О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Повторный минус

Несмотря на рост авиасегмента, лизинговый рынок в 2015 году сократился на 20%

Несмотря на рост авиасегмента (+28%), лизинговый рынок в 2015 году сократился на 20%. По прогнозу RAEX сжатие нового бизнеса в 2016 году составит не более 15%, а крупные авиасделки госкомпаний поддержат рынок.

По данным Росстата, ВВП России в 2015 году сократился на 3,7%, а объем промышленного производства упал на 3,4%. Текущее состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов. В результате лизинговый рынок также показал отрицательную динамику: сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%, а его номинальный объем, по оценке RAEX, не превысил 545 млрд руб. Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 2015 год составила 830 млрд руб., что на 17% меньше, чем годом ранее.

Первое место по объему нового бизнеса в 2015 году занял "ВТБ Лизинг". Немного уступив лидеру, на вторую позицию переместился "ВЭБ-лизинг", а третью позицию второй год подряд удерживает "Сбербанк Лизинг". Несмотря на снижение доли крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса с 16% за 2014 год до 14% в 2015 году. В прошлом году доля государственных лизинговых компаний в сумме новых договоров лизинга продолжила расти и достигла около 54% (годом ранее 48%). Снижение доли компаний, владельцем которых является иностранный фонд прямых инвестиций, связано с отнесением компании "Европлан" к категории "лизингодатели с прочими отечественными собственниками" в результате ее продажи.

Крупнейшим сегментом рынка, несмотря на абсолютное сокращение (-18%), остается автолизинг, доля которого достигла примерно 37% в 2015 году (36% в 2014 году). Снижение покупательской активности и рост стоимости автомобилей привели к дальнейшему падению автопродаж в прошлом году. Доля ж/д сегмента на рынке упала с 23% до 18%, а в абсолютном выражении объем нового бизнеса с ж/д техникой в 2015 году сократился на 37%. Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28%). Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 8 (годом ранее - 7).

На фоне сжатия автолизинга и продолжающегося сокращения ж/д сегмента лизинг авиатехники в прошлом году практически достиг рекордного объема нового бизнеса, отмеченного в 2013 году. Причинами роста авиасделок в последние годы помимо отдельных крупных разовых сделок стали государственные меры поддержки лизинга/аренды российских самолетов. Отдельно стоит отметить докапитализацию ГТЛК на 30 млрд руб., госсубсидии ЛК на возмещение части затрат по кредитам, а также программу гарантирования остаточной стоимости российских самолетов.

В настоящее время более 60% переданных в аренду и лизинг самолетов в России приходится на иностранных лизингодателей. Важными преимуществами иностранных лизинговых компаний перед российскими являются опыт и компетенции в оперлизинге авиасудов: не менее 80-90% своего парка иностранцы сдают в оперативную аренду, в то время как у российских лизинговых компаний доля оперлизинга в объеме нового бизнеса с авиатехникой редко превышала 10%. Однако в 2015 году за счет крупных сделок ГТЛК доля оперлизинга в объеме нового бизнеса в авиасегменте выросла до 31%. Распространение государственных субсидий на оперлизинг российских самолетов положительно скажется на наращивании лизинговыми компаниями компетенций в аренде самолетов в ближайшие годы.

Кроме того, оперлизинг остается более привлекательным для авиакомпаний в связи с тем, что не требует значительного первоначального взноса, а краткосрочный договор оперлизинга позволяет более гибко управлять парком при нынешней нестабильности в авиаотрасли. Однако низкий уровень капитализации российских авиакомпаний и кризис в авиаперевозках снижают привлекательность авиасегмента для лизингодателей. Кроме того, при аренде самолетов, в отличие от финансового лизинга, лизингодатели больше подвержены рискам в связи с возможной потерей значительной части остаточной стоимости самолета, который нужно будет передать другому клиенту или реализовать на вторичном рынке.

Ситуация с "Трансаэро" показала, что для предотвращения таких случаев лизинговым компаниям необходимо вводить дополнительный техосмотр, а также более жесткий контроль при простое самолета. "Для авиации крупнейшим событием в 2015 году стала остановка деятельности авиакомпании "Трансаэро" с последующим отзывом сертификата на перевозки,- рассказывает Дмитрий Зотов, генеральный директор "ТрансФин-М".- В результате лизинговые компании, работающие в этом сегменте, вынуждены сконцентрироваться на изъятии и ремаркетинге самолетов, что в условиях снижения пассажиропотока и девальвации рубля является непростой задачей".

Согласно опросам, в начале 2015 года только госкомпании рассчитывали на прирост нового бизнеса, прочие участники рынка предполагали сокращение. Ожидания лизинговых компаний на 2016 год более оптимистичны: средний прирост объема нового бизнеса составит около 13%. Дальнейшего сокращения бизнеса ожидают всего 15% респондентов. Отчасти это может быть связано с тем, что первое полугодие текущего года будет более благоприятно для лизинговых сделок, в отличие от первых месяцев 2015 года, когда значительное падение курса рубля и повышение ключевой ставки Банком России привели к заморозке многих инвестиционных проектов.

По мнению агентства, лизинговый рынок в 2016 году сбавит темпы сокращения, но продолжит сжиматься, следуя за динамикой инвестиций в основной капитал. В 2015 году падение инвестиций в капитал составило 8,4% (в 2014 году 1,5%), а по итогам 2016 года, по оценке агентства, будет не менее 4-5%. При этом дальнейший отток капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток в 2016 году составит около $50 млрд против $57 млрд за 2015 год) будет способствовать сокращению лизинговых сделок.

В связи с этим базовым прогнозом лизингового рынка на 2016 год, по мнению RAEX, является негативный. При негативном прогнозе предполагается сжатие рынка до 463 млрд руб. (-15%). Сокращение ж/д сегмента составит до 30%. Ключевую поддержку автолизингу по-прежнему будет оказывать госпрограмма, однако она не сможет переломить ситуацию с падением автопродаж, в итоге автолизинг просядет на 10%. Авиасегмент не сможет удержать объем нового бизнеса на уровне 2015 года и упадет на 5%. "Сгладить падение рынка могут сегменты оборудования, а также все, что связано с закупками субъектов РФ, прежде всего в общественном транспорте,- говорит Кирилл Царев,генеральный директор "Сбербанк Лизинга".- Кроме того, появятся относительно новые для лизинга ниши, такие как нефтегазовая промышленность, металлургия, где ранее не так активно использовали лизинговые инструменты, но теперь будут". Реализация базового сценария возможна в 2016 году при среднегодовой цене на нефть марки Brent $35 за баррель и инфляции в размере 10-11%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 10% и выше.

В случае реализации позитивного прогноза объем рынка составит около 490 млрд руб. (-10% к 2015 году). Падение ж/д сегмента в этом случае составит 25%, при этом позитивное влияние на сегмент может оказать утилизация старых вагонов. "Есть основания полагать, что сегмент ж/д техники в 2016 году будет выглядеть лучше рынка в целом: большое количество старых составов поставлено на утилизацию, а новых вагонов будет не хватать, поскольку сейчас ставки по новым вагонам неподъемны для грузоотправителей",- отмечает Александр Кожевников, генеральный директор "МКБ-лизинг". Общий объем сделок в автосегменте при позитивном прогнозе сократится на 5%. Авиализинг за счет перераспределения оставшегося парка "Трансаэро" и крупных сделок госкомпаний сохранит объем нового бизнеса на уровне 2015 года. "ГТЛК видит перспективы поставок SSJ-100 на рынки стран Таможенного союза. В соответствии с заключенным на авиасалоне МАКС-2015 договором казахской авиакомпании SCAT планируется передать 15 самолетов SSJ-100, из них 5 будет поставлено в 2016 году",- отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК.

"В 2016 году основную поддержку рынку будут оказывать государственные программы субсидирования. Они позволят лизингополучателям снизить финансовую нагрузку на бизнес и продолжить обновление производственных фондов в рамках запланированных инвестиционных программ",- считает Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".

Реализация позитивного прогноза вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне $45 за баррель, инфляции в размере 7-8% и ключевой ставке менее 10 п.п....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка