О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В "МиГ" создали тренажер для отработки дозаправки в воздухе

Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки

Специалисты РСК "МиГ" и казанской компании "Эйдос" - резидента "Сколково" - начали комплексную отработку процедурного тренажера дозаправки в воздухе на динамической платформе для истребителя МиГ-29. Производство динамических тренажеров самолетов - достаточно редкая для России дисциплина: чаще всего такого рода агрегаты востребованы эксплуатантами гражданских самолетов. Самые современные тренажеры для отечественных машин Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) - SSJ100, семейства Ту-204/214 и МС-21 - сделаны на иностранной платформе. Динамическая платформа для тренажера дозаправки в воздухе реализована на отечественной элементной базе.

- Для подготовки летчиков истребительной авиации динамические тренажеры используются редко, что обусловлено высокими маневренными характеристиками самолетов, - рассказала официальный представитель корпорации "МиГ" Анастасия Кравченко. - Одна из основных целей процедурного тренажера - помочь летчику в освоении многочисленных элементов управления самолетом на базе информационно-управляющего поля кабины самолета. На современном многофункциональном истребителе, каковым является МиГ-29 поколения 4+, количество пультов управления и управляющих символов превышает 500 элементов, что по большому счету превышает возможности человека. При этом необходимо научить летчика не только управлять самолетом, но и решать тактические и боевые задачи без ущерба безопасности самолетовождения.

Из-за того что авиационные системы подвижности не позволяют воспроизвести реальные перегрузки, которые испытывает боевой самолет (у пилотов гражданских лайнеров перегрузки ниже, режимы пилотирования гораздо легче), а значит, и передать истинные ощущения во время полета, в истребительной авиации динамические тренажеры используются крайне редко, однако режим дозаправки в воздухе - это как раз тот случай, когда от летчика требуется филигранное пилотирование за лидером (самолетом-дозаправщиком), а полет проходит без больших перегрузок в условиях воздействия вихревых потоков, и именно это дает возможность применить динамическую платформу для создания реалистичности полета.

Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки. По словам Андрея Пономаренко, руководителя отделения технических средств обучения и полунатурной отработки РСК "МиГ", тренажер должен обеспечить обучение летчиков одному из наиболее сложных режимов полета - дозаправке в воздухе. Этот режим требует от летчика высокого психофизиологического напряжения и мастерства пилотирования.

- Ошибка при дозаправке может стоить потери двух самолетов, поэтому процедуру дозаправки надо постоянно и тщательно отрабатывать. И именно поэтому так много усилий и времени мы уделяем разработке процедурного тренажера, обеспечивающего тренировку данного режима, - поясняет Пономаренко.

Три года назад в сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом, Московским авиационным институтом и компанией "Константа Дизайн" специалисты инженерного центра ОКБ Микояна создали статический тренажер со "стереодозаправкой". Изделие прошло эргономические испытания и в настоящий момент защищено патентом. Программное обеспечение системы моделирования внешней обстановки, включая изображение самолета-дозаправщика с системой обеспечения собственно самой дозаправки, позволило летчику в стереоформате ощутить реальное пространство, в котором он работает. 

- Реальность будет ощущаться как абсолютная, если добавить передачу ощущения полета - система подвижности в сочетании со стереовизуализацией призвана реализовать полную иллюзию полета в режиме дозаправки в воздухе, - говорит Пономаренко.

Сегодня в Москве уже монтируются два промышленных образца нового тренажера для дозаправки. На движущуюся платформу ставят "кабину" промышленно выпускаемого действующего процедурного тренажера, нашпигованного современной авионикой и технологиями, максимально повторяющую информационно-управляющее поле кабины самолета.

- Обычно производство средств обучения для международных производителей, будь то Boeing или Airbus, в гражданской авиации связано не только с особенностями разработки, но и годами сертификации. Российскому производителю войти в этот сегмент, к сожалению, практически невозможно, - говорит основатель компании "Эйдос" Рамиль Гайнутдинов. - Зато независимая от международных концернов российская военная авиация открыта для работы с отечественными поставщиками.

По словам департамента подготовки кадров ОАК Любавы Шепелевой, в этом году корпорация оснастит учебные производства несколькими новыми тренажерами.

Сегодня около двух десятков боевых истребителей МиГ-29К и их учебной версии МиГ-29КУБ эксплуатируются на российском Военно-морском флоте, а также в ВМС Индии - на авианосце "Викрамадитья". 

По словам военного эксперта Алексея Рамма, в эксплуатации "на суше" остаются порядка 60 машин МиГ-29.

- Это один полк на Миг-29CМТ в Курске, две эскадрильи в астраханском 185-м центре, эскадрилья на базе  Эребуни в Армении, - рассказал Рамм. - Сейчас строят еще 14 машин МиГ-29CМТ, они заменят одну эскадрилью в 185-м центре....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка