О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Объемы авиаперевозок в Приморье нуждаются в увеличении - Наталья Солодовникова

Сегодня приморский рынок авиаперевозок испытывает непростые времена. Прекращение деятельности компании "Трансаэро" привело к снижению так называемой емкости пассажирских авиаперевозок

Сегодня приморский рынок авиаперевозок испытывает непростые времена. Прекращение деятельности компании "Трансаэро" привело к снижению так называемой емкости пассажирских авиаперевозок. Оценить ситуацию РИА PrimaMedia попросило генерального директора ОАО "Приморское агентство авиационных компаний" (ТМ "Билетур") Наталью Солодовникову.

- Наталья Николаевна, судя по тому, что "Билетур" отметился сразу в двух номинациях XII краевой Бизнес-Премии (по итогам четвертьфинала предприятие вошло в ТОП-25 в номинации "Компания года", а вы - в ТОП-25 "Менеджер года"), дела в компании, несмотря на кризис, обстоят неплохо. И все-таки как повлияла экономическая ситуация на туристический поток? Что выбирают люди - лететь куда-то или проводить отпуск дома?

- На нашу работу влияют и кризис, и отношения, которые складывается между "Билетур" как агентом и соответствующими поставщиками - авиакомпаниями и туроператорами.

Стали ли меньше летать туристы за рубеж в связи с кризисом, в связи с изменением курса доллара? Живая статистика свидетельствует о более-менее положительной динамике, если сравнивать начало этого года с соответствующим периодом года предыдущего, т.к. пик спада продаж в туротрасли на выездном туризме пришелся на август 2014 - март 2015. Мы не наблюдали падения активности туристов на 30-40% осенью 2015, как коллеги на западе России, поскольку у нас не было такой зависимости от Турции и Египта. Клиенты продолжают путешествовать, есть спрос, а наша задача его обеспечивать и гарантировать качество и безопасность.

В целом, снижение потока клиентов не превышало 15% - это максимальная цифра в некоторые из декад, если брать статистику по всем офисам "Билетур" (которых, к слову, более 60). По количеству проданных билетов, если сравнивать начало 2015 и 2016 годов, есть стабильный рост. Это связано с введением "плоских" тарифов авиакомпанией "Аэрофлот" на некоторых направлениях, по которому перевозятся пассажиры из Москвы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Хабаровск (в оба конца в экономическом классе обслуживания тариф составил 20 тысяч рублей).

Свою роль сыграла и Правительственная программа по субсидированию авиаперевозок для определенных категорий граждан. Спрос по льготным тарифам "Дальний Восток - 2016" был, очевидно, высоким в первые дни открытия продаж. Поэтому, если существует необходимость приобрести билеты по этим тарифам, - лучше приобрести билеты заранее, т.к. квоты ограничены, на некоторые даты и вовсе все продано.

- А что на сегодняшний день является для вас проблемой?

- В первую очередь это ограниченная емкость авиаперевозок из-за прекращения деятельности "Трансаэро". На Дальневосточном рынке не стало второго игрока, обладающего своим флотом и обеспечивающего дальнемагистральные маршруты, а значит, сократился выбор у клиентов.

- Что имеется на сегодня?

- Сейчас два типа самолетов: Airbus-330 и Boeing-777 ежедневно выполняют полеты в Москву в Аэропорт Шереметьево. С 1 января в расписание включен рейс авиакомпании "Россия" группы компаний "Аэрофлот", полеты по которому будут выполняться в Аэропорт Внуково на самолетах типа Boeing-747 с 2 июня 2016 года.

Также в расписании заведен рейс авиакомпании "ВИМ-Авиа", которые начнут выполняться с 15 мая, рейсы будут прилетать в аэропорт Домодедово.

Пассажиропоток в западные города РФ с вылетом из Владивостока на прямых авиарейсах снизился по сравнению с прошлым годом. С уходом авиакомпании "Трансаэро" из расписания исчезли два прямых рейса в Санкт-Петербург. Надо сказать, что Санкт-Петербург является довольно востребованным направлением для клиентов, тем более что оно входило в программу субсидирования перелетов пассажиров преклонного возраста (женщин старше 55-ти лет и мужчин старше 60-ти лет) и молодежи. Билет для них стоил всего 14 тысяч рублей туда и обратно. К сожалению, теперь прямого питерского рейса нет.

- А что предлагают взамен оставшиеся перевозчики?

- "Аэрофлот" предлагает полеты в Санкт-Петербург через Москву (субсидированный трансфертный тариф - 28,8 тысяч рублей). Есть рейс "Уральских авиалиний" с двумя посадками в Иркутске либо Новосибирске и Екатеринбурге. Здесь тариф - 7,5 тысяч рублей, то есть туда и обратно можно долететь за 15 тысяч рублей по субсидированному тарифу, но количество мест, конечно же, ограничено.

- Власти Приморья знают о возникшей ситуации?

- Естественно. Со своей стороны мы озвучиваем названные проблемы через департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края. Надо как-то сохранить те объемы пассажирских авиаперевозок, которые предлагались приморцам в прошлом году. Тем более что государственная политика предусматривает, в том числе, обеспечение доступности западной части страны для жителей восточных окраин России.

- А что на крымском направлении?

- "Оренбургские авиалинии" в прошлом году пытались организовать полеты из Владивостока в Симферополь. Однако не сделали этого, поскольку в рамках постановления правительства о субсидировании авиаперелетов нет такого направления, как Владивосток - Симферополь. Кроме этого, на направлении Владивосток - Симферополь отсутствуют воинские квоты (военнослужащие, имеющие право на льготный пролет раз в год, составляют достаточно большую часть пассажиров). В прошлом году "Оренбургские авиалинии" и "ИКАР" летали в Симферополь из Хабаровска. В этом году из Хабаровска полеты будет выполнять авиакомпания "ИКАР" с 27 мая на самолетах типа Boeing 767-300, субсидированных тарифов нет, стоимость в одну сторону от 16 тысяч рублей.

- Что можно сказать о международном трафике?

- Он значительно сократился. Если раньше на нашем рынке были и Korean Air, и Asiana Airlines, то сейчас осталась только Korean Air. Иностранцы уходят в силу объективных причин, прежде всего, ввиду снижения загрузки авиалайнеров. Количество продаж в направлении Юго-Восточной Азии снижается. Так, сократилось значительно количество чартерных рейсов в Таиланд и во Вьетнам.

Хотя, по нашим наблюдениям, когда начинаются скачки курса, клиент все-таки выбирает путешествие как вложение денег. Возможно, он меньше летает, но предпочитает летать с комфортом.

Стабилизирует ситуацию введение новых рейсов от российских авиакомпаний. Например, с 17 июня по понедельникам и пятницам авиакомпания S7 Airlines будет выполнять прямые рейсы на направлении Владивосток-Шанхай. Доступная стоимость билетов наверняка привлечет как бизнес-потоки, так и туристов, для которых сам Шанхай будет интересен как туристический город (в нем есть Диснейленд). А чтобы продлить и разнообразить свое путешествие, можно отправиться в круизы из Шанхая и посетить города Кореи и Японии.

Также в летний сезон заведены рейсы в города Китая: помимо Пекина, Харбина, Даляня, Муданьцзяна это - ТЯНЬЦЗИНЬ, ЧАНЧУНЬ, ЯНЪЯН, ЯНЬЦЗИ.

В летний сезон запланированы чартерные рейсы в Токио и Ниигату, Осаку, сформированные турпакетами по достаточно приемлемым ценам.

С октября 2016 года откроется регулярное сообщение Владивосток-Бангкок, рейсы будет выполнять авиакомпания S7 Airlines, продажа билетов уже ведется.

Конечно, чувствуется переориентация интереса клиентов: на запад России стали летать чаще, в том числе благодаря государственным программам субсидирования перелетов. Причем интерес есть и к Симферополю, и к Сочи, несмотря на то, что в Приморье есть свое море. Например, на июнь-июль уже сложно найти свободные места на крымском и северокавказском направлениях, в Сочи ситуация обстоит попроще, если покупать авиабилеты в Анапу, Краснодар и Ростов-на-Дону.

Резюмируя, можно сказать, что туристу сегодня есть куда отправиться несмотря на кризис. С одной стороны рост курса валюты, конечно, психологически влияет на выбор клиента. Однако благодаря политике открытости границ клиент все-таки хочет познавать мир, летать, смотреть, расширять кругозор, выбирать разные виды отдыха и разные места для этого. И у него есть такая возможность, Юго-Восточная Азия под боком - это и Таиланд, и Вьетнам, и Сингапур, и Малайзия, и Индонезия.

- Вы говорите, стало труднее летать в Санкт-Петербург, в Корею. А что с перелетами в Японию и США?

- Здесь дефицита не наблюдается. На этих и других международных направлениях спрос достаточно хорошо удовлетворен, и только тарифная политика перевозчика может влиять на сохранение и рост пассажиропотока при применении минимальных цен на билеты.

Здесь можно отдать должное авиакомпании S7 Airlines, которая вместе с другими компаниями участниками альянса OneWorld предлагает доступные по цене маршруты в направлении Юго-Восточной Азии и Американского континента. Например, весной-летом можно улететь в Ванкувер от 62 тысяч рублей туда-обратно. Это очень хорошее ценовое предложение.

Сейчас популярность набирают круизы по Юго-Восточной Азии, трансконтинентальные из Сингапура, Америки, Австралии. Миф о том, что круизный отдых - выбор очень обеспеченных людей, постепенно уходит. Все больше путешественников планируют свой отдых именно так, т.к. посчитав расходы на проживание в отелях, на перелеты между странами и городами, питание в стране прибытия, а также учтя комфортность (не нужно собирать и разбирать чемоданы) и ряд других моментов, приходят к выводу о финансовой выгодности отдыха в круизах.

- А как обстоит дело с развитием внутрирегиональной авиации?

- Развивается, количество рейсов на сообщении между городами Дальнего Востока не сократилось. Существует повышенный спрос в сторону Новосибирска, Красноярска, Иркутска. В летние месяца имеющиеся емкости на авиалиниях не покрывают спрос, и при этом очевидна высокая стоимость билетов на этих направлениях.

Со своей стороны, чтобы клиенты были в курсе любых изменений в расписании, смогли все-таки улететь в нужные для них даты, у нас работает круглосуточный контактный центр. Клиенты могут оставить заявку на необходимые даты, когда нужно улететь, и сотрудники нашего Круглосуточного контактного центра проверяют системы бронирования, ищут и контролируют появление свободных мест с целью обеспечить бронирование билета для клиента. Буквально неделю назад офис "Билетур" в отеле Hyundai(ул. Семеновская, 29) перешел на круглосуточный режим работы, чтобы клиенты с ненормированным графиком могли без очередей и суеты оформить авиа и ж/д билеты, в том числе и на внутренние рейсы. Оплатить билеты и туристическую путевку можно из персонального кабинета на сайте Сбербанка или ВТБ.

- Внутрирегиональные перелеты наверняка способствуют развитию внутреннего туризма в Приморье?

- Мое мнение, что основные клиенты - туристы, необходимые для развития туризма не только в Приморье, а во всех регионах Дальнего Востока, Сибири - это сами жители этих регионов. Минимизирование тарифов (субсидирование) позволило бы увеличивать турпотоки между регионами. Если рассмотреть потоки туристов из соседних регионов к нам в летний период (так как море - один из главных магнитов Приморья), то в летний период стоимость билетов во Владивосток из регионов дороже, чем в сторону Москвы.

Используя ресурс внутрирегиональных рейсов, мы четвертый год подряд предлагаем туристам зимний отдых на байкальском горнолыжном курорте "Гора Соболиная" и сахалинском комплексе "Горный воздух" и порядка 1 тысячи туристов в год пользуются этими продукта. Каждый год перед сезоном мы договариваемся с авиакомпаниями и отельерами о спецтарифах, о многодневных SKI-PASS по привлекательным ценам, тем самым предлагая клиенту выгодный и интересный турпродукт.

Также хочу отметить и развитие малой авиации в Приморском крае.

В прошлом году открылось регулярное авиасообщение в Пластун и Терней, и в сентябре-октябре мы успели воспользоваться этим и предложили клиентам турпакеты в Сихотэ-Алинский заповедник. В этом году туры уже запущены в продажу. Первые туры запланированы на 30 апреля и 1 мая, что как раз совпадает с праздничными днями. Стоимость турпакета - порядка 10 тысяч рублей, включая авиабилеты и проживание. Максимально быстрый вариант добраться из Владивостока в Пластун на самолете позволит клиенту провести в заповеднике хотя бы уикенд (с пятницы до воскресенья). Также мы предлагаем сервис страхования против клещевого энцефалита, чтобы неприятные мысли и переживания не омрачали отдых.

Немало сделано и в самом заповеднике. Так что я бы посоветовала приморцам съездить в Сихотэ-Алинь, чтобы оценить самим красоты этого места и лишний раз убедиться в том, что они живут в уникальном крае, и презентовать его для своих друзей и родственников, живущих в других уголках страны.

- Насколько известно, на внутрирегиональных линиях работают самолеты авиакомпании "Аврора". Есть ли у этой компании планы по развитию новых авиамаршрутов?

- В принципе, было бы неплохо, если бы они сохранили все наработки "Владивосток Авиа", если мы говорим о маршрутах в дальнее зарубежье. Уже сейчас такие города, как Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск для приморских авиапассажиров стали гораздо доступнее. В тот же Хабаровск теперь удобней летать, чем ездить по железной дороге. Поскольку сейчас можно утром улететь в Хабаровск, решить все вопросы и уже вечером вылететь обратно во Владивосток. Интересны приморцам и маршруты в Иркутск и Новосибирск, особенно с учетом субсидий.

- Наталья Николаевна, в заключение хотелось бы спросить, как чувствует себя сам "Билетур" в это нелегкое для всей экономики и для туристического кластера в частности время.

- Если говорить о прошедшем 2015 годе, то по финансовым результатам он оказался очень неплохим. О рекордных показателях речь не идет, но положительная динамика налицо. Туристические продажи выросли в первом квартале 2016 года, и это хорошее достижение, особенно по сравнению с динамикой 2015-го к 2014 году, когда отрасль "летела вниз".

Сохранили мы свои позиции и по направлению продажи авиаперевозок. Мы по-прежнему работаем со всеми ведущими авиакомпаниями, участвуем в федеральных и региональных программах субсидированных перевозок, обеспечивая доступность приобретения авиабилетов в удаленных уголках края. Словом, объем продаж авиабилетов стабильно растет, правда, существует проблема с доходностью. Поскольку сейчас авиакомпании больше не платят комиссионные, мы ставим сервисные сборы, что, конечно же, смущает часть наших клиентов. Однако работать в убыток компания себе позволить не может - ведь нам нужно оплачивать работу своих сотрудников в 30-ти офисах на территории края, через которые продается до 35-40% авиабилетов в Приморье. К тому же, будучи агентом по продажам по целому ряду направлений, наша компания должна обеспечить свои обязательства перед авиаперевозчиками и другими партнерами банковскими гарантиями, серьезными депозитами, обеспечить обязательства перед каждым клиентом. Так что финансовая нагрузка постоянно растет.

- За счет чего удается удерживать занятые ранее позиции?

- Мы постоянно работаем над расширением клиентского сервиса, внедряем дополнительные услуги не только по продаже авиабилетов, но и в сфере страхования, продажи билетов на мероприятия, занимаемся разработкой новых маршрутов в туризме, развиваем экскурсионные виды деятельности, улучшаем процессы в корпоративном обслуживании.

"Билетур" активно участвует в развитии услуг внутреннего туризма. В летнем сезоне 2015 года мы осуществили интересный проект, в том числе и с Музеем имени Арсеньева, "Мосты Владивостока" - это регулярные морские экскурсии по акватории залива Петра Великого. Направление очень интересное! Но тут тоже есть проблемы, затрудняющие использование маломерного флота в коммерческих целях. Желающие заниматься этим бизнесом в крае есть. Есть законодательные инициативы, озвученные членами общественного экспертного совета по туризму Приморского края и общественного экспертного совета по транспортной политике, есть поддержка губернатора Приморья Владимира Миклушевского. Хотелось бы, чтобы федеральная власть поскорее занялась этим вопросом и внесла необходимые коррективы в имеющиеся законы. Надо, чтобы это направление развивалось.

Отдельное внимание мы уделяем детскому отдыху, и уже много лет предлагаем путевки в летние лагеря, часть стоимости по которым можно компенсировать. При этом активно предлагаем нашим клиентам лагеря, которые находятся на территории Приморского края. В каждом лагере своя тематическая программа, от изучения английского языка до полноценной школы пилотов. Есть и языковые обучающие туры в Корею, Гонконг, на Филиппины, и просто экскурсионные туры в Юго-Восточную Азию, которые будут интересны и взрослым, и маленьким путешественникам.

Для корпоративных клиентов в целях ведения их тревел-политики имеются возможности бронировать услуги для командировок, видеть тарифы. Мы разработали определенный продукт, который дает корпоративному клиенту он-лайн бронирование, автоматизацию отчетности и документооборота. Уже начали сотрудничать в новом формате с одними из наших корпоративных клиентов.

Уже не первый год мы активно развиваем систему страхования клиентов, помимо туристических и авиационных предлагаем с этого года программы по страхованию имущества, ОСАГО, дополнительный страховой продукт при покупке авиабилета - полис по невозможности совершить полет и компенсировать издержки по оплаченному билету.

Также сейчас мы работаем над партнерской программой по обеспечению доступного по цене трансфера в международный аэропорт Владивосток. Сейчас запускаем проект из Владивостока, далее будем транслировать его на другие приморские города. При приобретении авиабилетов в офисах "Билетур" можно будет купить специальный купон на поездку в аэропорт, при этом стоимость услуги будет приближена к цене билета на Аэроэкспресс.

Внедряем и другие дополнительные услуги, например, у нас можно приобрести билеты на спортивные и культурные мероприятия во Владивостоке, в том числе на постановки Приморской сцены Мариинского театра.

Да, есть отдельные проблемы, нерешенные вопросы, но это все рабочие моменты. Впереди мы видим немало перспектив как в области выездного туризма, так и в развитии внутреннего направления. Есть и свободные ниши, в которых нам интересно себя попробовать. У нас богатый опыт, слаженная команда, нацеленная на результат, надежные партнеры. А также большое число постоянных клиентов - не только преданных, но и очень требовательных, - которые привыкли к отменному сервису, к тому, что мы в числе первых предлагаем лучшее из того, что появляется на рынке. Все это держит нас в хорошем профессиональном тонусе....
Авторские права на данный материал принадлежат «PrimaMedia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка