Источник: газета «Воздушный флот»
Автор: Сергей Быстров
Опубликовано: 14.04.2016, 17:55
Комментариев: 3

Владимир Ужаков: "35 лет мы обеспечиваем безопасность ваших полетов"


[image]

Ужаков Владимир Владимирович - директор филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением" Федерального государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по организации воздушного движения" с сентября 2008 года; выпускник Академии гражданской авиации, окончил межотраслевой ИПК Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова по специальности менеджмент, негосударственное образовательное учреждение "Российский Новый Университет" по специальности юриспруденция, кандидат экономических наук; с 1985 по 1993 гг. - диспетчер службы движения РЦ ЕС УВД Куйбышевского объединенного авиаотряда ГА; с 1994 по 2001 гг. - заместитель генерального директора по УВД, первый заместитель генерального директора РГП "Волгааэронавигация"; с 2001 по 2007гг. - первый заместитель генерального директора - заместитель по экономике и финансам ГУДП "Аэронавигация Цен-тральной Волги", филиала "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"; с 2007по 2008 гг. - заместитель генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"; награжден знаками "Отличник воздушного транспорта" и "Почетный работник транспорта России".

- Владимир Владимирович, вот ушла с рынка авиаперевозок "Трансаэро", прекратилось, практически, авиасообщение с Египтом, резко - с Турцией. Для Московского цента АУВД такие пертурбации не остались незамеченными? Наверное, вы готовились к значительному повышению интенсивности авиаперевозок, а пока происходит обратное? Насколько в такой ситуации сохранилась актуальность перехода к новой системе управления воздушным движением?

- Наши специалисты действительно готовились к дальнейшему повышению интенсивности полетов в зоне ответственности филиала. Ежегодный рост количества обслуженных воздушных судов составлял от 6% в 2013 году до 7% в 2014. А в 2015 рост интенсивности составил 0,41% относительно 2014. Поэтому более правильно говорить об уменьшении прироста интенсивности воздушного движения, а не об ее падении.

Объемы воздушного движения и нагрузка на диспетчерский состав продолжают увеличиваться, а технические средства контроля воздушного движения и управления полетами пока остаются прежними. Эксплуатируемая в настоящее время автоматизированная система управления воздушным движением "ТЕРКАС" (АС УВД "ТЕРКАС"), разработанная еще во второй половине 1970-х годов шведской компанией Stansaab, на протяжении 35 лет обеспечивает работоспособность АС УВД на требуемом уровне и с приемлемыми показателями надежности. Однако в настоящее время система не позволяет применять новые технологии при обслуживании воздушного движения, что является сдерживающим фактором для повышения пропускной способности как отдельных пунктов и секторов ОВД, так и всей зоны в целом.

В связи с ростом интенсивности воздушного движения возникла острая необходимость создания новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД. В настоящее время разработан проект структуры, учитывающий не только мировые стандарты в части бесконфликтности маршрутов полетов воздушных судов, но и возможности максимального использования их бортового оснащения при выполнении полета в автоматическом режиме на любом его этапе. Процесс ОВД в новой структуре предусматривает знасекторов УВД для обслуживания потоков вылетающих, прилетающих и транзитных воздушных судов, что невозможно сделать в существующей АС УВД "ТЕРКАС". Создаваемый Центр управления полетами (ЦУП) должен отвечать современным требованиям в области ОрВД, а по функциональным возможностям может стать одним из самых современных в Европе. Он создан на базе комплекса средств автоматизации управления воздушным движением "Синтез-АР4".

- Нашу газету как отраслевое издание интересует та большая подготовительная работа, которая велась и ведется сейчас для подготовки к вводу нового Центра управления полетами. Что представляет собой новый ЦУП?

- Строительство нового Центра управления полетами ведется согласно Распоряжению Правительства N 1130-р от 27 августа 2007 г. за счет бюджетного финансирования. Был заключен Государственный контракт ГК-242-10Б от 17.09.2009, где генеральным подрядчиком выступает ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", генеральным заказчиком - Федеральная аэронавигационная служба. Работы выполнялись по проектположительное заключение Федерального государственного учреждения "Главное управление государственной экспертизы" (ФГУ "Главгосэкспертиза России") №482-09/ГГЭ- 4810/09 от 11.09.2009 года.

Новое здание ЦУП постепенно осваивается. В нем расположены:

  • диспетчерские залы (районный диспетчерский центр управления воздушным движением (РДЦ УВД), аэроузловой диспетчерский центр управления воздушным движением (АДЦУВД));
  • центр планирования Московского зонального центра (ЦП МЗЦ);
  • технологические и служебные помещения.
При проектировании и строительстве нового здания учтена совокупность современных организационных мер и инженерно-технических решений, направленных на защиту жизненно важных объектов и ресурсов предприятия от незаконного вмешательства в его деятельность.

6 декабря 2013 года по объекту капитального строительства "Центр управления полетами филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" получено заключение о соответствии построенного объекта катребованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации №34-Г/3.3-27/И-05, выданное Межрегиональным технологическим управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Приказом ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" от 12.05.2014г. № 229 "О вводе в эксплуатацию Первого пускового комплекса объекта капитального строительства Центр управления полетами филиала "МЦАУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" объект, в том числе все инженерные системы, введены в эксплуатацию.

Создание АС ОрВД для Московского укрупненного центра ЕС ОрВД должно повысить пропускную способность воздушного пространства, обеспечить безопасность полетов в условиях роста интенсивности воздушного движения, удовлетворить пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании, упорядочить потоки воздушных судов. Немаловажно и сокращение эксплуатационных расходов, гармонизация национальной системы ОрВД с системами других государств в соответствии с глобальной концепцией ОрВД ИКАО.

В новой системе это достигнуто путем автоматизации большинства процессов: планирования использования воздушного пространства; управления воздушным движением на основе автоматического сбора, обработки и отображения информации радиолокационных комплексов первичной и вторичной радиолокации, средств АЗН; автоматических радиопеленгаторов; информации планов полетов и метеоинформации; автоматизированного взаимодействия с АС ОрВД смежных укрупненных центров, КСА ГЦ ЕС ОрВД, ЦКС АНС ПД и ТС с системой сбора информации о воздушной обстановке в Российской Федерации.

- Наверное, можно сказать, что деятельность МЦ АУВД обретет новое качество? И здесь, прежде всего, важна готовность людей. Насколько ваши специалисты, в первую очередь диспетчеры, готовы работать по-новому?

- В соответствии с планом подготовки к работе в новом ЦУПе завершилось обучение персонала ОВД МАДЦ и РДЦ правилам эксплуатации оборудования АС ОрВД "Синтез- АР4".

Обучение диспетчерского персонала проводили специалисты МАДЦ и РДЦ, которые перед этим прошли подготовку по Программе обучения инструкторского персонала и участвовали в испытаниях КСА УВД на разных этапах в составе испытательных бригад. Самих преподавателей обучали специалисты разработчика - ООО "Фирма "НИТА". Они провели обучение инструкторского персонала МАДЦ и РДЦ в марте 2015 года. Каждый специалист разработчика обучал по своему направлению в соответствии с тематическим планом: кто-то типы пультов и компоновку рабочих мест, кто-то функции КСА УВД, кто-то интерфейс, вопросы, касающиеся КСА "Метео"...

- Можно ли считать, что преподаватели справились с поставленной задачей?

- Считаю, что справились. Наши специалисты подготовили методический материал, на основании которого проводили обучение персонала, принимали зачеты. Причем на зачете обучающиеся демонстрировали как теоретические, так и практические навыки непосредственно на рабочем месте в ЦУПе, а затем преподаватель из Института аэронавигации проводил аттестацию слушателей по списку контрольных вопросов по правилам эксплуатации КСА УВД "Синтез-АР4" с выдачей Сертификата. То есть шла двойная проверка.

- Были ли проблемы у диспетчерского состава с усвоением учебного материала?

- Проблемы состояли в том, что появились новые функции и системы, которые необходимо было изучить и освоить. Наиболее показательно внедрение менеджера организации прибытий AMAN, помогающего персоналу ОВД упорядочить поток прибывающих воздушных судов на аэродромы Московского аэроузла с выдачей рекомендаций по задержке или ускорению конкретного воздушного судна.

В новой системе мы используем клавиатуру и мышь. Естественно, сами навыки владения клавиатурой и мышью легче даются молодым сотрудникам, которые еще со школьной скамьи начали изучать компьютерную технику. Но и опытный персонал ОВД легко осваивал работу по-новому.

Облегчал усвоение учебного материала опыт работы персонала ОВД на резервной системе РК "Москва-резерв" для ТЕРКАСа. Ее интерфейс и функционал очень схожи с КСА УВД в новом ЦУПе, за исключением некоторых отличий интерфейса, функций и систем, на которых акцентировалось внимание при проведении обучения.

- В чем все-таки принципиальное отличие УВД на АС УВД "ТЕРКАС" от УВД на АС ОрВД "Синтез-АР4"?

- Важнейшее отличие заключается в том, что в АС ОрВД для Московского укрупненного центра реализуются, в соответствии с Техническим заданием, новейшие функции автоматизации, которые позволят повысить безопасность полетов и пропускную способность в Московской зоне ЕС ОрВД. Это такие как: подсистема контроля безопасности (STCA, APW, MSAW), обнаружение среднесрочных конфликтов (MTCD), подсказка при разрешении среднесрочных конфликтов (CORA), менеджер организации прибытий (AMAN) и другие.

Также в новой системе планируется осуществлять сбор, обработку информации о воздушной обстановке от вторичных радиолокаторов с режимом S и радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) с выдачей на рабочие места координат воздушных судов и дополнительной информации: приборной скорости, давления, эшелона (высоты), установленных на борту ВС, и других данных, позволяющих повысить осведомленность и снизить нагрузку на персонал ОВД.

В новой системе используется стандартная клавиатура QWERTY, а в ТЕРКАСе раскладка совершенно другая - алфавитная. В ТЕРКАСе для работы с формуляром сопровождения используется rolling ball, а здесь - мышь. Отличаются и мониторы: на старой системе монитор-круглый, а на новой - прямоугольный. То есть необходимо адаптироваться к различному отображению сектора УВД. А если говорить о пультах в залах УВД, то они отличаются по составу оборудования, в том числе, связного. Расположение и количество дополнительных мониторов у диспетчеров РЛУ и ПК разное. Диспетчер может вызывать на отображение на индикаторах различные окна и закреплять их в удобном для работы месте.

Сейчас в ТЕРКАСе все плановые списки воздушных судов отображаются на альфаскопе, а в новой системе диспетчер может вызывать, настраивать и располагать их на основном или дополнительном мониторах. Каждый диспетчер может индивидуально настроить интерфейс, сохранив его. Здесь можно говорить о принципиально другом человеко-машинном интерфейсе с возможностью отображения его элементов в различной цветовой палитре.

- Как проходило обучение?

- Оно состояло из теоретической части, тренажерной подготовки и практических занятий в ЦУПе.

Продолжительность обучения каждой группы составляла 32 часа: 8 часов лекций, 12 часов практических занятий на комплексном системном тренажере и 12 часов освоения рабочих мест, отработки использования КСА УВД и порядка взаимодействия в диспетчерских залах МАДЦ и РДЦ в новом ЦУПе. Распорядок дня учебных групп предусматривал чередование теории и практики с целью более качественного усвоения тематического материала. То есть занятия проводились в следующем порядке: сначала теоретические занятия по определенной теме, затем отрабатывались практические навыки на тренажере с использованием специально подготовленных упражнений. Сначала проводилась тренажерная подготовка отдельно специалистов МАДЦ и РДЦ после теоретических занятий, а потом уже мы проводили совместные упражнения. Это особенно важно при работе с менеджером организации прибытий (AMAN), когда нужно было, чтобы все специалисты МАДЦ и РДЦ слаженно осуществляли ОВД в соответствии с рекомендациями AMAN по упорядочению потока воздушных судов на аэродромы Московского аэроузла.

От обучающихся в конце каждого курса мы получали письменные рекомендации, каждый смог высказать свои пожелания. Их систематизировали и обсуждали, в том числе и с разработчиком, для реализации, что оказалось очень полезным.

- Как вы оцениваете общий уровень подготовки диспетчерского состава и готовность к работе на новом оборудовании?

- Считаю, что обучение проведено качественно. Все специалисты, прошедшие обучение и аттестацию, готовы к работе на новом оборудовании. Более того, они и работают в параллельном режиме, нарабатывают практические навыки, так что никакой раскачки нам в будущем не потребуется.

Вот, кстати, один факт: в начале сентября 2015 года в городе Бишкек (Кыргызстан) прошел IV международный конкурс профессионального мастерства диспетчеров УВД аэронавигационных предприятий - членов Координационного Совета "Евразия". Победителем конкурса стала команда ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". В нее вошли призеры конкурса профессионального мастерства диспетчеров УВД, проведенного ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в феврале 2015 года. До этого все участники конкурса предприятия прошли отборочные испытания и стали лучшими в своих филиалах.

В составе команды-победителя был и диспетчер смены №6 Московского аэроузлового диспетчерского центра филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Василий Ткаленко.

И, наверное, в ходе проводившихся в конце минувшего года эксплуатационных испытаний нового ЦУПа, в частости, проверялся и уроболее качественного усвоения тематического материала. То есть занятия проводились в следующем порядке: сначала теоретические занятия по определенной теме, затем отрабатывались практические навыки на тренажере с использованием специально подготовленных упражнений. Сначала проводилась тренажерная подготовка отдельно специалистов МАДЦ и РДЦ после теоретических занятий, а потом уже мы проводили совместные упражнения. Это особенно важно при работе с менеджером организации прибытий (AMAN), когда нужно было, чтобы все специалисты МАДЦ и РДЦ слаженно осуществляли ОВД в соответствии с рекомендациями AMAN по упорядочению потока воздушных судов на аэродромы Московского аэроузла.

От обучающихся в конце каждого курса мы получали письменные рекомендации, каждый смог высказать свои пожелания. Их систематизировали и обсуждали, в том числе и с разработчиком, для реализации, что оказалось очень полезным.

- Как вы оцениваете общий уровень подготовки диспетчерского состава и готовность к работе на новом оборудовании?

- Считаю, что обучение проведено качественно. Все специалисты, прошедшие обучение и аттестацию, готовы к работе на новом оборудовании. Более того, они и работают в параллельном режиме, нарабатывают практические навыки, так что никакой раскачки нам в будущем не потребуется.

Вот, кстати, один факт: в начале сентября 2015 года в городе Бишкек (Кыргызстан) прошел IV международный конкурс профессионального мастерства диспетчеров УВД аэронавигационных предприятий - членов Координационного Совета "Евразия". Победителем конкурса стала команда ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". В нее вошли призеры конкурса профессионального мастерства диспетчеров УВД, проведенного ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в феврале 2015 года. До этого все участники конкурса предприятия прошли отборочные испытания и стали лучшими в своих филиалах.

В составе команды-победителя был и диспетчер смены №6 Московского аэроузлового диспетчерского центра филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" Василий Ткаленко.

- И, наверное, в ходе проводившихся в конце минувшего года эксплуатационных испытаний нового ЦУПа, в частости, проверялся и уровень подготовки диспетчерского состава?

- Вообще целью эксплуатационных испытаний (ЭИ) автоматизированной системы организации воздушного движения Московского укрупненного центра ЕС ОрВД проводившийся с 05.10.2015 по 20.11.2015 г. являлись:
  • оценка технических характеристик АС ОрВД в реальных условиях эксплуатации;
  • определение пригодности и готовности АС ОрВД Московского УЦ ЕС ОрВД для обслуживания воздушного движения в зоне ответственности Московского УЦ ЕС ОрВД;
  • определение готовности эксплуатационного персонала к эксплуатации АС ОрВД;
  • оценка полноты и достаточности эксплуатационной документации для обеспечения эксплуатационной готовности АС ОрВД.
Отведенный на эксплуатационные испытания период времени, к сожалению, не позволил сделать объективный вывод о надежности работы АС ОрВД нового ЦУП, и таким образом можно считать, что цель ЭИ не была достигнута в части "оценки технических характеристик АС ОрВД" и "определения пригодности и готовности АС ОрВД для обеспечения воздушного движения". Поэтому в итоговом акте по результатам эксплуатационных испытаний были сделаны следующие выводы:
  • готовность АС ОрВД Московского УЦ ЕС ОрВД для обслуживания воздушного движения в зоне ответственности Московского УЦ ЕС ОрВД не определена;
  • с учетом обращения АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" №15-07/ 23290 продлить эксплуатационные испытания АС ОрВД.
С полученными выводами обе стороны согласны. Ведь главное сейчас для нас - довести систему до "ума", устранить все замечания и ввести ее в работу в полном объеме (без ограничений для УВД). Нас не вдохновляет пример одной из западных стран, где ввод новой системы УВД повлек ограничение полетов на полгода. Разве можно представить такое в Московском регионе?

- Коллектив Московского центра АУВД, о чем и мы писали, всегда жил насыщенной, всесторонней жизнью: работа, учеба, активный отдых органически сочетались. Какими событиями, кроме интенсивной трудовой деятельности, примечателен для людей МЦ АУВД был прошлый год?

- Надо сказать, что ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" вообще поощрительно относится к приобщению своих работников к занятиям физической культурой и спортом. Число людей, занимающихся у нас спортом, неуклонно растет, что соответствует приоритетной задаче развития массового спорта в России, обозначенной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Ежегодно ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" выделяет филиалу "МЦ АУВД" значительные финансовые средства на развитие физкультуры и спорта. И, конечно, физическому воспитанию сотрудников, проведению спортивных мероприятий мы традиционно уделяем повышенное внимание. Все понимают, что спортивная закалка просто необходима держания хорошей физической формы, высокого рабочего тонуса, необходимого как диспетчерам УВД, так и инженерно-техническому персоналу РТОП и АС. Филиалом заключаются договоры на посещение работниками фитнес-центров, бассейнов, спортивных залов для занятий волейболом, футболом, мини-футболом, теннисом. Данная работа системно ведется как для работников структурных подразделений расположенных в Москве, МО, так и в других регионах, а именно: в Воронежском, Тверском, Нижегородском, Белгородском, Калужском центрах ОВД.

Мы не просто держим своих сотрудников в хорошей физической форме, но и добиваемся высоких спортивных результатов. Команда МЦ АУВД в минувшем году стала победителем V Чемпионата России по русскому жиму, проводившегося в конце ноября 2015 года в подмосковном Наро-Фоминске и посвященного Международному дню авиадиспетчера.

14.11.15 в Плая-дель-Кармен (Мексика) завершился V юбилейный Кубок мира среди авиадиспетчеров и пилотов гражданской авиации по футболу. Сборная ФГУП "Госкорпорация по ОрВд", основой которой является команда МЦ АУВД, стала пятикратным чемпионом и теперь по праву может добавить пятую звез-дочку на футбольную экипировку. Ну и много других примеров в этом плане можно привести.

А главное, что надо отметить: специалисты МЦ АУВД во всех отношениях соответствуют тем высоким международным требованиям, которые сегодня предъявляются к профессионалам, занимающимся организацией и управлением воздушным движением.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 апреля 2016 года | Дайджест публикаций за 14 апреля 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Воздушный флот». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Кыргызстан, АС, Алмаз, Безопасность полетов, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации, Федеральная аэронавигационная служба, Фирма "Новые информационные технологии в авиации", Концерн ПВО "Алмаз - Антей", Ан-22, Ан-32 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Совдепия рулит...
Когда по QNH на учимся обслуживать,для начала,как во всём мире...Схемы новые где? Когда в IFPS?Отстали на 100 лет от цивилизации.