О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Cкончался доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии Виктор Михайлович Чепкин

3 июня с.г. на 83-м году жизни после продолжительной болезни скончался доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии Виктор Михайлович Чепкин

С глубоким прискорбием извещаем, что 3 июня с.г. на 83-м году жизни после продолжительной болезни скончался доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии Виктор Михайлович Чепкин.

Виктор Михайлович после окончания в 1957 г. Московского авиационного института работал по распределению в Пермском моторостроительном КБ, где прошел путь от инженера-конструктора до Первого заместителя генерального конструктора. Принимал активное участие в создании и внедрении в серийное производство турбореактивных двигателей Д-30КУ, Д-30КП, Д-30КУ-154, широко применяемых на самолетах гражданской авиации Ил-62М, Ил-76, Ту-154М. Создал уникальный по своим параметрам турбореактивный двигатель Д-30Ф6 для сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31.

В августе 1984 г. В.М. Чепкин стал Генеральным конструктором-Генеральным директором Научно-производственного объединения "Сатурн". Под его руководством были успешно завершены конструкторско-доводочные работы и проведены Государственные испытания турбореактивного двигателя 4 поколения АЛ-31Ф.

В.М. Чепкин руководил работами по двигателю АЛ-31ФП, оснащенному реактивным соплом с управляемым вектором тяги, позволяющим выполнять фигуры высшего пилотажа в режиме сверхманевренности. С 1985 г. под руководством В.М. Чепкина проводились работы по турбореактивному двигателю "изделие "20". Экспериментальный многофункциональный истребитель "1.44" ОКБ Микояна благополучно совершил 29 февраля 2000 года первый полет с этими двигателями. Коллективом, возглавляемым В.М. Чепкиным, был создан газотурбинный двигатель АЛ-31СТ для газоперекачивающего агрегата ОАО "Газпром", который успешно эксплуатируется с 1996 года.

Виктор Михайлович являлся автором более 200 научных трудов, имел 91 авторское свидетельство на изобретения. Он был действительным членом Российской инженерной академии, Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Академии авиации и космонавтики, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, членом-корреспондентом Американского института Аэронавтики и Астронавтики.

Мы искренне скорбим о потере выдающегося ученого и прекрасного человека - невосполнимой утрате для ОКБ имени А. Люльки и всего российского двигателестроения.

Характеристика
на советника генерального конструктора "ОКБ им. А. Люльки"
Чепкина Виктора Михайловича


Чепкин Виктор Михайлович 20.09.1933 года рождения. Образование высшее профессиональное, окончил Московский ордена Ленина авиационный институт им. С. Орджоникидзе в 1957 году и получил квалификацию инженера-механика, по специальности "Авиационные двигатели", доктор технических наук (1986), профессор (1993).

Виктор Михайлович Чепкин является одним из ведущих российских специалистов в области авиационного двигателестроения.

Вся трудовая деятельность его неразрывно связана с разработкой, изготовлением, внедрением в серийное производство и эксплуатацией на самолетах современных высокоэффективных авиационных двухконтурных турбореактивных двигателей.

После окончания в 1957 году Московского авиационного института был направлен на работу в Пермское моторостроительное конструкторское бюро, где прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора - первого заместителя руководителя предприятия.

Работая в моторостроительном конструкторском бюро, принимал непосредственное участие в создании и внедрении в серийное производство турбореактивных двигателей Д-3ЩКУ, Д-30КП, Д-30КУ154, широко применяемых на самолетах гражданской авиации Ил-62М, Ил-76, Ту-154М.

В этот же период времени в качестве главного конструктора им создан уникальный по своим параметрам турбореактивный двигатель Д-30Ф6 для сверхскоростного истребителя-перехватчика МиГ-31. Этот двигатель установлен и на истребителе с обратной стреловидностью С-37 "Беркут"конструкции ОКБ Сухого.

В 1983 году Виктор Михайлович был назначен заместителем Министра авиационной промышленности СССР по вопросам двигателестроения и с присущей ему энергией решал непростые задачи оснащения нашей авиации новейшими образцами турбореактивных двигателей и надежной их эксплуатации.

В августе 1984 года Виктора Михайловича назначают генеральным конструктором - генеральным директором "Научно-производственного объединения "Сатурн" им А.Люльки.

Под его руководством были успешно завершены конструкторско-доводочные работы по турбореактивному двигателю четвертого поколения АЛ-31Ф. Им было принято смелое решение, заменить на этом изделии работавшую с малым ресурсом лопатку 1-й степени турбины высокого давления на новую, более совершенную, с высокоэффективной системой охлаждения. Это позволило в сентябре 1985 года успешно провести Государственные испытания АЛ-31Ф и внедрить этот двигатель в серийное производство на предприятиях ММПП "Салют" и ОАО "УМПО".

Внедрение АЛ-31Ф в самые сжатые сроки на предприятиях-изготовителях и освоение двигателя на самолетах Су-27 проходило при самом непосредственном участии Виктора Михайловича Чепкина.

В том, что самолет Су-27 и его последующие модификации являются одними из самых лучших в мире самолетов этого класса, есть, безусловно, и большая личная заслуга Виктора Михайловича.

Он является непосредственным руководителем работ по двигателю АЛ-31ФП, оснащенному реактивным соплом с управляемым вектором тяги. Такое сопло позволяет самолетам Су-35, Су-30МК и Су-30МКИ выполнять фигуры высшего пилотажа в режиме сверхманевренности. По контракту самолет Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП поставляется в Индию, которая приобрела и лицензию на производство этого двигателя.

С 1985 года под руководством Виктора Михайловича ведутся работы по турбореактивному двигателю пятого поколения Ал-41Ф и модернизации двигателя АЛ-31Ф на повышенные параметры.

Кроме основной авиационной тематики Виктор Михайлович провел большую работу по стационарному энергоприводу АЛ-31СТ для газоперекачивающего агрегата, созданному на базе двигателя Ал-31Ф. Энергопривод успешно эксплуатируется в системе ОАО "Газпром". Под его руководством создается перспективный малоразмерный турбореактивный двигатель АЛ-55 для легких и учебно-тренировочных самолетов.

Чепкин Виктор Михайлович является автором более 200 научных трудов, имеет 91 патент на изобретения и полезные модели. Многие патенты и изобретения нашли широкое применение с высоким экономическим эффектом. Он является действительным членом Российской инженерной академии, Академии космонавтики им К.Э.Циолковского, Академии авиации и космонавтики, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности.

За трудовые успехи и многолетнюю и безупречную работу Виктор Михайлович Чепкин награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1976г.), является лауреатом Ленинской премии (1981г); награжден медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.), Орденом Почета (2003г.)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "ОДК"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка