О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экспресс-доставка: ждать ли эры дронов?

О перспективах и экономической рентабельности доставки товаров дронами ПРОВЭД побеседовал с Юрием Шевченко, вице-президентом по операционной деятельности DHL Express Россия

Темп жизни постоянно ускоряется: доставкой день в день уже никого не удивишь. Поэтому гиганты мировой торговли − Amazon, Wal-Mart, Alibaba - проводят эксперименты с доставкой товаров дронами. В ногу со временем стараются идти и российские предприниматели: на счету отечественной сети пиццерий первая в мире доставка пиццы беспилотником. О перспективах и экономической рентабельности подобных проектов ПРОВЭД побеседовал с Юрием Шевченко, вице-президентом по операционной деятельности DHL Express Россия.

− Что вы думаете о перспективах использования беспилотников при экспресс-доставке? Можно ли ожидать эры дронов?

− Я думаю, что в нашей стране широкое применение беспилотников начнется с опозданием, поскольку наша страна более консервативна в таких вопросах. Допустим, в некоторых странах на законодательном уровне разрешено использование беспилотных автомобилей. Россия в число этих стран не входит. Я считаю, что это неплохо. Новое нужно сначала опробовать, а затем привносить в жизнь. Полагаю, что широкое применение беспилотников начнется сначала в США и в Канаде, потом - в Европе и только затем у нас.

К тому же здесь нужно отталкиваться от экономики: выгодно это решение или нет. А экономическая выгода пока не очевидна. Да, это красиво, это − такая технологическая сказка. Но для развития данной отрасли нужно экономическое обоснование.

На самом деле, беспилотные аппараты создавали еще в Советском Союзе. Например, тот же космический челнок "Буран". Но от его использования отказались, т.к. ракетоносители оказались более выгодными.

− Может ли применение беспилотников стать экономически оправданным? И когда это может произойти?

− Думаю, применение беспилотников будет выгодным не во всем и не всегда. Это как с другими технологическими новинками. Допустим, есть "умный" пылесос, но иногда проще взять веник и совок и подмести. Главное, мне кажется, не впадать в крайность и не считать, что появление новой техники сделает ненужными существующие решения.

Хотя уже сегодня бывают ситуации, когда доставка дроном может быть экономически выгодной. Возьмем для примера нефтяную платформу, которая находится в труднодоступном месте. Иногда на платформу необходимо доставить небольшой инструмент или корреспонденцию. Доставка беспилотником будет дешевле, чем эксплуатация вертолета с экипажем. Поэтому доставку груза весом в несколько килограммов, или в 10 килограммов, или даже 100 килограммов в отдаленные районы можно и нужно осуществлять с помощью дронов.

А если мы берем доставку пиццы беспилотником, то летательному аппарату нужно найти "верную" форточку, залететь в нее и при этом ничего не порушить.  Хотя можно было сесть на мопед и привезти заказ, и это было бы и проще, и дешевле, и безопаснее. Поэтому есть три составляющих, которые определяют применение беспилотников:  здравый смысл, экономика и технологии. Это - как три ножки у табуретки: на трех ножках табуретка устойчива, но уберите одну - и конструкция упадет.

− Т.е. вы полагаете, что доставка товаров на дом с помощью беспилотников не имеет будущего?

− Это скорее дань новинке. Такие компании пробуют новые технологии, привлекают к себе внимание публики, демонстрируют, что они на переднем рубеже науки и техники. Для масштабного же применения беспилотников нужна экономическая целесообразность: какова будет стоимость доставки килограмма за километр.

Вообще, дроны - это вектор развития транспортной индустрии, и за ними будущее. Я думаю, они станут частью логистической системы. Допустим, сейчас самолеты Airbus, Boeing оснащены системой автопилота. Конечно, экипаж еще присутствует: для снижения рисков. Но большую часть работы выполняет автопилот. Поэтому, я думаю, когда перевозкой пассажиров будет заниматься беспилотный пассажирский самолет, тогда и в логистике дроны найдут более широкое применение. Причем не обязательно маленькие аппараты.

− А какие беспилотники имеют больше перспектив: маленькие или большие?

− Свое применение найдут и те, и другие. Оптимальный размер можно рассчитать, исходя из расстояния и веса. Чем больше вес аппарата, тем больше тоннаж и тем больше то расстояние, на которое беспилотник сможет доставить груз: ведь у большого дрона и топливный бак больше. Но и расход топлива у него также больше. А беспилотник весом 1 кг не сможет поднять на воздух груз весом 100 кг, учитывая те виды энергии, которые сейчас используются.

Все как с автомобилями: есть БелАЗ, который используется в карьерах. Но на Бульварном кольце в такой машине не очень удобно. Поэтому есть и маленькие, и средние машины. И то, и другое важно и перспективно.

− А есть ли препятствия к использованию беспилотников на законодательном уровне?

− Беспилотники не запрещены к использованию, но их использование регламентировано: для них необходима регистрация. Дроны уже сейчас используются во многих отраслях: в Министерстве обороны, в сельском хозяйстве. Я думаю, крупные компании используют беспилотники с фото- и видеокамерами для патрулирования линии передач, газопроводов. Опять-таки, это дешевле чем использование вертолета, учитывая расход его топлива и зарплату экипажа.

Есть определенные препятствия к использованию коптеров на бытовом уровне, но здесь и не должен всегда гореть зеленый свет. Слишком велика вероятность отрицательных последствий: несчастных случаев, катастроф с дронами, игнорирования правил, несанкционированных полетов. Дроны могут представлять угрозу и для самолетов при взлете и посадке. И в местах массового скопления людей. И для нефтеперерабатывающих заводов.

Другая опасность - намеренное использование дронов в противоправных целях. Например, террористами. Представьте, идет митинг или демонстрация, а тут дрон со взрывчаткой. А делая беспилотники общедоступными, мы сами передадим новое оружие в руки террористов. Все как по Чехову: если в первом действии на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит. В США вторая поправка Конституции разрешает хранение и ношение оружия. Поэтому оружия там очень много, и стреляют из него часто.

И, наконец, использование коптеров может вызывать неудобства на бытовом уровне. Допустим, дрон может по ошибке залететь не туда. Или просто вызывать неприязнь тем, что кружится над головой. И возникнет конфронтация. Поэтому для дронов должны быть созданы специальные воздушные коридоры, как трамвайные пути, по которым они будут двигаться, не уклоняясь ни в какую  сторону....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРОВЭД». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка