанки".

И обслуживание кредитов не единственная причина поиска новой работы, говорят пилоты "России": "Первый из основных мотивов - финансовая неудовлетворенность текущей ситуацией. Второй - экономическая ситуация в стране. Не вижу перспектив в отрасли. Зарплата в авиакомпании "Россия" ближайшие лет пять не изменится в лучшую сторону. Третий - что называется "для себя". Интересно попробовать, проверить насколько я хорошо подготовлен, чтобы там работать. Требования у них сопоставимые с нашими авиакомпаниями. Сам процесс простой: регистрируешься как летчик на сайте агентства, получаешь приглашение, едешь в Китай. Там проходишь медицинскую проверку и тестовый полет на тренажерах. Их авиакомпания все оплачивает".

По словам источников "Фонтанки", сейчас на том или ином этапе трудоустройства в китайские авиакомпании находится до 20 человек из "России". В пресс-службе авиаперевозчика сообщили, что за прошлый год лишь один пилот уволился из авиакомпании с переводом в другую компанию.

"Это как лавина. Сначала было пять человек, которые решили туда уехать. За ними подтянулись еще десять. Все они командиры воздушных судов, иностранные авиакомпании не интересуются вторыми пилотами", - рассказал один из представителей летного состава "России".

Впрочем, несмотря на масштабные презентации, нельзя сказать, что в Китае россиян ждут с распростертыми объятиями. По словам представителей "Авиаперсонала", на деле ситуация часто оказывается не столь радужной, как это презентуется на "роудшоу".

Первый неприятный сюрприз касается зарплаты. Ее размер, прописанный в контракте, может в разы отличаться от реального уровня дохода. Китайские авиаперевозчики используют жесткую систему штрафов за любые мелкие и крупные нарушения со стороны пилотов. В итоге от заявленной заработной платы в 20 тысяч долларов на руки можно получить всего 4 - 5 тысяч долларов.

Во-вторых, график работы "на износ". Многие авиакомпании осуществляют локальные полеты, которые длятся не более 2 часов, поэтому пилоту необходимо в день совершить несколько полетов, чтобы набрать летные часы. При этом большинство китайских авиаперевозчиков не заботятся об условиях проживания иностранных пилотов. Зачастую их размещение в Китае не оплачивается, нет служебных авиабилетов, что является существенной статьей расходов пилота.

"Надо также иметь ввиду, что отношение китайских авиакомпаний к российским пилотам крайне переменчиво: если год назад рекрутинговые и кадровые агентства получали информационные письма с просьбой не рассматривать владельцев российских паспортов, то сейчас ситуация поменялась кардинально, но нет гарантий, что спустя какое-то время не произойдет перемен в настроениях", - говорят в "Авиаперсонале"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка