О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главный конструктор Ту-160 отмечает 88-й день рождения

12 апреля 2016 года создатель легендарного самолета Ту-160 Валентин Иванович Близнюк отмечает свой 88-й день рождения

12 апреля 2016 года создатель легендарного самолета Ту-160 Валентин Иванович Близнюк отмечает свой 88-й день рождения.

"О конструкторе в небе поют его самолеты" С.В.Ильюшин, авиаконструктор

Валентин Иванович Близнюк - советский авиаконструктор, руководитель работ по самолету Ту-160. Обладатель звания "Почетный авиастроитель", орденов Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV степени, "Знак Почета", лауреат Государственной премии СССР.

Родился 12 апреля 1928 года. Выпускник Московского авиационного института.

В 1952 году начал работать в ОКБ А.Н.Туполева. Валентин Иванович начал свою трудовую деятельность в должности инженера-проектировщика под руководством мэтра отечественного самолетостроения С.М.Егера. Участвовал в проектировании самолетов Ту-91, Ту-95, Ту-98, Ту-128, Ту-22, Ту-107. Во второй половине 50-х годов был переведен в подразделение А.А.Туполева по созданию беспилотной авиационной техники. В 60-х годах руководил разработкой компоновки и увязкой технического проекта Ту-144 - первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета.

С момента начала работ по стратегическому ракетоносцу Ту-160 активно участвовал в проектировании этого уникального по своим характеристикам самолета. В 1975 году был назначен Главным конструктором, руководителем работ по новой машине и, одновременно, заместителем Генерального конструктора ММЗ "Опыт" - А.А.Туполева. Под его руководством проводились сложнейшие работы по оптимизации аэродинамической схемы самолета и его силовой установки в аэродинамических трубах и на специальных стендах, на летающих лабораториях и опытных образцах Ту-160.

В настоящее время В.И.Близнюк трудится в должности консультанта в Совете старейшин ПАО "Туполев". Валентин Иванович передает свой бесценный опыт сотрудникам фирмы, участвует в выработке предложений по совершенствованию производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводит анализ перспективных разработок, занимается совершенствованием их конструкции и устранением недостатков.

"Белый лебедь" стратегического назначения

Свое начало стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 берет 28 ноября 1967 года, с выходом правительственного постановления о создании нового многорежимного стратегического авиационного носителя.

Первоначально проектом занимались другие легендарные конструкторские бюро: ОКБ П.О.Сухого и ОКБ В.М.Мясищева. Туполевцы, ввиду своей занятости работой по большому количеству военных и гражданских самолетов, во всех событиях, связанных с созданием нового "стратега", выступали лишь в роли наблюдателя, исправно участвуя во всех обсуждениях и заседаниях по данному вопросу.

Однако в 1970 году, оценив реальное положение дел и свои возможности, ОКБ А.Н.Туполева приступило к созданию новой стратегической машины. Работы проводились в отделении "К" под общим руководством А.А.Туполева. В дальнейшем руководителем темы стал главный конструктор В.И.Близнюк. Впоследствии, в 2006 году, один из самолетов Ту-160, находящихся на вооружении ВКС России, получил почетное наименование "Валентин Близнюк".

В 1972 году, окончательно определившись с конструкцией ракетоносца, ОКБ А.Н.Туполева, ЦАГИ и другие организации и предприятия ВПК приступили к выполнению широкой программы, направленной на оптимизацию схемы и параметров перспективного самолета, его силовой установки, выбор конструкционных материалов и разработку необходимых технологий. Работами по Ту-160 в той или иной форме занималось около 800 предприятий и организаций.

В 1976-1977 гг. был подготовлен эскизный проект и полноразмерный макет самолета. В 1977 году в Москве, в цехах ММЗ "Опыт", началось производство первых 3 опытных самолетов. Их строили в тесной кооперации с Казанским авиазаводом, где одновременно шла подготовка к серийной постройке ракетоносца.

Окончательную сборку первого опытного самолета завершили в подмосковном Жуковском в январе 1981 года. 14 ноября того же года самолет с экипажем летчика-испытателя Б.И.Веремея совершил первую рулежку, а 18 декабря состоялся первый получасовой полет Ту-160. В феврале 1985 года самолет впервые достиг сверхзвуковой скорости. В 1987 году первые 2 серийные машины поступили на службу в ВВС, в 184-й полк, базировавшийся в украинских Прилуках. В результате напряженной работы летно-технического состава ВВС и промышлености Ту-160 постепенно становились полноценными боевыми единицами. Вскоре начались полеты за пределы СССР. Самолеты, покрывая огромные расстояния, выходили в расчетные точки пуска крылатых ракет по территории США и Канады.

Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом уникальных достижений. В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. Всего на Ту-160 было установлено 44 мировых рекорда.

В настоящее время стратегические ракетоносцы Ту-160 состоят на вооружении Воздушно-космических сил РФ и являются одним из компонентов отечественной ядерной триады. В 2005 году президент РФ В.В.Путин в составе экипажа нынешнего командующего Дальней авиацией России генерал-лейтенанта А.Д.Жихарева вылетел на Ту-160 "Павел Таран" в район учений стратегической дальней авиации и Северного флота.

В 2008 году 2 ракетоносца Ту-160 "Александр Молодчий" и "Василий Сенько" совершили перелет с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле. Это первый в истории современной России случай использования самолетами Дальней авиации аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В июне 2010 года 2 Ту-160 установили рекорд полета на дальность, преодолев 18 тыс. километров за 24 часа 24 минуты и проведя 2 воздушные дозаправки.

В 2015 году состоялось первое боевое применение стратегических ракетоносцев - Ту-160 были задействованы во время военной операции России в Сирии для нанесения ударов крылатыми ракетами по объектам ИГИЛ.

В 2015 году в ПАО "Туполев" запущен процесс возобновления производства модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Туполев"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка