Источник: газета «Ульяновская правда»
Автор: Дарья Сударева
Опубликовано: 03.06.2016, 11:55

МАТФ-2016: Небу нужны кадры


Как бы ни были важны "металл" и "электроника", ключевой темой обсуждения на МАТФ-2016 станет проблема кадров для авиаотрасли. Для серьезной дискуссии на форум, организатором которого традиционно выступило правительство Ульяновской области, приглашены ведущие российские и зарубежные эксперты по разным направлениям самолетостроения.

- Уверен, что выработанные на форуме предложения и заключенные здесь соглашения поспособствуют поднятию авиационного комплекса ульяновского региона и всей страны на новую высоту, - сказал врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.

Значительный рост воздушных перевозок, наблюдаемый в последние годы, обострил проблему дефицита квалифицированных кадров как для аэропортов и авиакомпаний, так и для производителей авиатехники. Постоянно растущий спрос на летный состав, инженеров, конструкторов, профессиональные управленческие кадры стал серьезным вызовом для всей авиационной отрасли не только в России, но и за рубежом.

"Поэтому в качестве ключевой идеологии МАТФ-2016 была выбрана тема кадрового потенциала, - пояснил директор Центра кластерного развития Ульяновской области Александр Яковлев. - Можно разделить процедуру на два компонента: необходимость подготовки летного персонала, постоянная переподготовка и подтверждение своей квалификации, а также подготовка высококвалифицированных инженеров, рабочих для производства и промышленности. Мы понимаем и ощущаем потребность в таких рабочих кадрах".

Ключевой частью форума стала IV Международная кадровая конференция "Профессионалы авиации", проходящая 2 и 3 июня на базе Института гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Примечательно, что все предыдущие конференции проходили в столице. На этот раз за организацию международного мероприятия взялись Ульяновский центр кластерного развития и компания ATO Events. А авиакомпания "Ютейр" стала официальным перевозчиком и предоставила всем участникам специальные условия перелета рейсом "Москва - Ульяновск - Москва". Для участия в мероприятии были приглашены руководители консалтинговых компаний, кадровых агентств, профильных учебных заведений, а также представители авиакомпаний и эксперты.

Рост внутреннего рынка

Открыл конференцию заместитель руководителя "Росавиации" Олег Сторчевой: "Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Это связано прежде всего с тем, что в прошлом году объем перевозок сократился на 14 процентов. Большинство компаний смогло перераспределить поток перевозок на внутренний рынок, что привело к росту объемов на 17 процентов. Но никакое дальнейшее развитие отрасли невозможно без качественной подготовки. И наша конференция направлена именно на это. Я ознакомился со всеми представленными докладами, их проблематика очень важна. Надеюсь, что наши заседания принесут свои плоды".

Так, среди рассмотренных вопросов оказались возможные перспективы рынка труда авиатранспортной отрасли, пути повышения эффективности образовательных учреждений, опыт взаимодействия учебных заведений и авиакомпаний. Всю деловую часть конференции поделили на четыре тематических сессии: профессиональные авиации в современных условиях и подготовка персонала различных специальностей отрасли.

Одним из первых и, к слову сказать, самых интересных докладов стало выступление руководителя аналитического центра "Консалтинговая компания "Авиаперсонал" Маргариты Юскиной. "Мой доклад об основных тенденциях рынка труда и образования. О проблемах, о том, что рынок сейчас находится в трудном положении, требует взаимодействия всех игроков - государства, работодателей и образовательных учреждений", - пояснила перед началом конференции Маргарита.

Ее аналитический отдел провел большое исследование и, основываясь на данных Росстата, Минобра, Минтруда, а также своих личных документах и анкетировании работодателей, составил подробный анализ рынка труда авиатранспортной отрасли страны.

Работники воздушного транспорта самые богатые?

Гражданская авиация считается лидером среди всех видов транспорта по бюджетным затратам. В рамках одноименного проекта федеральной целевой программы в среднем из бюджета страны выделяется 3,9 млрд
рублей. При этом львиная доля средств тратится на приобретение воздушных судов, тренажеров и введение в эксплуатацию взлетно-посадочных полос для учебных заведений. Сумма внушительная, но она преследует вполне очевидные задачи - это подготовка и переподготовка кадров.

"Мы вынуждены отметить, что за два года количество работодателей в отрасли уменьшилось. Как следствие, сократилось число вакансий. Несмотря на эту тенденцию, произошла децентрализация точек потребностей персонала. Благодаря программе субсидирования региональных перевозок и программам развития регионов происходит переориентация спроса на персонал", - рассказала Юскина. То есть если раньше наиболее привлекательными для работы были международные аэропорты и крупные авиаперевозчики, то сейчас региональные авиаперевозчики и аэропорты предоставляют работникам хорошие условия работы и финансовые компенсации и, соответственно, набирают популярность.

По официальным данным, работники воздушного транспорта являются самыми высокооплачиваемыми специалистами. В месяц они получают в среднем 115 тысяч рублей. "Но нужно понимать, что это средняя цифра, куда входят и начальные специальности, и топ-менеджеры. Что касается нашей корпоративной аналитики, с начала года мы получили много резюме, и в них зарплатные ожидания специалистов на уровне 72 тысяч рублей", - пояснила эксперт.

Дальнему Востоку нужны кадры

Основываясь на темпе роста пассажиропотока, количестве авиаперевозок и потребности в персонале, было отмечено, что наиболее всего в кадрах нуждаются Дальневосточный, Сибирский и Северо-западный федеральные округа. А в числе приоритетных специальностей оказался весь персонал аэропорта.

Специалисты отмечают, что сейчас есть профицит инженеров и летного состава. Специалисты, в связи с отсутствием работы, вынуждены рассматривать предложения за рубежом, особенно - в Юго-Восточной Азии, которая сейчас предлагает самые конкурентные пакеты и финансовые условия. К сожалению, если пилот покидает Россию, то, скорее всего, обратно уже не вернется. "В конечном итоге утечка будет ощутима чуть позже и окажется для страны весьма болезненной". Однако не стоит путать профицит специалистов и дефицит квалифицированных специалистов. После учебы многие выпускники решают поменять свою сферу деятельности, многие не могут устроиться по специальности, а есть и те, кто не проходит дальнейшую переподготовку.

По мнению Маргариты Юскиной, чтобы улучшить ситуацию на рынке труда, нужно взаимодействие всех игроков - государства, работодателя и образовательного учреждения. "Без взаимодействия ничего хорошего мы не прогнозируем. Нужно быть более гибким и чутко реа-гировать на то, что происходит".

Кроме этого, в рамках конференции были рассмотрены профессиональные стандарты и отраслевые квалификации, варианты совершенствования системы подготовки специалистов, особенности работы кадровых служб авиакомпаний в условиях стагнации авиаперевозок.

По итогам мероприятия будет сформирована резолюция, которая войдет в резолюцию всего МАТФ-2016.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 3 июня 2016 года | Дайджест публикаций за 3 июня 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Аэросвит (AeroSvit), АС, Морозов Сергей, ATO EVENTS, Консалтинговая компания Авиаперсонал (в процессе тестирования)