Автор: Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 14.04.2016, 08:17
 

Без "Трансаэро" Внуково не тянет

Банк Москвы попросил правительство и "Аэрофлот" помочь аэропорту


[image]

Аэропорт Внуково так и не смог оправиться от ухода "Трансаэро", которая была основным перевозчиком аэропорта. Крупнейший кредитор аэропорта - Банк Москвы попросил у правительства госгарантий для реструктуризации долга аэропорта, достигшего 12 млрд руб., а также гарантий от "Аэрофлота", что его дочерние перевозчики "Россия" и "Победа" останутся во Внуково на десять лет. Правительство готово рассмотреть вопрос госгарантий, но в "Аэрофлоте", видимо, будут согласны на гарантии загрузки Внуково только при льготных условиях договора с аэропортом.

Банк Москвы (входит в группу ВТБ) обратился в правительство с просьбой выделить финансовые и операционные гарантии для аэропорта Внуково, столкнувшегося с трудностями после ухода "Трансаэро" с рынка, сообщил в среду "Интерфакс" со ссылкой на свои источники. По их данным, в конце марта глава банка Геннадий Солдатенков сообщал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что еще в 2012 году АО "Аэропорт Внуково" получило кредит на семь лет на 10 млрд руб. Средства шли на рефинансирование кредитов для строительства объектов аэропорта и на погашение задолженности перед подрядчиком. Договор предусматривал льготные условия, в том числе ставку в 10,9% годовых, но сроки уплаты процентов по просьбе аэропорта неоднократно переносились. Сейчас общий долг Внуково перед банком - почти 12 млрд руб. Условием реструктуризации Банк Москвы поставил предоставление госгарантий на 8,4 млрд руб., которые покроют обязательства со сроком исполнения с 2019 года. Тогда банк может предоставить Внуково годовой льготный период по уплате процентов и трехлетний - по погашению основного долга. Совокупная сумма кредитов - 16,8 млрд руб., срок - до семи лет.

Во Внуково отказались от комментариев. В Минэкономики подтвердили получение поручения Игоря Шувалова с просьбой рассмотреть и представить в правительство предложения по реализации инициатив банка по госгарантиям. У аэропорта есть возможность их получения, говорят в министерстве, компании необходимо направить заявку и собрать необходимый по регламенту пакет документов. Вопрос должен быть рассмотрен на заседании межведомственной комиссии в конце апреля, уточнили в Минэкономики.

В 2015 году международный аэропорт Внуково увеличил чистый убыток на 70,6%, до 1,8 млрд руб., говорится в отчетности по РСБУ. На ухудшение финансового состояния аэропорта сказалось банкротство "Трансаэро", для которой Внуково было базовым аэропортом: перевозчик обеспечивал более трети пассажиропотока во Внуково. Также спад спровоцировали прекращение авиасообщения с Украиной и Египтом и запрет чартерных полетов в Турцию. По данным "Ъ", в 2015 году доля "Трансаэро" в общем пассажиропотоке Внуково составляла 31%. В феврале 2016 года пассажиропоток аэропорта упал на 23%, до 690 тыс. человек (на внутренних линиях он вырос на 6,4%, до 576 тыс. человек, на международных - упал на 67%, до 114,3 тыс.). В начале апреля совладелец Внуково Виталий Ванцев рассказывал, что сейчас пассажиропоток формируется за счет "ЮТэйр", Turkish Airlines и дочернего лоукостера "Аэрофлота" - "Победы".

В Банке Москвы рассчитывают, что, помимо "Победы", часть потерь аэропорта возместит объединенная авиакомпания "Россия" (объединяет дочерние компании "Аэрофлота" - "Россию", "Донавиа" и "Оренбургские авиалинии"). Накануне начала полетов объединенной "России", в марте эти рейсы были переведены из Домодедово во Внуково (см. также "Ъ" от 28 марта). К середине сезона из Внуково планируется открыть полеты по ряду дальневосточных направлений. В Банке Москвы предложили аэропорту подписать соглашение с "Россией" и "Победой" об использовании аэропорта в качестве основного транспортного узла в Москве на десять лет.

Источник "Ъ" в совете директоров "Аэрофлота" говорит, что вопрос подписания соглашения "не обсуждался". Теоретически долгосрочное соглашение "России" и Внуково возможно, "но при надлежащих условиях для авиакомпании", рассказал он. При этом, по его словам, в случае подписания в соглашении должны быть "пункты в пользу России, а не аэропорта". Источник "Ъ" подчеркнул, что с "Победой" такое соглашение не может быть подписано, поскольку в перспективе лоукостер рассчитывает летать через более дешевый аэропорт второстепенного значения.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что логика банка понятна, но ее "трудно назвать серьезной". Все участники рынка находятся в равных непростых условиях, и непонятно, почему именно банкам следует создавать долгосрочные "тепличные условия" и гарантии, считает ученый. Убытки банков - это не только следствие неблагоприятной экономической конъюнктуры, говорит он, как показал пример "Трансаэро" с ее многомиллиардными долгами, это недальновидность политики банков. Поэтому на их месте следует искать прибыль за счет повышения эффективности, а не за счет авиакомпаний, которые относятся к наименее прибыльному сектору на авиационном рынке, замечает господин Борисов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 апреля 2016 года | Дайджест публикаций за 14 апреля 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Победа, ЮТэйр (UTair), Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), Россия (Rossiya Airlines), МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), ДОНАВИА (Donavia), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Аэросвит (AeroSvit), АС, Ванцев Виталий, Устинов Алексей, Авиакомпания "Победа", ЮТэйр-Карго, Международный аэропорт "Внуково", Оренбургские авиалинии, Авиакомпания "Россия", Донавиа, Turkish Airlines (в процессе тестирования)