О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Технологи авиастроения спасли историческую реликвию

Ученые Института теоретической и прикладной электродинамики Российской академии наук (ИТПЭ РАН) завершили основной этап работ по восстановлению экспоната Государственного исторического музея - древнего скифского халата

Ученые Института теоретической и прикладной электродинамики Российской академии наук (ИТПЭ РАН) завершили основной этап работ по восстановлению экспоната Государственного исторического музея - древнего скифского халата. Найденная в 19 веке археологом Карлом Радловым реликвия возрастом более 2,5 тысяч лет реставрируется благодаря необычному применению технологии, разработанной для самолетов Объединенной авиастроительной корпорации и космической промышленности.

Один из самых известных экспонатов Государственного исторического музея, "Катандинский халат", найден российским этнографом Василием Радловым в Большом катандинском кургане на Алтае в 1865 году. Халат считается единственной сохранившейся церемониальной одеждой, относящейся к пазырыкской культуре. Одежда отделана полосами кожи, кожаными квадратиками (около 3000 шт.) и деревянными пуговицами (около 8000 шт.). На деревянных украшениях фрагментарно сохранились следы фольги из золота с добавками серебра и меди. В Историческом музее халат хранился с начала 1920-х годов и традиционно представлялся в качестве одного из центральных экспонатов археологической коллекции, как в России, так и за рубежом. В течение последних десяти лет ученые боролись за спасение Катандинского халата, состояние сохранности которого изменилось в силу многих причин, в первую очередь от разрушающего действия находившихся в нем бактерий. Нанопокрытия обеспечили создание необходимого каркаса, предотвращающего распад материала на молекулярном уровне.

Изначально нанопокрытия разрабатывали для защиты электронных плат самолетов Объединенной авиастроительной корпорации от коррозии. Пленка толщиной 1- 3 мкм призвана  заменить влагозащитный лак. На предохранение от влаги мелких радиоэлектронных деталей современного самолета уходит до тонны лаковых покрытий. Позднее научные сотрудники и реставраторы Исторического музея (руководитель группы Ольга Лантратова) совместно с учеными РАН решили применить нанопокрытия для сохранения руинированных исторических объектов, в частности для восстановления археологической кожи. "Ученые также сконструировали и собрали специальную установку для нанесения покрытия", -  говорит старший научный сотрудник ИТПЭ РАН Карен Маилян. Весной этого года был завершен наиболее ответственный этап реставрационных работ - нанесение специально подобранного полимерного материала с барьерными свойствами на фрагменты кожи халата. Работы по нанесению незаметного человеческому глазу нанопокрытия на фрагменты кожи реликвии проводились в течение восьми лет.

В этом году сотрудники Государственного исторического музея приступают к заключительному этапу процесса реставрации. В специальной компьютерной программе предстоит создать 3D модель халата, соединить куски восстановленной кожи, построить специальную витрину с микроклиматом для экспозиции. "Наша цель - воссоздать и подготовить к экспозиции Катандинский халат. Уже сегодня мы работаем с лучшими химиками и производителями материалов для завершения реставрации", - отмечает заместитель директора Государственного исторического музея по фондовой работе Марина Чистякова.

Соединение частей халата и подготовка к экспонированию в залах музея займет еще несколько лет.

"Инновации для авиастроения уже давно используются во многих смежных отраслях промышленности - космосе, судостроении, строительстве и транспорте, но никогда - в реставрационном деле. Надеюсь, новые технологии продлят жизнь скифскому халату на века", - отметил директор Научно-технического центра Объединенной авиастроительной корпорации Владимир Каргопольцев.

Аналогичные покрытия ИТПЭ РАН наносятся на зеркало телескопа космического базирования "Спектр-УФ" НПО им. С.А.Лавочкина, здесь полимер используется для электрической изоляции....
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка