О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Круто выкатились

Министерство обороны ожидает готовности российского двигателя ПД-14 для перспективного авиалайнера МС-21, торжественная выкатка которого состоялась в Иркутске

Министерство обороны ожидает готовности российского двигателя ПД-14 для перспективного авиалайнера МС-21, торжественная выкатка которого состоялась в Иркутске. Как заявили в ОАК, государственные заказчики должны стать основой для развития проекта, в который уже вложено около 100 млрд руб.

Дождь, ангар, приглушенный свет, тревожная фонограмма и рояль - в такой атмосфере презентовали в Иркутске первый экземпляр новейшего российского авиалайнера МС-21 - одного из самых амбициозных отечественных проектов последнего десятилетия.

"Круто, что можно сказать. Я поздравляю с этим событием, важным для всей российской гражданской авиации. Сегодня мы впервые видим МС-21 - один из самых современных в мире лайнеров. Мы очень гордимся тем, что он создан в нашей стране", - не скрывая эмоций прокомментировал появление пассажирского самолета XXI века премьер министр Дмитрий Медведев.

Считается, что на сегодняшний день МС-21 - самый высокотехнологичный гражданский самолет в мире, созданный по лучшим мировым технологиям.

"Государства, в которых развито авиастроение, их очень немного - это высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть, поэтому работаем на перспективу и будем и дальше обновлять парк российской гражданской авиации", - продолжил Медведев, отмечая заслуги отечественных авиаторов и работающих с ними в кооперации иностранных специалистов.

"Новые проекты в авиастроении по понятным причинам - дело не из дешевых. Уверен, что это будет очень хорошая машина - экономичная, надежная. Еще работа не завершена - впереди целая серия летных испытаний.

Впервые машина должна подняться в небо в следующем году", - добавил премьер.

Первый полет МС-21 планировали в конце 2016 года, но затем отложили.

К материалам требования таковы: они должны сочетать в себе прочность и живучесть с минимальной массой.

Закупали оборудование для предприятия еще тогда, когда разговоров о санкциях и импортозамещении не было, а приоритетом было качество и скорость производства. Стоимость каждого станка "евроначинки" завода составляет €1,2-2 млн. "К сожалению, в Российской Федерации аналогов таких станков нет", - сетует директор по бережливому производству ИАЗ Сергей Яманов.

По требованию военной приемки, гражданская продукция не может собираться вместе с военной, поэтому площади в одних цехах уплотняют под все военное семейство, а в другие выводят крупногабаритное производство магистрального самолета.

"У нас большой дефицит площадей. Мы выполняем напряженный гособоронзаказ и одновременно идет запуск в серию большого самолета МС-21 и начало производства легкого самолета для первоначального обучения Як-152", - говорит Яманов.

Для военной техники собираются построить дополнительный корпус, а пока его нет, сборка ведется буквально друг у друга на головах - пока выкатывают МС-21, работа на заводе продолжается - рождается очередная сверхманевренная авиамашина - рабочие в синих комбинезонах, среди которых встречаются и девушки, сшивают куски желто-зеленого фюзеляжа. Рядом на столах чертежи и документация в папках толщиной с кирпич. Внешне довольно хаотичное зрелище, но по заводским меркам - это порядок, все лежит ровно так, чтобы оптимально и удобно было выполнять задачи.

"Скрыл брак - расплата - твоя зарплата", - гласит небольшой угрожающе-мотивирующий плакат - подобных мотиваторов здесь довольно много.

Другой плакат намекает, что профсоюз не терпит опозданий: "Время не любит, когда его тратят в пустую!". А рядом с ним - призыв: "Мысли трезво!", поясняющий, что "распитие спиртных напитков на рабочем месте запрещено".

Стоит отметить, что на настоящий момент тот объем инвестиций, который вложен в проект, составляет порядка 100 млрд рублей. Как пояснил глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, "из них порядка 80% деньги, которые ОАК получил от государства в виде разной помощи, а 20 миллиардов - собственные средства корпорации", но общий объем инвестиций еще уточняются.

Уже несколько лет, как Россия буквально ударилась в тотальное импортозамещение, особенно в оборонной сфере, но на Иркутском авиазаводе, где сегодня строят МС-21, а ключевую роль играют военные заказы на истребители Су-30СМ и учебно-боевые Як-130, практически все оборудование европейское. Чтобы делать современные самолеты - нужна лучшая техника, способная работать с самыми современными материалами, включая композитные. Кстати, композиты иркутяне освоили еще в далекие времена проектирования уникального самолета с обратной стреловидностью крыла "Беркут", так и ставшего историей и площадкой для отработки технологий для военной авиации перспективных поколений.

К материалам требования таковы: они должны сочетать в себе прочность и живучесть с минимальной массой.

Закупали оборудование для предприятия еще тогда, когда разговоров о санкциях и импортозамещении не было, а приоритетом было качество и скорость производства. Стоимость каждого станка "евроначинки" завода составляет €1,2-2 млн. "К сожалению, в Российской Федерации аналогов таких станков нет", - сетует директор по бережливому производству ИАЗ Сергей Яманов.

По требованию военной приемки, гражданская продукция не может собираться вместе с военной, поэтому площади в одних цехах уплотняют под все военное семейство, а в другие выводят крупногабаритное производство магистрального самолета.

"У нас большой дефицит площадей. Мы выполняем напряженный гособоронзаказ и одновременно идет запуск в серию большого самолета МС-21 и начало производства легкого самолета для первоначального обучения Як-152", - говорит Яманов.

Для военной техники собираются построить дополнительный корпус, а пока его нет, сборка ведется буквально друг у друга на головах - пока выкатывают МС-21, работа на заводе продолжается - рождается очередная сверхманевренная авиамашина - рабочие в синих комбинезонах, среди которых встречаются и девушки, сшивают куски желто-зеленого фюзеляжа. Рядом на столах чертежи и документация в папках толщиной с кирпич. Внешне довольно хаотичное зрелище, но по заводским меркам - это порядок, все лежит ровно так, чтобы оптимально и удобно было выполнять задачи.

"Скрыл брак - расплата - твоя зарплата", - гласит небольшой угрожающе-мотивирующий плакат - подобных мотиваторов здесь довольно много.

Другой плакат намекает, что профсоюз не терпит опозданий: "Время не любит, когда его тратят в пустую!". А рядом с ним - призыв: "Мысли трезво!", поясняющий, что "распитие спиртных напитков на рабочем месте запрещено".

Семейство магистральных самолетов МС-21 создается в масштабной кооперации российских и зарубежных предприятий. Важно отметить, что первые образцы будут летать на иностранных двигателях - Pratt&Whitney PW1400G, но уже сейчас в Летном исследовательском институте имени Громова летающая лаборатория Ил-76 испытывает российскую силовую установку ПД-14, созданную Объединенной двигателестроительной корпорацией. Как говорят в корпорации "Иркут", иностранных элементов в самолете примерно 40%, но их гораздо меньше, чем в в Sukhoi Superjet.

"К слову о санкциях - ничего личного, только бизнес - американцы исправно исполняют свои обязательства и поставляют двигатели", - говорит представитель завода, отмечая, что риски, безусловно просчитываются и прогнозируются.

Когда перспективный лайнер "обрусеет", его смогут всерьез рассматривать и российские госструктуры - например, в замглавы Минобороны Юрий Борисов отмечал, что МС-21 мог бы заменить уходящие в прошлое Ту-134 и Ту-154, используемые ведомством для перевозки людей, а также в качестве "салонов" для руководства министерства и командования войск. Собеседник "Газеты.Ru" в военном ведомстве добавляет, что самолет этот ждут, потому что "это лучшее, что сегодня есть, самое современное, новейшие технологии, а все аналоги созданы по 20 лет назад".

"Это (госзаказчики) может быть основой спроса, конечно, их не придется сотнями и десятками измерять, но мы рассчитываем, что он заменит парк Ту-154, Ту-134 и Як-42, которые сегодня активно используют Минобороны, ФСБ и МЧС", - говорит глава ОАК Слюсарь.

Авиастроители рассчитывают, что силовые ведомства будут покупать машину с опциональным двигателем ПД-14 начиная с 2019 года.

"ПД-14 в 2017 году сертифицировать будут, два года мы отводим на программу летных испытаний. Пока программа ПД-14 идет в графике. Мы надеемся на более экономичный и экономически выгодный двигатель ПД-14", - подчеркнул Слюсарь.

Стоит отметить, что пассажирский МС-21 смогут при необходимости превратить и в грузовой - есть проект конвертации, как у Boeing 767 и Airbus A-320, где просто выпиливается большая боковая дверь для размещения контейнера.

Максимально ОАК рассчитывает выйти на объем производства в 72 самолета в год, но до этого ждать несколько лет, а пока публике показали лишь первый перспективный лайнер.

Задача первого образца - полететь, а первого полета этой машины ждут давно.

Для проведения испытаний необходимо несколько самолетов, чтобы быстрее выполнить программу. Так и с МС-21 - вторая машина пойдет на статические испытания, следующая - на ресурсные испытания и несколько "стендов".

Обидно за второй экземпляр, размещенный сегодня в цехе окончательной сборки - его в буквальном смысле предстоит уничтожить - "разорвать в клочья". Как пояснил "Газете.Ru" директор ИАЗ по бережливому производству, корпус самолета, когда он будет собран, "облепят" всевозможными датчиками и будут проверять на прочность. Кроме того, другой экземпляр на так называемых ресурсных испытаниях будут разрушать путем вибрации - потому что самое страшное - знакопеременные нагрузки.

Иркутяне отмечают, что школу гражданского авиастроения они получили благодаря контракту на производство агрегатов для Airbus - на Иркутском заводе по заказу французского концерна делают нишу шасси для самого востребованного пассажирского самолета A-320. На каждом пятом A-320 иркутская ниша шасси, для создания которой категорически запретили использование каких-либо российских материалов. "Только разрешили бязевые салфеточки. Но есть колоссальный опыт строительства воздушных судов гражданского назначения по европейским стандартам - это самое главное", - говорит Сергей Яманов.

Как отметил на церемонии выкачки МС-21 Дмитрий Медведев, появление МС-21 показывает, что Россия способна создавать такие машины, которые "не просто продвигают вперед наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими государствами".

"Нужно многое сделать, чтобы МС-21 занял достойное место и в мире", - заключил премьер-министр....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка