РБК
1 июня 2016, 15:32
Нелетные цены: как топливный рынок определяет стоимость авиабилетов
Пассажирские авиаперевозки - один их самых неприбыльных бизнесов. Как однажды сказал Ричард Брэнсон, если вы хотите стать миллионером, начните с миллиарда долларов в кармане и запустите авиакомпанию
Согласно исследованию агентства Fitch, российскую авиаотрасль ждет продолжение консолидации в среднесрочной перспективе. Производственные мощности будут постепенно выводиться с целью достижения более высокой рентабельности. "Трансаэро" обанкротилась, "ЮТэйр" на треть сократила парк, а "Аэрофлот" консолидировала три дочерние авиакомпании под эгидой компании "Россия".
Компании активно ищут способы оптимизировать операционную деятельность с целью снижения издержек. Это касается всех аспектов - от летного персонала до бортового питания. К сожалению, самый сильный фактор снижения расходов - падение цен на керосин, которым воспользовалось большинство зарубежных авиакомпаний, - в российской авиаотрасли почти не действует.
С начала 2014-го по конец 2015 года котировка Platts на авиационный керосин снизилась в три раза, со $120 до $40 за баррель. Таким образом, стоило ожидать снижения средних тарифов на авиаперевозки на 15-20%. Однако этого не произошло.
Не секрет, что перевозчики сильно зависят от цен на авиатопливо. Согласно IATA затраты на авиатопливо в среднем составляют 29% расходов авиакомпаний. Учитывая низкую маржинальность пассажирских авиаперевозок, можно допустить, что и цена среднестатистического авиабилета на четверть состоит из затрат на керосин. Такая завязка на авиатопливо во многом определяет маржинальность авиакомпаний, поскольку цены на билеты часто не зависят от издержек, а больше определяются конкурентной средой.
По данным департамента транспорта США, средний тариф на авиабилеты был неизменным до второй половины 2015 года и лишь в конце года снизился на 8%. Цены на билеты в Европе также начали снижаться в конце прошлого года. Замедленная реакция связана с тем, что многие авиакомпании хеджировали цены на керосин, поэтому не сразу смогли воспользоваться ситуацией. Однако, даже с учетом временного лага, авиакомпании не сократили стоимость билетов в полном соответствии с падением цен на топливо.
В целом, согласно исследованию Expedia, глобальное снижение цен на авиабилеты составило 8%, что все равно ниже вышеупомянутых 15-20%. В это же время глобальная авиаиндустрия бьет собственные рекорды по уровню рентабельности. Таким образом, авиакомпании США и Европы часть сокращения расходов на керосин транслировали в снижение тарифов, а часть - в свою прибыль.
В России ситуация более интересна. Цены на авиабилеты снизились примерно на 8%, так же как и во всем мире. Однако такое падение не связано с изменением цен на топливо. На самом деле цены на авиакеросин в 2015 году были даже выше, чем в 2014-м - на 5% в целом по России и на 10% в Московском авиаузле.
Цены поднялись по двум взаимосвязанным причинам: изменению курса рубля и привязке внутренних цен к мировым. Российский рынок керосина довольно сбалансирован - более 80% производства приходится на внутреннее потребление. Однако у нефтегазовых компаний всегда есть возможность продать на экспорт, поэтому цены на российском рынке - это альтернатива продажи за рубеж или экспортный паритет.
Считается экспортный паритет достаточно просто: берется цена на керосин на бирже (индекс Platts), из него вычитаются транспортная составляющая до НПЗ и экспортная пошлина. Таким образом получается цена на НПЗ.
Российским компаниям нет смысла продавать по более низкой цене, чем экспортный паритет - обычно цена с НПЗ на несколько тыс. руб. (за тонну) выше, чем паритет. С другой стороны, существует импортный паритет для авиакомпаний - то есть сколько будет стоить привезти топливо из-за рубежа (индекс плюс транспорт до аэропорта).
Цены на керосин "в крыло" всегда будут плавать между экспортным и импортным паритетом. Если бы наш рынок был абсолютно конкурентным, то керосин продавался бы по экспортному паритету, если бы рынок был монопольным - по импортному. Реальную картинку можно увидеть на примере цен на топливо в Шереметьево.
Как можно заметить, на российском рынке цены далеки от экспортного паритета, что говорит о его монополизированности. Это действительно так, на трех основных игроков приходится более 80% продаж керосина в России. Ситуацию усугубляет наличие одного поставщика в большинстве аэропортов России, что не позволяет закупать топливо оптимально. Зайти в аэропорт, где уже есть поставщик, практически невозможно, поскольку доступ к инфраструктуре ограничен - ей либо владеет действующий поставщик, либо аэропорт, у которого с ним договоренность. Только в крупных аэропортах Московского авиаузла есть конкуренция между большой тройкой - все остальные важные аэропорты России "поделены" между "Роснефть-Аэро", "Газпромнефть-Аэро" и "ЛУКОЙЛ-Аэро".
Налоговый маневр, принятый правительством в 2014 году, должен был снизить цены на керосин за счет стимулирования продаж на внутренний рынок и снижения экспортного паритета. Однако пока что он работает только на увеличение поступлений в бюджет, а не на снижение внутренних цен (динамика цен в 2015 году показательна).
Таким образом, российские авиакомпании находятся под большим давлением - цены на билеты снижаются по причине высокой конкуренции, а большая часть издержек, таких как топливо и лизинг (из-за курса доллара), растет. Неудивительно, что крупнейшие компании отрасли продолжают наращивать убытки. По данным Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в первом полугодии 2015 года убытки авиаперевозчиков составили 28 млрд руб.; за счет традиционно прибыльного третьего квартала убытки за год оцениваются примерно на ту же сумму - не менее 25-30 млрд руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции