Коммерсантъ - Самара
2 июня 2016, 08:55
Авиастроителей научат мировому опыту
Единственный центр авиационных компетенций в России откроют в Ульяновске
В среду Объединенная авиастроительная корпорация в своем официальном пресс-релизе сообщила о создании в Ульяновске первого и единственного в России Межрегионального центра компетенций в области обслуживания транспорта и логистики. Отмечается, что "МКЦ станет крупнейшей в отечественном авиастроении базой по подготовке высококвалифицированных специалистов".
Проект реализуется ОАК совместно с Министерством образования и науки РФ, правительством региона и АО "Авиастар-СП" на базе Ульяновского авиационного колледжа. Центр оснащается тем же оборудованием, которое устанавливается для производства или обслуживания воздушных судов (в том числе вертолетов) и беспилотных летательных аппаратов. Для центра планируется закупить учебные тренировочные стенды, авиационные двигатели (даже, возможно, вертолет), современные станки и оборудование применяемые при строительстве и обслуживании воздушных судов.
Всего в реализацию проекта инвестируется 465 млн рублей, из них 300 млн рублей - субсидии от Минобра в рамках федеральных программ, 150 млн рублей - субсидии регионального бюджета, еще 15 млн рублей - софинансирование со стороны "Авиастара-СП". В центре будут готовить специалистов по специальностям "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей", "Производство летательных аппаратов", "Беспилотные летательные аппараты", а также "Техническое обслуживание автомобильного транспорта". Цель проекта - создание условий для обеспечения подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным и перспективным профессиям в соответствии с перечнем Минобра ТОП‑50. Всего подобных центров в России будет семь, по разным отраслям. В авиационной отрасли единственный центр - в Ульяновске.
Как пояснил "Ъ" официальный представитель ОАК Сергей Рыбак, на предприятиях ОАК "есть большая проблема - постоянное увеличение численности специалистов (ежегодно принимается около 2000 рабочих. - "Ъ") и, соответственно, омоложение кадров". Но, по его словам, "на адаптацию одного рабочего к новым станкам, требованиям и стандартам тратится от полугода до года, и это после трех лет обучения в училище профтехобразования", чем отнимается время у самих рабочих, их наставников, у производства, которое испытывает острую нехватку в специалистах. Поэтому в ОАК и решили развивать дуальную систему образования, взяв пример с Германии (там на теорию тратится 1/3 учебного времени, а 2/3 - на реальную практику на заводе). "То есть фактически после обучения на завод приходит готовый специалист", - подчеркнул Сергей Рыбак.
Директор департамента по подготовке персонала ОАК Любава Шепелева отметила, что "задача МЦК - использовать современные методики и оборудование для подготовки молодых рабочих и наладить круглогодичный обмен лучшими практиками для всех заводов ОАК". По ее словам, обучение будет осуществляться на бюджетной основе", как для молодых людей, самостоятельно поступающих в МЦК, так и направляемых предприятиями. Срок обучения - до трех лет. Ежегодно на обучение будет приниматься почти 400 человек, из них около половины - для "Авиастара-СП".
Как сообщил "Ъ" официальный представитель ОАК, согласно условиям конкурса Минобра, первый набор на обучение в МЦК должен начаться уже осенью этого года. За счет каких средств будет происходить финансирование самого образовательного процесса, пока неизвестно. По словам источника, знакомого с ситуацией, "финансирование скорее всего будет производиться с нескольких сторон".
Кроме того, по словам госпожи Шепелевой, МЦК должен стать полигоном для национальной сборной, которая будет участвовать в 2019 году в Международном чемпионате WorldSkills в Казани (в 2012 году Россия присоединилась к международному движению WorldSkills, позволяющему выявлять и распространять лучшие практики по подготовке молодых рабочих).
Заметим, проблема нехватки квалифицированных кадров в самолетостроении существует уже не один год, о нехватке авиатехников, обученных работать по международным стандартам, заявляли и авиакомпании, в том числе ульяновская "Волга-Днепр", в то же время существующие немногие учебные заведения продолжали работать по прежним стандартам и на старом оборудовании. Проблеме подготовки кадров будет посвящен и открывающийся в четверг в Ульяновске Международный авиатранспортный форум.
"Квалифицированные рабочие в России вообще дефицит, а высококвалифицированных на рынке труда, как правило, единицы", - сказал директор по персоналу АО "Авиастар-СП" Вадим Овейчук, заметив, что только в этом году принято на рабочие специальности более 600 человек, "однако для того чтобы они достигли среднего по заводу пятого разряда, потребуется четыре-пять лет".
По словам первого вице-премьера Александра Смекалина, наличие в регионе МЦК позволит региональным предприятиям оставлять лучших специалистов у себя, кроме того, улучшая кадровый потенциал, Ульяновская область повышает и свою инвестиционную привлекательность.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что создание таких МЦК - это требование времени: "Специалистов надо готовить на опережение технологий, но чтобы обеспечить такие центры современным оборудованием, требуются очень большие деньги, именно поэтому и возникает потребность создавать такие отраслевые общероссийские МЦК". Он считает, что Ульяновск с точки зрения логистики и нахождения современного авиастроительного завода наиболее подходит для размещения МЦК. По мнению господина Пантелеева, новые технологии в авиации позволяют добиваться высокого качества с меньшей трудоемкостью. "Но это замещение труда капиталом требует того, чтобы оставшийся труд был высоко квалифицированным и высокоинтеллектуальным", - подчеркнул эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В Госдуме объяснили рост стоимости авиабилетов
Апрель 27, 2024
Эксперты объявили о "новой гонке вооружений" для войны дронов