Известия
2 июня 2016, 08:13
В "МиГ" создали тренажер для отработки дозаправки в воздухе
Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки
- Для подготовки летчиков истребительной авиации динамические тренажеры используются редко, что обусловлено высокими маневренными характеристиками самолетов, - рассказала официальный представитель корпорации "МиГ" Анастасия Кравченко. - Одна из основных целей процедурного тренажера - помочь летчику в освоении многочисленных элементов управления самолетом на базе информационно-управляющего поля кабины самолета. На современном многофункциональном истребителе, каковым является МиГ-29 поколения 4+, количество пультов управления и управляющих символов превышает 500 элементов, что по большому счету превышает возможности человека. При этом необходимо научить летчика не только управлять самолетом, но и решать тактические и боевые задачи без ущерба безопасности самолетовождения.
Из-за того что авиационные системы подвижности не позволяют воспроизвести реальные перегрузки, которые испытывает боевой самолет (у пилотов гражданских лайнеров перегрузки ниже, режимы пилотирования гораздо легче), а значит, и передать истинные ощущения во время полета, в истребительной авиации динамические тренажеры используются крайне редко, однако режим дозаправки в воздухе - это как раз тот случай, когда от летчика требуется филигранное пилотирование за лидером (самолетом-дозаправщиком), а полет проходит без больших перегрузок в условиях воздействия вихревых потоков, и именно это дает возможность применить динамическую платформу для создания реалистичности полета.
Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки. По словам Андрея Пономаренко, руководителя отделения технических средств обучения и полунатурной отработки РСК "МиГ", тренажер должен обеспечить обучение летчиков одному из наиболее сложных режимов полета - дозаправке в воздухе. Этот режим требует от летчика высокого психофизиологического напряжения и мастерства пилотирования.
- Ошибка при дозаправке может стоить потери двух самолетов, поэтому процедуру дозаправки надо постоянно и тщательно отрабатывать. И именно поэтому так много усилий и времени мы уделяем разработке процедурного тренажера, обеспечивающего тренировку данного режима, - поясняет Пономаренко.
Три года назад в сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом, Московским авиационным институтом и компанией "Константа Дизайн" специалисты инженерного центра ОКБ Микояна создали статический тренажер со "стереодозаправкой". Изделие прошло эргономические испытания и в настоящий момент защищено патентом. Программное обеспечение системы моделирования внешней обстановки, включая изображение самолета-дозаправщика с системой обеспечения собственно самой дозаправки, позволило летчику в стереоформате ощутить реальное пространство, в котором он работает.
- Реальность будет ощущаться как абсолютная, если добавить передачу ощущения полета - система подвижности в сочетании со стереовизуализацией призвана реализовать полную иллюзию полета в режиме дозаправки в воздухе, - говорит Пономаренко.
Сегодня в Москве уже монтируются два промышленных образца нового тренажера для дозаправки. На движущуюся платформу ставят "кабину" промышленно выпускаемого действующего процедурного тренажера, нашпигованного современной авионикой и технологиями, максимально повторяющую информационно-управляющее поле кабины самолета.
- Обычно производство средств обучения для международных производителей, будь то Boeing или Airbus, в гражданской авиации связано не только с особенностями разработки, но и годами сертификации. Российскому производителю войти в этот сегмент, к сожалению, практически невозможно, - говорит основатель компании "Эйдос" Рамиль Гайнутдинов. - Зато независимая от международных концернов российская военная авиация открыта для работы с отечественными поставщиками.
По словам департамента подготовки кадров ОАК Любавы Шепелевой, в этом году корпорация оснастит учебные производства несколькими новыми тренажерами.
Сегодня около двух десятков боевых истребителей МиГ-29К и их учебной версии МиГ-29КУБ эксплуатируются на российском Военно-морском флоте, а также в ВМС Индии - на авианосце "Викрамадитья".
По словам военного эксперта Алексея Рамма, в эксплуатации "на суше" остаются порядка 60 машин МиГ-29.
- Это один полк на Миг-29CМТ в Курске, две эскадрильи в астраханском 185-м центре, эскадрилья на базе Эребуни в Армении, - рассказал Рамм. - Сейчас строят еще 14 машин МиГ-29CМТ, они заменят одну эскадрилью в 185-м центре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов Великой Отечественной войны
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
"Оборудование НПО "РТС" поможет в модернизации 24 аэропортов Индии"