О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как рушилась бурятская авиация

В последнее время в республиканских СМИ периодически обсуждаются проблемы авиации Бурятии

В последнее время в республиканских СМИ периодически обсуждаются проблемы авиации Бурятии. Причины этих проблем кроются в событиях 1998 года, происходивших вокруг ОАО "Бурятские авиалинии" (бывшее Улан-Удэнское объединенное авиапредприятие).

Известно, что авиация Бурятии десять с лишним лет назад попала в руки уроженца Улан-Удэ Алексея Попова (ООО "Медиа Групп"), который позиционировал себя "крупным инвестором", но в итоге не выполнивший взятые на себя обязательства по развитию отрасли.

Существуют разные мнения, подчас диаметрально противоположные, о роли в этом процессе еще ряда граждан — бывшего руководителя ОАО "Бурятские авиалинии" Анатолия Абашеева, арбитражного управляющего Аркадия Бадиева, первого пре-зидента Бурятии Леонида Потапова и членов возглавляемого им правительства. Эксперты задаются вопросом: почему в свое время никто не пресек деятельность (бездеятельность) Попова?

Ответили на эти вопросы бывшие чиновники правительства Бурятии и на условии анонимности открыли "МК" некоторые подробности событий тех лет.

ОАО "Бурятские авиалинии" было зарегистрировано 30 мая 1994 года постановлением главы администрации Улан-Удэ с уставным капиталом в размере 47 654 000 рублей. Госпакетом акций (10 процентов уставного капитала) владело правительство Бурятии. Госпакет этот распоряжением пре-зидента Бурятии в апреле 1997 года был передан "для более полного удовлетворения населения республики в авиаперевозках, стабилизации и улучшения финансового состояния ОАО "Бурятские авиалинии" в доверительное управление коммерческому банку "Союзавиакосмос". Однако "доверительное управление" закончилось возбуждением процедуры банкротства авиапредприятия.

Передача акций в управление КБ "Союзавиакосмос" была осуществлена по просьбе тогдашнего руководства ОАО "Бурятские авиалинии" Абашеева. Дело в том, что в 1997 году общество приобрело два самолета Ту-154М у польской авиакомпании LOT. "Союзавиакосмос" участвовал в указанной сделке, да и сам банк специализировался на обслуживании предприятий именно воздушного транспорта.

В 1997-1998 годах "Бурятские авиалинии" задолжали "Внуковским авиалиниям" более 1,8 миллиона рублей — "за пользование чужими денежными средствами", то есть из-за невозврата выручки от продажи билетов на рейсы авиакомпании. Чтобы понять, почему образовался долг, надо вспомнить социально-экономическое положение республики тех лет. ОАО "Бурятские авиалинии" на момент банкротства было единым предприятием, которое занималось и аэропортовой, и авиаперевозочной деятельностью. Считалось, что это противоречило стратегии развития воздушного транспорта в условиях рынка. И, кроме того, препятствовало конкуренции между авиакомпаниями. Долговая нагрузка на экономику предприятия была значительная. Задержка по выплате зарплаты достигала девяти месяцев. Расходы общества никто не контролировал и не стремился их оптимизировать, что хорошо видно на примере тех же Ту-154М. Дело в том, что "Бурятские авиалинии" несли существенные расходы на поддержание летной годности этих самолетов. После покупки машины прошли переделку из "польского" в "российский" вариант: начиная с табличек ВЫХОД и заканчивая авионикой.

Средства на эту переделку были получены от группы компаний "EAST LINE" (владельцы аэропорта "Домодедово"), а рассчитываться предлагалось сдачей в аренду одного из самолетов одноименной авиакомпании "EAST LINE". При этом в договоре аренды между ОАО "Бурятские авиалинии" и авиакомпанией "EAST LINE" Абашеевым был исключен пункт об оплате гарантированного налета, что и привело к "вечному долгу" "Бурятских авиалиний" перед авиакомпанией "EAST LINE" (по причине малого налета). Кроме того, ежегодное продление сроков службы вместо капитального ремонта привело к существенному росту стоимости эксплуатации.

Процедура банкротства авиапредприятия осуществлялась в рамках действующей на тот момент редакции ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с тем, что нормативно-правовыми актами Улан-Удэ и Республики Бурятия ОАО "Бурятские авиалинии" признавалось градообразующим предприятием, банкротство осуществлялось с учетом именно этого важного обстоятельства. То есть продажа предприятия как бизнеса должна была пройти не частями, а целиком и на конкурсной основе. Были последовательно проведены все три стадии банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство. Внешнее управление было введено в сентябре 1998 года, через год продлено еще раз и вследствие отрицательного результата по решению совета кредиторов принято решение о продаже предприятия как бизнеса. Была проведена оценка стоимости предприятия, которую выполнило СГУ "Фонд имущества Республики Бурятия", проведен конкурс, победителем которого и стало ООО "Медиа Групп", возглавляемое Поповым.
Договор купли-продажи был подписан 5 мая 2000 года.

ООО "Медиа Групп", как победитель конкурса, должно было выполнить инвестиционную программу. Срок ее выполнения был определен в четыре года. Целями инвестиционной программы являлись стабилизация финансово-экономического положения ОАО "Бурятские авиалинии", поддержание высокого уровня безопасности полетов, улучшение технического состояния воздушных судов и взлетно-посадочной полосы, улучшение основных технико-экономических показателей деятельности для привлечения новых инвестиций, расширение и диверсификация производства. Для достижения поставленных задач планировалось осуществить финансирование первоочередных потребностей предприятия, в том числе погасить текущую кредиторскую задолженность (включая задолженность по зарплате), отремонтировать воздушные суда, авиадвигатели, светосигнальное оборудование и взлетно-посадочную полосу.

Программа должна была быть выполнена за счет средств инвестора, за счет доходов от эксплуатации воздушных судов и оказания прочих услуг, заемных денег, привлекаемых на условиях платности и возвратности, а также бюджетных средств, выделяемых в рамках государственной программы "Развитие аэропортов России до 2000 года и на перспективу до 2010 года".

На момент продажи предприятия как бизнеса была погашена кредиторская задолженность. Внешних (частных) инвестиций за счет инвестора на текущие нужды так и не последовало. Ремонт воздушных судов созданной после банкротства ОАО "Авиакомпания "Бурятские авиалинии" был выполнен за счет продаж самолетов Ан-26 RA 26560 и RA 26679. Самолеты Ту-154М RA 85827 и RA 85829, вошедшие в уставной капитал авиакомпании "Энкор", прошли капитальный ремонт за счет этой авиакомпании. А реконструкция взлетно-посадочной полосы проведена исключительно на средства федеральных целевых программ. Иными словами, ООО "Медиа Групп" свои обязательства не исполнило, что и привело отрасль к длительной стагнации. Отметим, что правительство Бурятии трижды обращалось в правоохранительные органы с просьбой привлечь Попова к уголовной ответственности за невыполнение условий покупки ОАО "Бурятские авиалинии" (покупателем так и не была выполнена инвестиционная программа развития общества, предусмотренная условиями продажи бизнеса). Органы не находили оснований для возбуждения дела. Бурятским властям, включая администрацию Улан-Удэ, фактически пришлось самоустраниться от судеб бурятской авиации. И о мотивах этого самоустранения остается только гадать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка