О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Незаконно рожденный ребенок" ОКБ Ильюшина

Конструкторское бюро В. Ильюшина по своей инициативе решило провести работы по проектированию нового самолета для ВВС страны

Конструкторское бюро В. Ильюшина по своей инициативе решило провести работы по проектированию нового самолета для ВВС страны. Параллельно с этим проходили летные испытания первого реактивного самолета, который был уже спроектирован в ОКБ Ильюшина-Ил-22. Имея опыт работ над Ил-22, в котором учитывались все положительные и отрицательные стороны проекта, появилась возможность создать лучший фронтовой бомбардировщик для своего времени. В процессе работ конструкторы пришли к неожиданному выводу, что значительное влияние на боевую эффективность и летные данные может оказать схема оборонительного вооружения.

В ходе проведения сравнительных анализов выяснилось, что кормовая пушка способна отражать нападение современных истребителей. Это и легло в основу компоновки нового самолета. В связи с результатами анализа, проектирование Ил-28 началось с хвостовой части. Предлагаемый эскиз самолета утвердили в январе 1948 года.

Схема защитного вооружения дала возможность комплектовать экипаж из трех человек, что привело к уменьшению геометрических размеров самолета. Изменение веса планера позволило оснастить его двумя двигателями вместо четырех, как на Ил-22. Необходимая центровка достигалась расположением двигателей на передних частях мотогондол, в которых были размещены основные стойки шасси.

Прямоугольное крыло имело технологический разъем по плоскости хорд вдоль всего размаха. Продольный технологический разъем имелся и на фюзеляже. В итоге трудоемкость изготовления трехместного бомбардировщика приблизилась к такой, как для одноместного истребителя.

Экипаж Ил-28 размещался в двух герметичных кабинах: передней и задней - стрелка-радиста. В аварийной ситуации при катапультировании сидевшие в передней кабине летчик и штурман катапультировались вверх, а стрелок мог воспользоваться откидным нижним люком.

Кресла экипажа имели бронированную защиту, общий вес которой достигал 450 кг. Оборонительное вооружение самолета состояло из четырех пушек НР-23. Две расположены были по бортам нижней носовой части фюзеляжа. И две в кормовой части, на которые возлагались задачи защиты задней полусферы бомбардировщика.

Впервые опытный образец самолета поднялся в небо 8 июля 1948 года под управлением летчика -испытателя В.К. Коккинаки. Как вспоминают ветераны ОКБ Ильюшина, во время подготовки к полету к ним на стоянку подошел А.Н. Туполев и поинтересовался: "А чей это незаконнорожденный ребенок?". Этот вопрос был задан неспроста, ведь конструкторское бюро Туполева параллельно проводило испытания своего бомбардировщика Ту-14. А из этого следует, что оба КБ конкурировали в создании машин одинакового назначения.

Заводские и государственные испытания Ил-28 завершились с положительным результатом.

После этого, в среде военных возникли споры, касающиеся того, какую из машин запускать в серийное производство. Споры продолжались на уровне министра обороны СССР Н.А. Булганина. Представитель НИИ ВВС оценивал отрицательно проект Ильюшина и считал, что на вооружение должен быть принят самолет Туполева Ту-14. Но на заседании у И. В. Сталина разногласия были решены, предпочтение отдали самолету Ильюшина.

В августе 1949 года Ил-28 был рекомендован к запуску в серийное производство.

Самолет оказался технически надежным и приятным в управлении, при этом достаточно маневренным и прощающим "хулиганство".

Согласно кодификации НАТО, Ил-28 получил название Beagle - "Гончая".

Простота и высокотехнологическая конструкция позволили авиационному заводу выпускать более сотни Ил-28 в месяц. Это дало возможность быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.За шесть лет, в течение которых самолет выпускался промышленность, было изготовлено 6316 машин различной модификации.

Ил-28 нашли широкое распространение за пределами СССР. Они состояли или состоят до настоящего времени на вооружении ВВС или ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Маро кко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии. Самолеты строились серийно в Китайской Народной Республике и Чехословакии (под обозначением B-228).

Пришлось самолету Ильюшина принимать участие и в военных конфликтах. Ил-28 были "обкатаны" в Корее, где наносили авиационные удары по противнику, не вторгаясь на его территорию. Самолеты использовались советской авиацией в боевых действиях в Венгрии, действуя по узлам обороны и военным объектам мятежников. Ил-28 стали участниками ближневосточных конфликтов 1956, 1967 и 1973 годов. Они ограниченно использовались во Вьетнаме, нанося удары по американским и сайгонским войскам в приграничных районах Северного и Южного Вьетнама.

Во время "Карибского кризиса" советское руководство направило на Кубу 42 бомбардировшика-торпедоносца Ил-28. Их задачей было отражение американского военного вторжения на остров и нанесение ядерного удара. Для этого на Кубу были доставлены 6 тактических атомных бомб.

Успешно применялся Ил-28 и для защиты советской границы во время пограничного конфликта с Китаем в 1970-х годах. Последним вооруженным конфликтом, в котором применялись самолеты Ил-28, была война в Афганистане (бомбардировщики находились на вооружении афганских ВВС). В январе 1965 г. на аэродроме в Шинданде моджахедам удалось уничтожить на земле практически целый полк Ил-28.

Тактико-технические характеристики Ил-28

Экипаж, чел. 3

Двигатель, тип х кол, название ТРДх2, ВК-1А

Тяга, кгс 2700

Размах крыла, м / площадь крыла, м2 21,45/60,8

Длина самолета / высота самолета, м 17,65/6,7

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 18 400/ 12 890

Полезной нагрузки, кг 3000

Максимальная скорость на высоте / у земли, км/ч 906 / 800

Практический потолок, м 12 500

Максимальная дальность, км 2400

ВООРУЖЕНИЕ: Две пушки НР-23 (2 х 23 мм, 2 х 200 снарядов), установленные неподвижно в носовой части, кормовая установка Ил-Кб с двумя пушками НР- 23 (2 х 23 мм, 2 х 225 снарядов) с дистанционным управлением в кормовой части (на Ил-28Р - одна пушка).

Бомбы - на внутренней подвеске. На кассетные держатели могут подвешиваться боеприпасы калибром 50-500 кг, на балочные 1000-3000 кг. Ил-28Т имеет удлиненный отсек боевой на грузки, предназначенный для размещения двух торпед высотного или низкого торпедометания.

Основные модификации самолета Ил-28:

Ил-28 - фронтовой бомбардировщик;

Ил-28У - учебно-тренировочный самолет;

Ил-28Р - фронтовой разведчик для дневной и ночной разведки;

Ил-28Т - самолет-торпедоносец....
Авторские права на данный материал принадлежат «НьюИнформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка