О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники: что ждет новую отрасль в России

На прошедшей в Москве выставке HeliRussia эксперты привели данные об опасностях, которые несут беспилотники

На прошедшей в Москве выставке HeliRussia эксперты привели данные об опасностях, которые несут беспилотники. Доклады участников конференции по беспилотной авиации вылились в дискуссию о том, что регулирование полетов БЛА необходимо, однако слишком зарегулированная отрасль может не получить коммерческого развития.

Количество инцидентов с участием БЛА исчисляется десятками тысяч в год и интенсивно растет. Только в США и только в авиации количество инцидентов в год превысило тысячу. В целом в прошлом году было продано свыше 1 млн беспилотников и, согласно прогнозам экспертов, к 2025 году объем продаж будет сравним с объемом продаж автомобилей.

Возник массовый рынок, а вместе с ним возникли и новые угрозы: риски национальной безопасности и сложность масштабировать те решения, которые традиционно применяются к пилотируемой авиации.

Возникла срочная необходимость регулировать использование беспилотной авиации через обязательную сертификацию. В России в связи с этим был принят соответствующий закон. Однако, как отмечают эксперты, обязательная сертификация беспилотных аппаратов не обеспечивает снижения рисков их применения.

Только за прошлый год был 891 доклад об опасном сближении беспилотников с неизвестными воздушными судами. Самое последнее столкновение, о котором писала пресса, это столкновение беспилотника с пассажирским судном в аэропорту Хитроу.

Естественно развитие рынка беспилотной авиации может сильно замедлиться, если беспилотник станет причиной крушения воздушного судна.

При этом по понятным причинам БЛА представляют угрозу большую, чем птицы. Весь мир помнит пример, когда столкновение со стаей птиц привело к "Чуду в Гудзонском заливе". Тогда стая уток вывела из строя два двигателя у Airbus A320 и привела к вынужденной посадке на воду. Понятно, что не надо много ума, чтобы устроить нечто подобное с участием беспилотников.

Футбольные фанаты уже активно пользуются беспилотниками, что приводит к срыву футбольных матчей и высокой озабоченности спецслужб. Поэтому проблема регулирования беспилотников все же есть, а вот решения пока нет.

Проблема, касающаяся угрозы первых лиц государства. Беспилотник поставил на крышу дома премьер-министра Японии бутылочку с радиоактивным песком с Фукусимы. Это привело к созданию отряда быстрого реагирования по борьбе с БЛА, которые ловят их сетками. Это наглядный пример, что механический перехват, как средство борьбы с ними, неизбежен.

Для частных лиц, для звезд политики и шоу-бизнеса БЛА тоже являются раздражающим фактором.

Опасения, которые возникают в связи с бумом беспилотников, привели к созданию закона. Но если нет средств контроля и пресечения нарушений, то закон лишен смысла.

Профессиональное сообщество предлагает ввести правила выполнения полетов в структуре воздушного пространства. По мнению экспертов, в условиях отсутствия диспетчерского обслуживания этого можно достичь только сегрегацией воздушного пространства через создание малых баз.

Это возможно сделать на основе государственной автоматизированной системы ГЛОНАСС. Мне мнению экспертов, это будет решение, увязанное с тремя задачами: построение инфраструктуры, регулирование бортового оборудования и требований к нему и создание платформы, которая будет предоставлять открытую систему связи.

При сегрегации воздушного пространства устанавливается зона низкого риска, где можно без всякой сертификации использовать беспилотники. Далее идут зоны с низким трафиком, транзит с высоким трафиком и вводится буфер запрещенной для полетов зоны.

Далее регулирование возможно через сертификацию бортового оборудования. Кроме того, может быть введен мониторинг планов полета, проверка на отсутствие конфликтов и контроль, который необходим государственным органам для обеспечения национальной безопасности и управления воздушным движением.

Подобное регулирование удовлетворяет всем стратегическим интересам государства и бизнеса. Обеспечивается вопрос национальной безопасности и управления воздушным движением, операторы получают снижение инфраструктурных и географических барьеров, а все остальные получают новую сферу услуг. Нужно четко понимать, для чего будут использоваться беспилотные авиационные системы. Если они будут использоваться в коммерческом применении, то за это эксплуатант должен платить и нести отвественность, а для рекреационной функции можно создать зоны для свободных полетов.

Мяч сегодня на стороне бизнеса. Он должен предложить стандарты и решения, по которым будет регулироваться решения и технологии. Только после этого государство откроет рынок.

В то же время всем понятно, что полеты беспилотников нужно сегрегировать от полетов пилотируемой авиации.

В случае если беспилотник нарушит запретную зону, то его оператору сообщат об этом, а может быть и выпишут штраф как в случае с нарушением правил дорожного движения.

При этом у государства могут быть разные стратегии предупреждения столкновений от  принудительного выбрасывания парашюта, до уничтожения беспилотника, потому что по сравнению с жизнью он ничего не стоит.

Из средств противодействия, которые сегодня доступны в Интернете, можно назвать средства  глушения сигналов и искажения сигнала GPS, и даже лазерные системы борьбы с беспилотниками.

Однако, пока ни в России, ни за рубежом системных работ по противодействию БЛА нет. В то же время предприятия сегодня привлекают отечественные технологии для решения этих проблем. И если такой комплекс будет создан, то он в свою очередь приведет к снижению ограничений по применению беспилотников.

В то же время представитель Авиамодельной федерации России Глеб Бабинцев считает, что нагнетание истерии вокруг опасностей и потенциальных угроз - это вредный тренд, к которому нужно аккуратно относиться.

"Многие случаи, которые происходят сегодня воспринимаются как угроза от беспилотников. Противодействовать и контролировать дрон не нужно, нужно создавать систему управления трафиком, видеть куда он летит, предупреждать о залете в запретную зону. Что касается средств уничтожения, мы еще не научились регулировать только еще растущую отрасль, очень перспективную, а уже пытаемся уничтожать ее какими-то техническими средствами. Тот ли это путь, о котором сегодня нужно думать и вкладывать инженерные мысли и средства? Я очень сомневаюсь", - сказал Бабинцев.

В этом смысле все же нельзя сбрасывать со счетов, что угроза от беспилотников вполне реальна. Тем не менее нужно относится осторожно к порой неверной статистике и фейковым публикациям....
Авторские права на данный материал принадлежат «Телеканал "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка