Опубликовано: 03.06.2016, 13:48
 

В ВИАМ обсудили сварку и пайку в авиастроении


[image]

3 июня 2016 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел круглый стол "Сварка и пайка в авиастроении".

На мероприятии выступили ученые и специалисты ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов авиакосмической и смежных отраслей промышленности, в сферу профессиональных компетенций которых входят методы соединения материалов.

Добавим, что круглый стол был организован совместно с Технологической платформой "Материалы и технологии металлургии".

Открыла мероприятие начальник Научно-исследовательского отделения "Жаропрочные литейные и деформируемые сплавы и стали, защитные покрытия для деталей ГТД" ВИАМ, кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова. Она отметила, что круглый стол является площадкой, где специалисты научных и производственных организаций имеют возможность обмениваться опытом в области сварки и пайки конструкционных материалов применительно к изделиям новой авиационной техники.

По ее словам, в современном материаловедении все большее значение приобретают новые технологии, например, технологии сварки в твердой фазе, а также ротационная сварка трением, линейная сварка трением, диффузионная сварка и диффузионная пайка.

Она заявила, что одним из последних достижений в области диффузионной сварки стало создание широкохордной лопатки двигателя ПД-14. "Это технология нового поколения, где качество изделия определяется совершенством технологии, причем ключевую роль здесь играет диффузионная сварка. Именно качество сварки определяет качество лопатки и ее работоспособность", - подчеркнула начальник НИО ВИАМ.

Кроме того, Ольга Оспенникова отметила необходимость создания в нашей стране центра, интегрирующего исследования в области сварки и пайки. "Мы считаем необходимым создать подобный центр на основе ключевых отраслевых институтов и вузов, таких как ВИАМ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбПУ Петра Великого, ЦНИИ КМ "Прометей". Например, в Советском Союзе таким центром являлся Институт электросварки имени Е.О. Патона".

Далее начальник лаборатории ВИАМ, доктор технических наук Владимир Иванович Лукин выступил с докладом "Сварка и пайка в авиастроении". Он сообщил, что создание высокоэффективных изделий авиационно-космической техники невозможно без успешного решения вопросов, связанных с разработкой новых материалов различного назначения, а также технологических процессов их переработки при изготовлении деталей планера, корпусов ракет, двигательных установок, агрегатов.

"Технологии сварки и пайки являются основными технологическими процессами получения неразъемных соединений на стадии изготовления деталей узлов, агрегатов для изделий авиационных техники, - отметил представитель ВИАМ. - Это позволяет значительно снизить трудоемкость, вес, энергозатраты, повысить ресурс, надежность, экологическую безопасность, что в конечном итоге заметно влияет на экономические показатели изготовления и эксплуатационные расходы изделий новой техники".

По его словам, применение высокопрочных алюминий-литиевых сплавов в сварных конструкциях позволяет получать выигрыш в массе до 24%. "А использование технологий высокотемпературной пайки и технологий сварки в твердой фазе при изготовлении конструкций типа "блиск" или "блинг" снижает их массу на 30%", - сообщил он.

Начальник лаборатории ВИАМ, кандидат технических наук Александр Геннадьевич Евгенов в своем докладе рассмотрел аспекты применения отечественных металлических порошков сплавов ЭП718 и ЭП648 для восстановления геометрии деталей ГТД лазерной газопорошковой наплавкой.

Сотрудник ВИАМ Александр Николаевич Афанасьев-Ходыкин представил доклад "Новые высокотехнологичные полуфабрикаты припоев и технологии пайки", в котором рассмотрел основные типы припоев, применяемые для пайки жаропрочных сплавов и сталей, а также привел их характеристики и особенности.

Кроме того, докладчик рассказал о применении технологии высокотемпературной пайки при изготовлении изделий авиационной техники.

Представитель ВИАМ Евгений Викторович Голев сделал доклад "Технологии сварки плавлением новых жаропрочных никелевых сплавов".

 Максим Львович Саморуков (ВИАМ) рассказал о технологиях ротационной и линейной сварки трением для изготовления деталей ГТД.

Алексей Алексеевич Скупов из ВИАМ сообщил о разработке присадочных материалов для сварки высокопрочных алюминий-литиевых сплавов.

Сотрудник ВИАМ Михаил Дмитриевич Пантелеев подготовил доклад "Эффективность применения присадочных материалов при лазерной сварке высокопрочных алюминий-литиевых сплавов". "Установлено, что применение присадочных материалов системы Al-Cu, легированных редкоземельными металлами, улучшает формирование сварного шва, снижает вероятность образования дефектов типа рыхлоты по границам зерен и повышает механические свойства сварных соединений", - отметил докладчик.

Представитель Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ, кандидат экономических наук Сергей Вячеславович Курынцев в своем докладе затронул основные проблемы и перспективы применения лазерной сварки алюминия в авиастроении. Кроме того, он представил методы и способы повышения качества сварных соединений из алюминиевых сплавов, полученных лазерной сваркой.

После обмена мнениями по тематике круглого стола его участники отметили, что  технологии соединения современных конструкционных материалов играют важнейшую роль в обеспечении тактико-технических характеристик изделий новой техники. В этой связи они подтвердили необходимость дальнейшей разработки технологий сварки плавлением, сварки в твердой фазе, а также высокотемпературной пайки.

Кроме того, участники мероприятия признали целесообразным организацию на базе ВИАМ и других ведущих научных и производственных предприятий единого координационного центра по разработке технологий соединения материалов и исследованию свариваемости.

По итогам круглого стола было принято решение.

Дмитрий Владимирович Ларин, ведущий инженер-технолог НПО "Сатурн":

Тема, которая рассматривалась сегодня в ВИАМ, очень интересна для меня как специалиста в области пайки. В частности, меня особенно интересуют вопросы пайки новых металлических сплавов, а также интерметаллидов. Очень важно знать, как ВИАМ продвинулся в этой области. Ведь ваш институт держит руку на пульсе в области подобных исследований и является первопроходцем по созданию новых технологий.

Михаил Александрович Крюков, главный сварщик НПЦ газотурбостроения "Салют":

Как известно, самое лучшее соединение - это болты, однако технологии развития материалов не стоят на месте, и все большее значение приобретают работы в области сварки и пайки конструкционных материалов применительно к изделиям авиационной техники. Без подобных технологий не удастся создать двигатели нового поколения. Нельзя не отметить, что ВИАМ, с которым мы плодотворно сотрудничаем, является ведущим институтом в этой области. Поэтому я очень рад возможности ознакомиться с представленными докладами сотрудников ВИАМ.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ВИАМ» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 3 июня 2016 года | Дайджест публикаций за 3 июня 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ВИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов, ОДК-Сатурн, Агрегат (в процессе тестирования)