Автор: Борис Паливой
Опубликовано: 01.06.2016, 10:19
 

Аэропортовые холдинги готовы разрубить иркутский авиаузел

Губернатор Левченко спровоцировал борьбу за последний крупный неприватизированный аэропорт страны


[image]

Одного только слова хватило Сергею Левченко для того, чтобы спровоцировать ожесточенную битву за аэропорт Иркутска, который остался последним крупным активом в отрасли, находящимся без стратегического инвестора. Заявление губернатора о том, что иркутским аэропортом начинает заниматься холдинг Романа Троценко "Новапорт", вызвало довольно резкую реакцию со стороны компании "Базовый элемент" Олега Дерипаски, а потом и других ведущих аэропортовых холдингов страны. Теперь все они будут добиваться, чтобы инвестор последнего неприватизированного крупного аэропорта России определялся путем проведения прозрачного конкурса. Подробности - в материале "ФедералПресс".

"Базовый элемент" заявляет о сохранении интереса к данному активу и выражает озабоченность непрозрачностью ведущихся переговоров", - говорится в сообщении компании, которое появилось в пятницу, 27 мая, после того, как стало известно, что иркутское правительство ведет переговоры с "Новапортом".

Заявление "Базового элемента" последовало через несколько часов после этого сообщения. Реакция компании Олега Дерипаски оказалась беспрецедентной, поскольку в нем была более чем озабоченность: "Попытка обойти конкурентные процедуры отбора, как показывает опыт реализации имущества в Перми и Красноярске (аэропорты Большое Савино и Емельяново) негативно отражается на имидже регионов и их руководства".

О том, что у действующего аэропорта Иркутска нет даже десятилетней перспективы развития, губернатор заговорил днем раньше. Но тогда глава региона конкретики о том, на кого будут делать ставку местные власти, избежал. "Если мы мечтаем о том, чтобы количество туристов, приезжающих в Иркутскую область, увеличилось на миллион, для этого аэропорт необходимо развивать, - говорил Сергей Левченко, выступая в рамках форума "Экономические вызовы и новые возможности для бизнеса". - Однако у нас существуют препятствия. Нам в силу предыдущей, не очень хорошей истории, запрещены взлеты на город. У нас нет возможности сделать вторую полосу и грузовые терминалы".

Но и действующий аэропорт, по словам губернатора, необходимо было модернизировать. "Он должен соответствовать XXI веку, - говорил иркутский губернатор. - Для этого нужно построить новые терминалы, сделать капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, провести реконструкцию перрона, благоустроить площадь перед аэропортом. Этого должно хватить на пять - семь лет. За это время необходимо построить новый аэропорт".

О возможности создания нового авиаузла в Иркутске говорилось уже довольно давно. Особенно о необходимости переноса аэропорта за черту города, заговорили в 1997 году. Тогда произошла катастрофа самолета Ан-124 в Иркутске, рухнувшего на жилые дома микрорайона Авиастроителей, в результате чего погибло 68 человек. Однако в последующие два десятилетия выбрано было только место дислокации нового авиаузла, но дальше проектов дело не пошло.

Было известно, что предыдущее правительство Иркутской области, которое добилось передачи аэропорта в региональную собственность, планировало ввести в уставный капитал авиапредприятия ГК "Ростех" и "Роснефть", чьи представители были введены в состав совета директоров. Бывший губернатор Сергей Ерощенко не исключал также возможность приватизации предприятия. К 2020 году планировалось увеличение пассажиропотока до 3 млн человек в год. На техническое перевооружение действующего аэропорта должно было быть привлечено не менее 1,1 млрд рублей, а на строительство нового авиаузла - не менее 20 млрд рублей.

Сергей Левченко вроде бы раньше не отрицал переговоры с "Ростехом", поэтому его заявление о уже сформированной с "Новапортом" рабочей группе под руководством зампреда правительства Руслана Болотова, сделанное на пресс-конференции в пятницу, стало сенсацией. "Сегодняшняя моя позиция такова, - заявил глава региона. - Должно быть совместное управление. Предложения по "Новапорту" сформированы, они совместные". По словам губернатора, эта компания уже сейчас готова начать выделение средств на развитие аэропорта, направив 10 млн рублей на уточнение границ Мемориала жертвам политических репрессий в поселке Пивовариха вблизи авиаузла.

Аэропорт Иркутска с базовыми авиакомпаниями "Ангара" и "ИрАэро" считался крупнейшим комплексом Восточной Сибири, входя в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. Он может принимать все типы гражданских самолетов. Правда, в прошлом году пассажиропоток снизился на 2%, до 1,7 млн человек. Однако выручка аэропорта годом раньше составляла 2,1 млрд рублей, а чистая прибыль - 357,7 млн рублей. 

В том, что иркутский авиаузел будет представлять интерес для аэропортовых холдингов страны, ни у кого сомнений не вызывало. Аэропорт интересует также холдинги "Аэроинвест" и "Аэропорты регионов", которые также отреагировали на заявления Сергея Левченко. "Базовый элемент" еще в 2013 году представил региональным властям региона концепцию комплексного развития воздушного транспорта Иркутской области до 2030 года. Поэтому его отчаянная реакция была понятна. 

"Мы ожидаем от властей региона активных шагов по привлечению как можно более широкого пула инвесторов для определения наиболее выгодных и современных решений по развитию аэропорта Иркутска, - говорили в "Базовом элементе". - Компания оставляет за собой право использовать максимально возможные законные средства по возвращению ситуации в конкурентное русло и проведению открытых и прозрачных торгов". 

Яростный напор "Базового элемента" уже дал свои плоды. "Мы взаимодействуем с областью, как и все остальные, - заявил, комментируя журналистам ситуацию, представитель "Новапорта". - И никаких преимуществ не имеем". 

Власти Иркутской области также уже дали понять, что окончательного выбора еще не сделано. "Переговоры с потенциальными инвесторами ведутся, - передала слова Руслана Болотова газета "Ведомости". - Но решение еще не принято".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 июня 2016 года | Дайджест публикаций за 1 июня 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ИрАэро, Ангара (Angara), Ростехнологии, Управляющая компания "Аэропорты Регионов", Новапорт, Элемент, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Ан-124-100 Руслан (в процессе тестирования)