О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На российском авиарынке продолжается консолидация трафика в пользу Группы Аэрофлот

Согласно статистике Федерального агентства воздушного транспорта, кризис в сегменте российских авиаперевозок продолжает набирать темп

Согласно статистике Федерального агентства воздушного транспорта, кризис в сегменте российских авиаперевозок продолжает набирать темп. В первом квартале 2016 года пассажиропоток сократился до 16,5 млн человек - на 2,8% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Падение трафика российских авиаперевозчиков продолжается второй год подряд. По данным Росавиации, в первом квартале 2016 года пассажиропоток сократился на 2,8% (до 16,5 млн человек) по сравнению с первым кварталом прошлого года, когда авиаперевозчики впервые за шесть лет отметили сокращение основных показателей. По сравнению с первым кварталом докризисного 2014 года перевозки пассажиров сократились на 5%. Темпы падения трафика ускорились: в 2015 году перевозки сократились на 2,3% (до 17 млн человек).

Примечательно, что по итогам февраля падение пассажиропотока остановилось и даже был зафиксирован рост на 0,9%, который объяснялся високосным годом с "лишним" днем. Март 2016 года опроверг оптимистичные прогнозы на "выход из пике" - перевозки снизились на 2,7% по сравнению с мартом 2015 года. При этом процент занятости кресел на внутрироссийских рейсах вырос сразу на 5,2 процентного пункта (до 76,5%), а на международных - на 1,3 п.п. (до 79,2%). Объем перевезенных грузов и почты составил 252 842,35 тонн, что на 10,2% больше показателя прошлого года.

Первый квартал не только сохранил все тенденции начала кризиса, но и усилил их. Международные перевозки наращивают темпы падения, энергичней растут внутренние перевозки. Год назад пассажиропоток на международных линиях снизился на 15,6% по сравнению с первым кварталом 2014 года, в этом году падение составило 22,5% (до 5,7 млн пассажиров) к первому кварталу прошлого года. Год назад внутрироссийские авиаперевозки выросли на 11,4%, в этом году рост пассажиропотока за первый квартал составил 12,5% - 10,7 млн перевезенных пассажиров. При этом следует учитывать, что внутренние перевозки оказывают все большее влияние на сводную статистику перевозок.

Дело в том, что за два года кризиса структура рынка претерпела кардинальные изменения. Накануне кризиса доли международных и внутренних перевозок были приблизительно равны - в первом квартале 2014 года 50,5% пассажиров приходилось на долю международных перевозок. В этом году в первом квартале распределение долей следующее: 34,5% у международных перевозок, 65,5% - внутренние.

При этом наращивание внутреннего трафика и сокращение международного не вызывает оптимизма у перевозчиков, так как большинство внутренних направлений принято считать заранее убыточными. Даже без учета рентабельности, международные направления способны собирать больше выручки, чем внутренние, так как в среднем эти направления просто длиннее.

Показатель, который объединяет в себе оба ключевых фактора - количество пассажиров и дальность полетов - пассажирооборот - сократился за два года на 17,4% (первый квартал этого года по сравнению с первым кварталом 2014 года), в этом году упал на 8,6%, в прошлом на 8,3%.

Пятерка крупнейших авиакомпаний ("Аэрофлот - российские авиалинии", "Сибирь", "Ютэйр" "Уральские Авиалинии", "Победа") показала в большинстве случаев внушительные результаты работы за первый квартал: перевозки пассажиров выросли на 22,3%, пассажирооборот увеличился на 14,5%. Из всего топ-5 перевозчиков этого года отрицательная динамика есть только по пассажирообороту и только у "Ютэйр" (пассажирооборот сократился на 8,4%, но количество перевезенных пассажиров авиакомпании увеличилось на 17,9%).

Флагманы рынка стали еще крупнее, сконцентрировав большее количество перевезенных пассажиров. Так в первом квартале 2016 года на самых крупных перевозчиков - "Аэрофлот - российские авиалинии", "Сибирь", "Ютэйр" "Уральские Авиалинии", "Победа" - пришлось 69% перевезенных пассажиров. Эти же самые авиакомпании по итогам 2015 года перевезли 54,9% от всего трафика.

В прошлом году, Топ-5 крупнейших перевозчиков, которую составили "Аэрофлот - российские авиалинии", ушедшая с рынка "Трансаэро", "Сибирь", "Ютэйр" "Уральские Авиалинии" перевезли 66,9%.

При этом все крупнейшие перевозчики после ухода с авиарынка "Трансаэро" существенно увеличили число перевезенных пассажиров: "Аэрофлот" - на 13,9%, "Сибирь" - на 25,9%, "ЮТэйр" - на 17,9%, "Уральские авиалинии" - на 17%, "Победа" - в два с половиной раза. В течение 2016 года объединение авиакомпаний в структуре группы Аэрофлот может еще больше изменить расстановку сил на рынке авиаперевозок.

Всего 35 авиакомпаний, чью статистику публикует Росавиация, перевезли в первом квартале 99,1% пассажиров и показали рост перевозок на 14%, пассажирооборота на 15,1%. Но в прошлом году на долю этих же компаний приходилось 84,5% перевозок. Это означает, что основное сокращение числа перевозок пришлось, на учитываемую в статистике прошлого года авиакомпанию "Трансаэро", которая сейчас находится в стадии банкротства. Таким образом, хотя заметные участники рынка смогли улучшить показатели, значительная часть пассажиров "Трансаэро" и ушедших с рынка иностранных компаний так и осталась нераспределенной.

Ближайшее будущее сегмента пассажирских авиаперевозок, по мнению экспертов, опрошенных Gudok.ru зависит восстановления популярных международных направлений (Египет и Турция) и от повышения рентабельности работы авиакомпаний по внутренним направлениям. Причем изменение ситуации связанной с экономикой перевозок зависит не только от оптимизации бизнеса авиакомпаний, но и от действий правительства. Накануне авиакомпании официально обратились с просьбой пересмотреть тарифы на субсидируемые перелеты, которые не менялись несколько лет, в то время как расходы компаний и аэропортовые тарифы постоянно росли.

Кроме того, авиакомпании ждут от властей решение об обнулении НДС для внутренних перевозок и разрешение ситуации с ростом ставок и тарифов в аэропортах.

Заметны усилия авиакомпаний, которые они прикладывают для увеличения рентабельности. За последний год (января по март), процент занятости пассажирских кресел во всей гражданской авиации составил 75,9%, увеличившись на 1,1 процентный пункт. Год назад салоны самолетов использовали менее эффективно, средняя загрузка была на уровне 74,8%, за год сократилась на 1,3 %.

Впрочем, здесь есть значительные резервы для увеличения эффективности, по данным международной ассоциации воздушного транспорта, в Европе коэффициент загрузки самолетов составляет 85,1%. Наибольшая эффективность показали перевозчики, со значительной долей чартерных рейсов, "АЗУР эйр" улучшила и без того высокую загрузку на два процентных пункта до 95,2%. РОЯЛ ФЛАЙТ она составила 95% увеличившись на 6 процентных пункта. Сразу две авиакомпании из пятерки крупнейших увеличили загрузку салонов выше 80%. Авиакомпания Сибирь за год увеличила процент занятости пассажирских кресел на 9,1 процентных пункта до 81,3%. Еще выше показатель у "Победы" - 81,7,% (рост 2,1% процентных пункта)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка