О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный Транссиб

Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка

Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка. Впрочем, в том же 1936-м его закрыли на капитальную реконструкцию, в ходе которой предстояло соорудить бетонную взлетно-посадочную полосу. Пока шло строительство, гражданские авиарейсы отправлял и принимал аэропорт "Быково".

Аэродромно-навигационное обустройство авиалинии Москва - Владивосток завершилось еще к 1932-му, но долгое время она использовалась преимущественно в почтово-грузовом режиме. Ведь авиапассажирам приходилось добираться до "Владика" несколько дней, со многими пересадками, что за исключением небольшого выигрыша во времени не давало преимуществ перед путешествием по железной дороге. А насколько такой перелет был приятен, может представить каждый, кому приходилось летать на Ан-2.

Изыскательские работы по трассе Москва - Владивосток начались еще в конце 20-х, когда "Добролет", предшественник "Аэрофлота", освоил более 12 тысяч километров регулярных воздушных линий. Опыт дальних пассажирских перевозок нарабатывался на трассе Москва - Иркутск протяженностью 4500 километров, где с мая 1931-го в почтовом качестве работал лайнер К-4 конструкции К. А. Калинина, выпущенный малой партией. Ему на смену пришел крупносерийный К-5 на восемь пассажиров вместо четырех у предшественника. К-5, в частности, использовался на трассе Иркутск - Владивосток. Более предпочтительным для дальних перелетов представлялся трех- или двухмоторный туполевский АНТ-9 на девять пассажиров, но и он, успешно трудившийся в советско-германской авиакомпании "Дерулюфт", не удовлетворял требованиям, предъявляемым к машинам для трансконтинентальных полетов. Для них нужен был борт побольше и поудобнее. Но что интересно, изображение АНТ-9 украшало все советские авиабилеты тех лет.

За пассажирский самолет специально для линии Москва - Владивосток взялся коллектив А. Н. Туполева. Так родился пятимоторный гигант (по тем временам) АНТ-14 "Правда", при создании которого использовались наработки, воплощенные в тяжелом бомбардировщике ТБ-3 (АНТ-6): крыло, шасси и многие другие компоненты советской "летающей крепости" 30-х годов. АНТ-14 был рассчитан на 36 пассажиров и имел впечатляющую по тем временам полетную массу - 17,5 тонны. Но при крейсерской скорости менее 200 километров в час дальность полета "Правды" составляла всего-то порядка 1200 километров. Чтобы добраться до Владивостока, требовалось несколько промежуточных посадок с отдыхом экипажа.

АНТ-14 был испытан в воздухе М. М. Громовым в 1931-м, но, увы, в серию запущен не был, поэтому осваивать трассу Москва - Владивосток ему так и не пришлось. Машину передали в агитэскадрилью имени Максима Горького и использовали для увеселительных воздушных прогулок над Москвой не самых бедных советских граждан (полеты были платные). Дальних рейсов ему пришлось совершить только четыре: два в Харьков, по одному в Ленинград и Бухарест. Впрочем, самолет получился очень надежным. За 10 лет эксплуатации он перевез около 40 тысяч человек без аварий и серьезных поломок.

Для обслуживания авиатрассы Москва - Владивосток необходимо было, наверное, никак не меньше десятка таких машин. Начальство гражданского воздушного флота рассчитывало получить их даже больше - полсотни штук уже в 1933-м, но это так и осталось в планах. Видимо, внедрению машины в серию мешали еще и неувязки с необходимым дооборудованием АНТ-14 с целью превращения его в военный самолет, причем не только транспортный, но и бомбардировщик. Возможность такой "конверсии" являлась требованием военного руководства.

Однако никаких решающих преимуществ АНТ-14 в сравнении с железнодорожным Транссибом не сулил. Пассажиру этот полет обошелся бы примерно в 200 рублей, что соответствовало среднемесячной зарплате в СССР в 1936-м, а для грузовых перевозок на дальних маршрутах вполне годились Г-1 и Г-2, то есть отправленные на дембель тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

В последующем рейсы Москва - Владивосток выполняли знаменитые Ли-2 - выпускавшиеся с 1938 года по американской лицензии транспортно-пассажирские "Дугласы" DC-3. Регулярное пассажирское авиасообщение на трассе открылось по сути только в 1948-м, когда на ней начали эксплуатироваться новые 27-местные Ил-12, более комфортабельные для авиапутешественников, но вполне неприхотливые, требовавшие для взлета-посадки такие же по качеству покрытия аэродромы, что и "вездеходные" Ли-2. Это стало вехой в развитии авиасообщения - на дорогу от Москвы до Хабаровска Ил-12 тратил чуть больше суток, в то время как транссибирский экспресс одолевал путь за шесть дней. Реклама полетов на Ил-12 гласила: "Самолет доставит вас в пять-шесть раз быстрее поезда. Стоимость билетов дешевле спальных вагонов 1-й категории курьерских поездов. В кабине самолетов - удобные мягкие кресла, гардероб, умывальник, для грудных детей - люльки с постельными принадлежностями. На борту имеется буфет".

К 1955 году основной магистральной лошадкой "Аэрофлота" стал более совершенный, но все еще поршневой Ил-14 на 32 пассажира. А во второй половине 50-х "воздушный Транссиб" покорился первым советским реактивным лайнерам Ту-104. В 1958-м тестовый беспосадочный полет из Москвы во Владивосток совершил турбовинтовой красавец Ту-114 - гражданская модификация тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-95.

В 1958-1964 годах столица Приморья начала принимать в регулярном режиме Ту-104, а также турбовинтовые Ил-18 и Ан-10 (потом пришли Ту-154 и Ил-62), а поршневые ветераны, включая трудяг Ли-2, отправились на ближние магистрали. Летописцы аэропорта "Кневичи" именно с этого времени отсчитывают его новую историю. Хотелось бы, чтобы в будущем здесь было побольше машин российского производства. А первая в нашей стране трансконтинентальная авиалиния Москва - Владивосток и сегодня входит в число самых протяженных в мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка