Автор: Павел Усов, Константин Пукемов
Опубликовано: 17.05.2016, 07:51
 

Японский инвестор согласовал схему финансирования строительства аэропорта Хабаровска

Федеральные власти обещают помочь решить вопросы тарифного регулирования


[image]

Российские и японские инвесторы согласовали схему финансирования строительства и эксплуатации нового пассажирского терминала международного аэропорта Хабаровска. Новые договоренности были достигнуты 16 мая в Токио на переговорах с представителями консорциума японских инвесторов от компании Sojitz Corporation и российской делегации, которую возглавлял зампредседателя Правительства РФ - полпред в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юриий Трутнев. Об этом сообщает пресс-служба правительства Хабаровского края. 

"Японская компания и их российский партнер уже готовы выходить на подписание соглашения о реализации проекта", - сообщил по итогам переговоров губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

В состав консорциума японских инвесторов, помимо Sojitz Corporation, могут войти крупнейший национальный оператор аэропортовой инфраструктуры Japan Airport Terminal Co. (JATCO) и ряд финансовых структур. Среди последних - частно-государственный фонд JOIN, созданный под эгидой Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии для поддержки зарубежных проектов. С российской стороны партнером в проекте выступает ОАО "Хабаровский аэропорт".

По словам председателя совета директоров ОАО "Хабаровский аэропорт" Константина Басюка, чтобы реализовать проект на базе дочернего предприятия ОАО "Хабаровский аэропорт" - АО "Международный аэропорт Хабаровск" планируется создать совместное предприятие, 51% акций которого будет принадлежать ОАО "Хабаровский аэропорт", 49% - консорциуму японских инвесторов. "Предполагается схема финансирования инвестпроекта, сочетающая вложения в акционерный капитал совместного предприятия, а также привлечение заемных финансовых источников", - уточнил Константин Басюк.

Ожидается, что Sojitz будет обеспечивать координацию совместной работы сторон над проектом, а JATCO - будущее управление новой терминальной инфраструктурой. Финансирование (проект модернизации Хабаровского аэропорта ранее оценивался более чем в 6,5 млрд руб.) предполагается за счет средств профильных инвестиционных фондов при поддержке правительства Японии.

"Осталось несколько вопросов, связанных с тарифным регулированием. Это в компетенции федеральных властей, и Юрий Трутнев, который проводил переговоры, пообещал контролировать эту тему, - заявил губернатор Шпорт. - Мы также всесторонне поддерживаем проект развития аэропорта, оперативно решили все земельные вопросы. Рассчитываем, что реализация намеченных планов начнется в этом году". По его словам, сейчас стороны  обсуждают финансовые инструменты и параметры окупаемости проекта.

"Наши японские партнеры положительно оценивают результаты встреч, организованных на таком высоком уровне, - подвел итоги переговоров Константин Басюк. - Для них очень показательно то, что вице-премьер Юрий Трутнев лично участвует в формировании конструктивного диалога с инвесторами совместно с руководством Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и губернаторами регионов ДФО". По его словам, организация переговоров "на уровне первых лиц и откровенный разговор по всем актуальным вопросам" является для инвесторов гарантией серьезности намерений российской стороны в реализации ключевых проектов на Дальнем Востоке.

Как отметил независимый эксперт Александр Редько, интерес японских инвесторов к Хабаровскому аэропорту с учетом его географии вполне закономерен. На международных авиалиниях Хабаровск уже обслуживает полеты в крупнейшие азиатские столицы - Пекин, Токио, Сеул, а также ряд курортных направлений Юго-Восточной Азии (Таиланд, Вьетнам). "Даже в случае непогоды Хабаровск может быть задействован как запасной аэропорт, а также использоваться для совершения экстренной посадки воздушными судами, следующими трансконтинентальными и транстихоокеанскими маршрутами", - считает эксперт.

Однако, по мнению главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, сегодня у аэропортов России недостаточно инструментов для возврата инвестиций. "Инфраструктурные проекты дорогие, и если государственный инвестор и может привлечь средства в них, то для частного инвестора десятилетнее вложение сделать очень непросто", - констатирует эксперт, напоминая, что в большинстве российских аэропортовых проектов с участием частного бизнеса вопрос возврата инвестиций и недостаток доходов от эксплуатации сейчас встал очень остро. По мнению Синицкого, тарифный вопрос в таких проектах - основополагающий, "по которому редко удается договориться с авиакомпаниями, и который одновременно держит под контролем Федеральная антимонопольная служба". 

Кроме того, по его мнению, для аэропортовых инвесторов необходимо создавать позитивный бизнес-климат в России, тогда как последние события в отрасли, такие как арест владельца и топ-менеджеров аэропорта Домодедово, этому процессу мало способствуют. 

Проект реконструкции аэропорта Хабаровска реализуется в рамках территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) "Хабаровск". В марте 2016 года корпорация развития Дальнего Востока подписала с АО "Международный аэропорт Хабаровск" соответствующее соглашение. Проект предполагает строительство современного пассажирского терминала пропускной способностью до 4,5 млн пассажиров в год. Кроме того, рядом с авиакомплексом будут построены гостиница, торговый и выставочный центр (объекты выделены в отдельный проект согласно концепции AirCity). В рамках развития ТОР "Хабаровск" в площадку "Аэропорт" уже осуществлены инвестиции на сумму более 168 млн руб.

Японская Sojitz Corporation представлена в различных отраслях производства: автопроме, энергетике, горнодобывающей, химической промышленности и т.д. При поддержке правительства Японии корпорация занимается координацией и привлечением финансирования для проектов по всему миру. В ее состав входит более 440 дочерних и аффилированных предприятий, которые работают в более 50 странах мира.

JATCO является оператором аэропорта Ханеда (Токио). По данным Международного совета аэропортов (Airports Council International), этот авиахаб в 2015 году обслужил более 75,3 млн пассажиров, заняв пятое место среди крупнейших аэропортов мира. Ханеда - главная база японских авиакомпаний Japan Airlines и All Nippon Airways.

Международный аэропорт Хабаровска(Новый) - один из важнейших авиаузлов региона - соединяет все удаленные регионы Дальнего Востока между собой, а также с  центральной частью России и со странами АТР.

Аэропорт конкурирует по объемам пассажирских перевозок со вторым крупнейшим узлом региона - аэропортом Владивостока (Кневичи).

По итогам первого квартала 2016 года Хабаровский аэропорт уступил лидерство в регионе по пассажиропотоку аэропорту Владивостока, который, по данным Росавиации, перевоз на 5,5% пассажиров больше. В первом квартале через аэропорт Хабаровска перевезено 336,5 тыс. человек (на 1,5% меньше чем в первом квартале прошлого года) - это 15 место в общероссийском рейтинге размера аэропортов по объемам трафика. 

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 мая 2016 года | Дайджест публикаций за 17 мая 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Трутнев Юрий, Басюк Константин, Шпорт Вячеслав, Хабаровский аэропорт (в процессе тестирования)