О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Y-20: первая ласточка китайской стратегической транспортной авиации

По информации китайских средств массовой информации, военно-транспортный самолет Y-20 "очень скоро" будет принят на вооружение ВВС НОАК

По информации китайских средств массовой информации, военно-транспортный самолет Y-20 "очень скоро" будет принят на вооружение ВВС НОАК, об этом пишет "Военный паритет". В частности, об этом говорил Чжу Чень менеджер данной программы, глава отдела по разработке крупных авиационных проектов. По его словам, КНР может понадобиться более тысячи самолетов Y-20. По словам Чжу Ченя, самолет создавался китайскими специалистами с учетом опыта подобных разработок в России и США. При этом в Китае самолет будет активно эксплуатироваться не только военными, но и гражданскими авиаперевозчиками.

Двигатели для данного самолета Китай пока что импортирует из Российской Федерации, но серийный выпуск собственного ТРДД - это лишь вопрос времени, отметил Чжу Чень. "После того как военно-транспортный самолет Y-20 поступит на вооружение НОАК, в Китае начнется создание собственной стратегической транспортной авиации", - отметил он. Первый полет самолета Y-20 был совершен в январе 2013 года, таким образом, КНР стала третьей страной в мире, которая смогла создать самолет подобного класса после России и США. Максимальная взлетная масса самолета составляет более 200 тонн, полезная нагрузка - 66 тонн. Это означает, что самолет сможет транспортировать по воздуху такой тяжелый груз, как основной боевой танк Тип99А2, весящий 58 тонн. Согласно расчетным данным, дальность полета самолета с полезной нагрузкой в 51 тонну должна составить 5200 километров. С грузом массой 66 тонн самолет должен пролететь 3700 километров, что позволит ему совершать беспосадочные перелеты из Харбина в Тибет. Управляет самолетом экипаж из 3-х человек.

Стоит отметить, что в последние годы китайское военно-политическое руководство уделяет большое внимание наращиванию возможностей собственной авиационной промышленности в области создания и выпуска военно-транспортных самолетов (ВТС) и вертолетов различного назначения. Китаю не привыкать начинать создавать что-то практически с нуля. В этой отрасли у Поднебесной наблюдаются определенные проблемы и трудности, что ведет к технологическому отставанию КНР от ведущих стран - производителей авиатехники, обусловлено это зависимостью от импорта ряда основных компонентов и узлов. В частности, речь идет о двигателях российского производства, которые были установлены на первых прототипах самолета Y-20.

Как известно, в 2009-2011 годах в КНР из России было поставлено 55 двигателей Д-30КП-2, произведенных Рыбинским НПО "Сатурн". В 2011 году между Китаем и "Рособоронэкспортом" был заключен очередной контракт, на этот раз на поставку в КНР еще 184 двигателей Д-30КП-2. Первая партия данных ТРДД была передана заказчику в октябре 2011 года. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель был разработан еще в 1960-х годах, а его серийное производство началось в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно модифицировался и дорабатывался, что обеспечивает его долголетие. Данные двигатели можно встретить на самолетах Ил-76 и его модификациях Ил-78 и А-50. В Китае работают над созданием копии данного двигателя и двигателей на его основе.
По словам военных экспертов, новый стратегический военно-транспортный самолет гораздо более важен для ВВС Китая, чем разработка перспективного многоцелевого истребителя J-20 пятого поколения, который больше отражает растущие военные амбиции КНР. Военно-транспортный самолет Y-20, по всей видимости, начали разрабатывать еще в 1990-х годах, а первоочередное государственное финансирование данный проект получил лишь в 2006 году. Окончательно проект нового 200-тонного военно-транспортного самолета был утвержден в 2009 году, в том же году в Китае приступили к постройке перового прототипа. Первый полет данного ВТС состоялся 26 января 2013 года. Видеозапись данного события активно транслировалась в эфире китайских телекомпаний, подтверждение со стороны Минобороны страны о первом полете нового самолета было получено 27 января 2013 года. Наземные испытания самолета Y-20 проводились в Поднебесной с декабря 2012 года.

На сегодняшний день известно как минимум о пяти прототипах китайского военно-транспортного самолета Y-20. Помимо уже упоминавшегося первого образца с бортовым номером "781", который совершил первый полет 26 января 2013 года, известен второй прототип под номером "783", который впервые поднялся в небо 14 декабря 2013 года. Третий опытный образец самолета взлетел 31 января 2015 года. В декабре того же года в небо поднялся четвертый летный образец тяжелого китайского военно-транспортного самолета, имеющий бортовой номер "784". И уже в январе 2016 года предприятием Xian Aircraft Industrial Corporation на летное поле был выкачен пятый летный опытный образец с бортовым номером "786", его испытания будут продолжаться на протяжении текущего года.

Тяжелый транспортный самолет Y-20 создавался по схеме четырехмоторного высокоплана, обладающего Т-образным хвостовым оперением. Военно-транспортный самолет был оснащен многостоечным убираемым шасси, а также грузовой аппарелью, расположенной в его хвостовой части. Внешне китайский транспортник чем-то похож на американский военно-транспортный самолет C-17 Globemaster III. На данный момент времени Y-20 не имеет собственных современных турбореактивных двигателей, на нем установлены ТРДД Д-30КП2 российского производства, характеристики которых не дотягивают до авиационного двигателя ПС-90А76, который устанавливается на российские военно-транспортные Ил-76МД-90А (иногда называют Ил-476). При этом серийные самолеты Y-20 согласно планам должны получить турбореактивные двигатели собственного китайского производства - WS-18 с чуть большей тягой (122 кН против 117 кН у Д-30КП-2).

По всей видимости, процесс разработки и испытаний нового китайского военно-транспортного самолета Y-20 завершится до конца 2016 года. Крупная авиастроительная корпорация Xian планирует сразу же после завершения испытаний передать первый самолет ВВС НОАК. Предполагается, что серийный выпуск самолетов Y-20 начнется уже в конце 2016 года или в самом начале 2017 года. ВТС Xian Y-20 был создан для эксплуатации с аэродромов различных типов, самолет в состоянии перевозить большинство боевых и вспомогательных машин, находящихся на вооружении Народно-освобительной армии Китая. Он в состоянии перевозить по воздуху грузы массой до 66 тонн, это больше, чем может перевезти Ил-76. Появление такого самолета в Китае откроет новые возможности не только для военных, но и для гражданских грузоперевозчиков, а также расширит возможности быстрого реагирования в случае чрезвычайных ситуаций и во время проведения крупных гуманитарных акций.

По словам китайского военного эксперта Сюй Юньлиня, период испытаний военных самолетов обычно составляет от 3-х до 5-ти лет. Наземные испытания самолета Y-20 начались в декабре 2012 года, первый полет он совершил в январе 2013 года, исходя из этого, завершения испытаний машины стоит ждать совсем скоро. Первый же полет данного военно-транспортного самолета позволил поставить Китай в один ряд с государствами, создавшими свои транспортные самолеты весом порядка 200 тонн (Россия и США). "Этот военно-транспортный самолет является не только демонстрацией возможностей военной промышленности Китая, но и растущего потенциала китайской армии", - подчеркнул Сюй Юньлин.

Официально новый самолет уже носит название "Куньпэнь" (Kunpeng) - это название древней мифической птицы, которая была в состоянии летать на тысячи километров. Несмотря на это, в китайской военной промышленности данное название больше связывают с видом пухлой девушки, которая возникает как ассоциация на большие размеры транспортника. По словам китайского военного эксперта Чэнь Хуня, грузоподъемность Y-20, аэродинамическая компоновка самолета и общая эффективность превзойдут российские аналоги.

Летно-технические характеристики Y-20 (оценочные):
Габаритные размеры: длина фюзеляжа - 47 м, высота - 15 м, размах крыла - 45 м, площадь крыла - 330 кв. м.
Максимальная взлетная масса - более 200 тонн.
Максимальная масса полезной нагрузки - 66 тонн.
Силовая установка - 4 двигателя Д-30КП-2 (по плану 4 × WS-18), тягой 4 × 117 кН (по плану 4 × 122 кН).
Максимальная скорость полета - 830 км/ч.
Практический потолок - 13 000 м.
Перегоночная дальность - 7800 км.
Экипаж - 3 человека....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка