О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту‑204 покидает Ульяновск

Новый руководитель АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин заявил, что принято решение о прекращении выпуска на ульяновском самолетостроительном заводе самолетов линейки Ту-204

Новый руководитель АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин заявил, что принято решение о прекращении выпуска на ульяновском самолетостроительном заводе самолетов линейки Ту-204. Ранее представители ОАК говорили, что производство их просто заморожено. Источники, близкие к ОАК, наличие решения о прекращения выпуска Ту-204 не подтвердили. По мнению участников рынка, у самолета есть отложенный спрос, и сворачивать его производство, пока не развернуто производство МС-21, преждевременно.

В минувшую пятницу в интервью заводской газете "Старт" управляющий директор ульяновского самолетостроительного завода АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин заявил, что теперь "произойдут некоторые изменения в части приоритетов". "Было принято решение о прекращении производства авиалайнеров семейства Ту-204 на "Авиастаре". В Казани будут строиться модели семейства Ту-214. Что касается оставшихся на нашем заводе заделов по Ту-204, то по мере поступления заказов от желающих их приобрести мы будем достраивать эти самолеты и передавать их в эксплуатацию", - сказал директор. Он также добавил, что "новый проект - легкий транспортный самолет Ил-112 В (имеется в виду изготовление ряда агрегатов, на сегодня - панели и люки по кооперации с ВАСО. - "Ъ"), а наиболее важны направления производства - сборка Ил-76 МД-90 А и работа по кооперации с корпорацией "Иркут" по производству ряда панелей и агрегатов для самолетов МС-21. Господин Капустин назвал "уникальной" ситуацию, когда на одном заводе "производятся или обслуживаются модели совершенно различных конструкторских бюро: "Туполев", "Ильюшин", "Яковлев", "Антонов", и отметил, что, по его мнению, "продуктовый ряд будет оптимизирован, чтобы в конечном итоге "сконцентрироваться на основных направлениях - МС-21, Ил-76, Ил-112 В", сохранится и в рамках кооперации работа по установке интерьеров SSJ 100. Когда-то планировавшегося возобновления производства Ан-124-100 не будет "в силу различных геополитических изменений" (имеются в виду отношения с Украиной. - "Ъ"; о том, что возобновление производства "Русланов" вследствие этого невозможно, "Ъ" сообщал еще год назад), при этом будет продолжаться техническое обслуживание и ремонт уже произведенных и работающих самолетов (а также их модернизация. - "Ъ").

Напомним, ранее представители ОАК и руководство "Авиастара-СП" неоднократно отмечали, что производство Ту-204 СМ замораживается из-за отсутствия заказов и в связи со скорым началом выпуска самолетов МС-21 (выход в серию ожидается к 2019 г.), в то же время самолеты Ту-204 СМ и Ту-204-300 будут производиться по госзаказу для специального летного отряда "Россия" Управделами президента РФ, а также для иных государственных ведомств. При этом отмечалось, что "компетенции в производстве Ту-204 в любом случае следует сохранить". Всего "Авиастар-СП" выпустил 53 самолета линейки Ту-204, из них 10 - Ту-204-300. В этом году завод должен был, согласно программе, поставить Управделами президента четыре самолета Ту-204-300.

Заметим, что ранее никаких официальных заявлений Минпромторга или ОАК по поводу Ту-204 не было. Узнать конкретные причины решения о прекращении выпуска Ту-204 в среду не удалось - Андрей Капустин в течение дня был для комментариев недоступен. Запрос "Ъ" в ОАК также остался вчера без ответа, однако источник, близкий к руководству корпорации, заметил, что пока, по его сведениям, "никаких официальных решений об однозначном прекращении выпуска Ту‑204 не было".

Стоит упомянуть, что в 2010 году программа выпуска самолетов Ту-204 и Ту-204 СМ уже оказывалась под угрозой закрытия из-за отказа авиакомпании "Москва" (ранее "Атлант-Союз", прекратила деятельность в январе 2011 г.) покупать 15 самолетов по причине их дороговизны. Но в январе 2011 г. правительство РФ решило: чем закрывать программу, потратив 7,6 млрд рублей на покрытие убытков "Авиастара" при наличии социальных и политических рисков, легче направить 9,9 млрд руб. на ее развитие (из них 5 млрд руб. - на покрытие дефицита финансирования "Авиастара-СП" за 2011-2013 годы) при условии, что цена авиалайнера будет снижена (до этого, за 2008-2010 годы, на проект Ту-204 СМ государство уже потратило 15 миллиардов рублей). Ожидалось, что программу спасет контракт на поставку 44 Ту-204 СМ авиакомпании Red Wings Александра Лебедева, который был согласен на покупку при цене в 750 млн рублей. Однако контракт сорвался из-за того, что ВТБ не пошел на оговоренные господином Лебедевым условия заказа через лизинговую компанию "Ильюшин Финанс" (ИФК), затем случилась катастрофа с Ту-204 авиакомпании Red Wings, после которой авиакомпания лишилась сертификата, а затем была продана за один рубль группе "Гута" (в настоящее время ИФК рассматривает возможность покупки контрольного пакета этой авиакомпании). В августе 2013 года уже новые владельцы Red Wings подписали с ИФК соглашение о намерениях о поставке авиакомпании 30 самолетов, из них десять - Ту-204 СМ, однако и это соглашение сорвалось из-за затяжки процесса сертификации ульяновского самолета.

В свое время государство в отсутствие других заказов у "Авиастара-СП" старалось спасти программу Ту-204 СМ, чтобы сохранить уровень компетенций авиазавода и социальную стабильность. Однако в последние годы, когда завод начал выполнять гособоронзаказ по выпуску Ил-76 МД-90А, получая соответствующее финансирование, необходимость в спасении Ту-204 СМ, видимо, отпала, и программой его продаж уже никто вплотную не занимается, тем более что уже на горизонте видится более совершенный МС-21, который, как планировалось, и должен был прийти на смену Ту-204 СМ. "Можно было бороться за эти самолеты десять лет назад, но сегодня с их соотношением цена-качество они уже не нужны, виной всему безденежье и затянутые сроки", - считает редактор отраслевого портала "Авиа.Ru" Роман Гусаров.

Гендиректор ИФК Александр Рубцов сказал "Ъ", что он еще "не слышал, чтобы на каких-то уровнях в ОАК принимались решения о прекращении выпуска Ту-204". "Я думаю, у самолета есть некий отложенный спрос, и на этом этапе еще преждевременно сворачивать его производство, пока не развернуто производство МС-21. Конечно, рано или поздно производство Ту-204 надо будет сворачивать, но это сделать логично, когда уже есть машина, способная ее заменить", - сказал господин Рубцов. В то же время, по его мнению, за последнее время "было столь внушительное падение объема перевозок, и очевидно, что присутствуют избыточные емкости больших самолетов, и время больших заказов отошло на более дальние горизонты". "Так что вероятность крупных заказов сегодня невелика, за исключением грузовых версий, тем более что в этом варианте машина показывает себя очень хорошо", - сказал глава ИФК.

Впрочем, экс-гендиректор "Авиастара-СП" Сергей Дементьев (оставил должность 30 марта) заметил "Ъ", что в ОАК уже шли разговоры о том, что надо завершать имеющийся задел и к моменту выхода МС-21 возможные заказы передать Казани (КАПО), производящей аналогичный по параметрам Ту-214. "Все-таки мощности завода небезграничны, это можно понять. Хотя полностью проект заморозить невозможно, потому что есть летающие машины, которые надо обслуживать и ремонтировать. Жаль, конечно, что СМ-ка не пошла. Хороший получился самолет", - сказал господин Дементьев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка