О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Это требование содержит и порождает огромное количество вопросов"

Новые требования к безопасности обернутся для авиакомпаний большими расходами

Новые требования к безопасности обернутся для авиакомпаний большими расходами. Об этом накануне заявили представители перевозчиков на заседании профильной комиссии РСПП. Как пишет газета "Коммерсантъ", Минтранс ужесточил требования к безопасности еще в 2011 году. Однако Ространснадзор стал выдавать предписания перевозчикам только сейчас. В частности, от авиакомпаний требуют устанавливать в самолетах камеры. Оборудование должно передавать изображение на Землю в реальном времени. Норма должна вступить в силу в 2019 году. Однако участники рынка уже сейчас предупреждают - установка видеофиксации потребует новых затрат. По их оценкам, расходы составят до $500 тыс. на один самолет. Главный редактор Журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Анны Казаковой.

- Почему Минтранс вообще потребовал устанавливать камеру в самолетах?

- Исходная проблема в том, что принят закон, в рамках которого все это прописано. К сожалению, этот закон писали люди, которые прописали единые требования для всех видов транспорта, не вдаваясь в специфику воздушного транспорта. Поэтому в законе многие вещи представляют собой довольно глупое дублирование тех функций, которые на воздушном транспорте либо уже существуют, либо как в случае с видеонаблюдением представляют мало возможное и не особо осмысленное требование. А дальше, понимаете, есть закон, и он должен исполняться. То есть в этом смысле дальше уже крутятся шестеренки, то есть Ространснадзор, соответственно, выдает эти предписания.

- В 2011 году были ужесточены требования, столько времени прошло, и за это время не смогли доработать?

- Видимо, поначалу казалось, что есть такие законы, которые как-то вроде существуют, и не особо спрашивают, то есть как-то началось какое-то движение.

- А как вообще относитесь к опасениям авиакомпаний?

- Эти опасения не просто справедливые, ужас в том, что реальных масштабов бедствия сейчас невозможно понять, потому что нет никаких конкретных требований, понимаете, ничего нет. Я уже не говорю про то, что совершенно непонятно, кто будет отсматривать эти огромные потоки видеоинформации, куда все это будет деваться, через какие спутники это будет передаваться. То есть это все выглядит как благое пожелание. При том, что самолеты - там надо мало того, что камеры устанавливать, там надо еще в фюзеляже прорезать отверстия, ставить там антенну, а это вмешательство в конструкцию самолета, а что на это скажут лизингодатели, которым нужен этот самолет, это же влияет на его стоимость и так далее. То есть это требование содержит и порождает огромное количество вопросов, а авторы этого положения просто даже не задумывались об этом. Или, например, где эти камеры должны быть расположены? Если они расположены на виду в доступных местах, ну тогда можно жевательной резинкой их заклеить, если что. Если они расположены где-то глубоко, то тоже, понимаете, это вмешательство в конструкцию самолета. В общем, там масса вопросов.

- А цель какая? Теракты предотвращать?

- Цель, знаете ли, загадочная. Честно говоря, я не могу сказать, чем и в каких ситуациях это видеонаблюдение может помочь, то есть, может быть, можно придумать такую ситуацию гипотетически, но вероятность такой ситуации совершенно загадочна. Тут просто рассуждение какое, как люди рассуждают - ну, в метро же поставили, значит, и еще где-то на других видах транспорта, на автобусах, понимаете, поэтому если все под общую гребенку как бы применять, то тогда и получаются вот такие совершенно абсурдные вещи.

- Как можно разрешить такие противоречия?

- Правильно - это, конечно же, сделать поправки к этому закону, причем поправки очень серьезные, потому что дело в том, ведь существуют совершенно четкие вещи, в рамках Международной организации гражданской авиации, а Россия - член, она подписала Чикагскую конвенцию и руководствуется этими документами, эта ИКАО, соответственно, вся авиационная безопасность там прописана, и этот закон отчасти берет какие-то вещи оттуда, а отчасти развивает их совершенно каким-то нелепым способом. У моряков есть свои законы, там тоже своя конвенция и так далее, в морском праве, тоже. В общем, тут нужно учитывать вещи международного опыта и пользоваться все-таки какими-то вещами, которые прописаны на международном уровне. Поэтому закон, конечно же, требует радикальных изменений.

- Возможна ли новая отсрочка?

- Тут трудно сказать. Хочется верить, что она возможна, но как вся эта система работает, тут я не берусь сказать.

- Сейчас уже компании должны соблюдать некоторые требования безопасности, ответственность за все возлагается на командира, он вместе с экипажем должен досматривать пассажиров, и так далее. Почему эти задачи возложили именно на сотрудников компаний?

- Это тоже нелепое требование, порожденное тем, что этот закон написан общо, то есть получается, что в этом смысле тогда какие выводы следуют - что либо авторы этого документа не в курсе, что существует система авиационной безопасности, что на воздушном транспорте существуют чистые зоны, что туда уже проходят досмотренные пассажиры, либо всего этого нет, либо считается, что всего этого недостаточно, или еще должен командир выходить и кого-то проверять. Понимаете, это просто нелепая вещь, то есть, это невозможно, в том-то и ужас - реализовать эти требования либо невозможно, либо можно абсурдным образом. То есть, если авиакомпания сама начнет проводить этот досмотр, тогда аэропорт вообще становится ненужным. Пришли люди, поставили рамку перед входом в самолет, багаж разложили там прямо на рулежной дорожке, посмотрели около парковки все, понимаете, тогда аэропорт-то зачем? Собрались сами и полетели....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка