Автор: Тимофей Борисов
Опубликовано: 03.06.2016, 07:18
 

Ливень вызывали?

Самолет-амфибия Бе-200 стал всепогодным и более прочным


[image]

Отечественный самолет-амфибия Бе-200 получил вторую жизнь.

Россия, наконец-то возобновила серийное производство многострадальной машины. Первый обновленный самолет на днях торжественно выкатили со стапелей таганрогского авиапредприятия. До 22 сентября этот первый образец должны передать заказчику в МЧС России. Еще 5 заказов от российских спасателей давно ждут своей реализации. А в объединенной авиастроительной корпорации ОАК, заявляют, что готовы произвести до 26 самолетов до 2025 года. Каким получился новый Бе-200? Пока специалисты об этом говорят с осторожностью, ведь в воздух он пока так и не поднялся, но все признают, что для наших авиастроителей это сродни маленькому подвигу.

Бе-200 действительно уникальная машина, которая нужна всем экстренным ведомствам мира. Заказы на нее распределены на годы вперед и интерес на самолет только растет и в Европе, и в США, и в Азии. А все потому, что самолет по своим характеристиками не имеет прямых конкурентов в эффективности борьбы с пожарами, ущерб от которых растет во всем мире.

Ему не обязательно садиться на воду. Несколько тонн воды Бе-200 забирает с поверхности озера, реки или моря на глиссировании, причем всего за 10-20 секунд. Если водоем расположен в радиусе 100 километров от источника огня, то самолет способен произвести около 30 сбросов воды в сутки без дозаправки. Умножить на массу единовременного залпового сброса воды в 12 тонн, получится мощность добротного природного ливня. Ни один самолет в мире на такой полив не способен.

И тем обиднее, что при всех этих колоссальных плюсах у самолета оказалась чрезвычайно сложная судьба. Первый Бе-200, который изначально задумывался и разрабатывался не в противопожарной версии, появился на базе самого большого в мире самолета-амфибии А-40, созданного в конце 1980-х годов. К сожалению, замечательная по своим характеристикам машина, создававшаяся на замену Бе-12, в строй морской авиации так и не встала. Развал СССР нарушил все планы, разрушил все кооперационные связи и, как тогда казалось, вообще поставил крест на перспективной машине. Лишь 31 июля 2003 года первый Бе-200 был собран и передан для нужд МЧС иркутскими авиастроителями. Всего спасатели получили 6 машин. На этом все и ограничилось.

В 2008 году было принято решение о переносе производства самолетов данного типа в Таганрог, поскольку минобороны загрузило иркутян полностью военными заказами. Но таганрогский серийный завод, который после распада СССР не выпустил ни одного самолета, не смог быстро наладить производство Бе-200. МЧС России еще три года назад оплатило две новые амфибии, стоимостью в миллиарды рублей, но до сих пор не имеет их на балансе. Но вот так получилось, что таганрогским авиастроителям понадобилось столько лет, чтобы преодолеть разруху лихих девяностых. Для сравнения можно привести пример, как концерн Эрбас в 2013 году принял решение создать с нуля четвертую линию по производству самолетов А-320. Для этого европейцы арендовали землю в США и уже в этом году выкатили первую машину с перспективой производства 50-60 машин в месяц.

У нас же рутинного производственного процесса не получается. Но зато теперь Бе-200ЧС практически полностью построен из отечественных комплектующих. По сути это новый самолет с улучшенной конструкцией планера. Он стал надежнее и современнее и почти наполовину отличается от своего предшественника. Обновленный самолет получил новейшее навигационное оборудование, способное работать в условиях качающейся водной глади, а также электродистанционную систему управления, обеспечивающую всепогодность самолета. На нем установлен интегрированный современный комплекс электронного оборудования, устойчивый к агрессивной среде морской воды, а также РЛС и тепло-телевизионная аппаратура, позволяющая производить поиск и обнаружение пострадавших в сложных метеоусловиях. Кроме того, в разработке самолета были учтены некоторые технические решения, разработанные для "SuperJet-100".

Теперь осталось лишь ждать, когда машина поднимется в воздух. В МЧС амфибию очень ждут. Также ведутся переговоры с компаниями , Индонезии, Индии, Венесуэлы, Евросоюза, США, и других стран по подготовке контрактов на поставку Бе-200 в различных вариантах.

Самолет можно быстро перебрасывать в любую точку мира. Максимальная дальность его полета без дозаправки - 3500 км. При крейсерской скорости в 700 км, в час. Но вопрос, когда он долетит до заказчиков пока так и остается открытым.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 июня 2016 года | Дайджест публикаций за 3 июня 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Россия (Rossiya Airlines), МЧС России, Эрбас, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Объединенная авиастроительная корпорация, SSJ-100, Бе-200, А-40 (в процессе тестирования)