О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российское авиастроение: как не выпасть из высшей лиги

В Иркутске 8 июня 2016 года прошла церемония представления (так называемая "выкатка") нового пассажирского самолета МС-21-300

Как заявил недавно Дмитрий Медведев, "государств, у которых развито авиастроение, очень немного, это, что называется, высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть". Несмотря на то, что развитие новых проектов в авиастроительной отрасли - дело наукоемкое и ресурсозатратное, работа в этом направлении в ближайшие годы будет набирать темп. Пока при участии и поддержке государства, но в перспективе - создание конкурентоспособной продукции для мировых рынков.

МС-21 - самолет XXI века

В Иркутске 8 июня 2016 года прошла церемония представления (так называемая "выкатка") нового пассажирского самолета МС-21-300. Присутствовавший на церемонии глава правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что выпуск нового российского самолета - долгожданное событие не только для отечественного авиастроения, но и для страны в целом. Современное российское авиастроение, по словам премьер-министра, "двигает вперед всю нашу страну, нашу экономику". Медведев отметил, что создание принципиально нового гражданского самолета в России - "огромная победа авиастроителей, победа корпорации "Иркут", наших ученых, наших конструкторов, наших инженеров, наших рабочих".

Головной исполнитель по разработке семейства самолетов МС-21 - научно-производственная корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию). Основная производственная площадка корпорации - Иркутский авиационный завод, где в ходе реализации программы была смонтирована самая современная в нашей стране линия сборки самолетов. Одновременно прошли процедуру технического переоснащения и другие производственные мощности - в Воронеже, Казани и Ульяновске, созданы центры компетенций по основным системам и агрегатам. Таким образом, была выстроена высокотехнологичная производственная инфраструктура, позволяющая предприятиям работать по единому плану и создавать новые продукты с использованием цифровых технологий.

Аббревиатура "МС-21" так и расшифровывается - "Магистральный самолет XXI века". Это семейство пассажирских самолетов нового поколения. Как сказал Дмитрий Медведев, МС-21 "по технологическому уровню превосходит гражданские суда аналогичного класса, которые в настоящий момент летают". Производители рассчитывают, что лайнер не только станет надежной заменой устаревшим Ту-154, но и будет серьезно конкурировать с иностранными судами Airbus-320 и Boeing-737. У самолета удлинены крылья, что улучшило его аэродинамические качества, около 40 процентов использованных материалов - композитные, этот показатель в производстве пассажирских самолетов пока уникален и позволил значительно снизить вес лайнера. Кроме того, конструкторы увеличили диаметр фюзеляжа. Это решение даст возможность авиакомпаниям компоновать салон в соответствии со своими предпочтениями, а также позволит ускорить посадку и высадку пассажиров. Комфорту пассажиров будет способствовать и новая система увлажнения, которая улучшит микроклимат в салоне.

Двигатели на МС-21 будут устанавливаться на усмотрение заказчика. Выбирать можно между американским PW1400G компании Pratt & Whitney и пермским ПД-14, который планируется сертифицировать в 2018 году.

МС-21 будет производиться в двух вариантах, которые отличаются вместимостью. Представленный МС-21-300 рассчитан максимально на 211 пассажиров, а находящаяся в производстве "младшая" модель МС-21-200 сможет взять на борт от 132 до 165 человек.

Представленному лайнеру предстоят летные испытания - как написал в фейсбуке Дмитрий Рогозин, в Жуковском и над Байкалом. Первый полет запланирован на конец 2016 - начало 2017 года. В 2017 году начнется серийное производство МС-21-300. В 2013 году Дмитрий Рогозин заявлял, что в серию самолет выйдет под названием Як-242, но официального подтверждения его слов с тех пор не было.

Интерес к новому лайнеру уже есть: сформирован стартовый портфель заказов на 175 лайнеров.

Дмитрий Медведев выразил надежду, что МС-21 - конкурентоспособный продукт, который "станет гордостью российской гражданской авиации".

Системообразующей отрасли - достойную стратегию развития

В начале мая на самарском "Авиаагрегате" (входит в холдинг "Технодинамика" ГК Ростех) прошло выездное заседание Комитета по авиационной промышленности Союзмаша России. Первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев отметил, что отечественной авиационной промышленности необходимо вернуть статус лидера мирового авиастроения.

Заместитель главы Минпромторга Андрей Богинский рассказал о стратегии долгосрочного развития отечественного авиапрома, разрабатываемой ведомством. Чиновник пояснил, что основной акцент  следует сделать на "взращивании" поставщиков. В настоящее время большинство авиастроительных предприятий работают по принципу полного цикла, что, конечно, сказывается на себестоимости продукции. В то же время за рубежом поставщики комплектующих не привязываются к конкретной авиационной платформе или к одному производителю, и это дает им ощутимые конкурентные преимущества на рынке гражданской авиации. По словам замминистра, поставщиков авиационных комплектующих мирового уровня в России сейчас нет. Это значит, что их придется "выращивать". Государство, подчеркнул Богинский, готово оказывать отечественным поставщикам авиакомплектующих всестороннюю поддержку, включая создание комфортных условий для развития этих производств. Россия будет стремиться к созданию собственной развитой системы поставщиков как в военном, так и в гражданском авиапроме.

Чтобы сделать авиационную промышленность конкурентоспособной, считают участники заседания, необходимо синхронизировать развитие отраслевых интегрированных структур, сфокусировать их на приоритетных направлениях. Для этого и разрабатывается долгосрочная стратегия развития отечественной авиапромышленности, увязывающая в одно целое деятельность промышленных предприятий всех уровней, работу образовательных учреждений, маркетинговую активность и так далее.

"Разрабатывая новую стратегию, мы проанализировали ключевые развилки на пути отечественного авиапрома, и в целевом состоянии мы видим авиационную отрасль экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда, способной обеспечить в случае необходимости всю производственную цепочку в военном и гражданском сегментах", - заявил Андрей Богинский.

Представители Минпромторга пообещали, что текст проекта стратегии будет размещен в середине мая на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru для общественного обсуждения. На момент написания этого материала (14.06.2016) проект не опубликован.

Рогозин: спасибо президенту, что он услышал

На заседании итоговой коллегии Минпромторга в конце мая Дмитрий Рогозин вкратце рассказал о решениях, принятых на совещании по вопросам развития авиастроения, которое Владимир Путин провел накануне в Сочи.

Проблема региональных пассажирских перевозок стоит в России очень остро: территория огромная, и сейчас из Амурской области в Хабаровский край приходится лететь чуть ли не через Москву или Санкт-Петербург. Ни для кого не секрет, что развитие тех или иных регионов напрямую зависит от их транспортной доступности, и наличие региональной авиации в этом смысле имеет едва ли не решающее значение. Такая авиатехника в России, а ранее - в СССР, была, но она уже безнадежно устарела. Выходов два: либо импортировать средне- и дальнемагистральные самолеты, либо создавать свои.

"Ресурсы старых "украинских" самолетов Ан-24, Ан-26 исчерпаны, они постепенно будут уходить. Но если мы авиационные компании оставим без нового российского самолета, конечно, они пойдут закупать иностранные. И это будет наша вина", - объяснил Дмитрий Рогозин.

На заседании в Сочи были приняты решения о выделении дополнительного финансирования на разработку двух принципиально важных для России самолетов. Во-первых, это турбовинтовой Ил-114. Раньше его производили в Узбекистане, затем производство остановили, но, по расчетам ОАК, продолжение опытно-конструкторских работ позволит уже к 2019 году получить борты для государственной авиации, а к 2022 году развернуть полномасштабное серийное производство на нижегородском заводе "Сокол". Это самолет на 64 пассажироместа, он полностью "закроет" потребности в межкраевых перевозках пассажиров.

Выкаченный в Иркутске МС-21 должен "закрыть" магистральные линии. Для дальнемагистральных принято, по характеристике Рогозина, "волевое, умное технологическое решение" о создании на базе Ил-96 четырехсот самолетов различных модификаций, в том числе дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Фюзеляж увеличен на 10 метров, что даст возможность добавить более 70 пассажиромест, а за счет новой авионики и новых технологических решений самолет будет принципиально новым. Предполагается, что авиакомпании за счет курсовой разницы будут делать выбор в пользу российской техники.

"А вы говорите - закупки, - обратился Рогозин к залу. - Не будет никаких закупок! Спасибо президенту, что он услышал коллегию ВПК, Минпромторг, ОАК, конструкторов, технарей, которые сказали: "Нужно". Такая великая страна, как Россия, не может жить без собственной авиации". В зале, где проходило итоговое заседание коллегии Минпромторга, воцарилась гробовая тишина. Участники заседания то ли были потрясены масштабом поставленных задач, то ли задумались о том, сколько колоссальной работы предстоит в ближайшие годы. "Аплодисменты!" - подсказал залу Дмитрий Рогозин. И все захлопали.

Комментарий profiok.com

"Обидно, что в стране, где сто лет назад появился "Илья Муромец", самый большой самолет в мире, век спустя приходится начинать все сначала, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. - В то же время отрадно, что за авиапром, наконец, взялись со всей серьезностью. Унылого настроя ряда экспертов по поводу того, что нам никогда не догнать мировых гигантов, я не разделяю. Уже сейчас и в ближайшей перспективе у России есть уникальные, мощные, конкурентоспособные продукты - как в гражданской авиации, так и в военной. Пользуясь случаем, хочу от души поздравить наших партнеров из "Иркута", МС-21 - действительно долгожданный, "прорывный" лайнер. Уникальный боевой самолет шестого поколения делают в ОАК - гиперзвуковой, с функциями беспилотника. Через пару лет появится МиГ-35… Тот же Суперджет - вполне конкурентоспособная машина, не говорю уже про "Борт №1"  - Ил-96, на котором летает глава государства. Уж наверное, это стопроцентное доказательство качества и надежности.

Другое дело, что развиваться отрасль должна комплексно. Взаимно увязанными должны быть не только внутриотраслевые производства, но и смежные сегменты. К примеру, насколько мне известно, в России сейчас очень непростая ситуация с подготовкой летчиков - как военных, так и гражданских. Прекрасно, что в военные вузы после длительного перерыва, наконец, вернули летную практику, но ведь курсанты пока летают, в основном, на "Альбатросах" (чешский самолет L-39 - profiok.com) и ждут, когда "Иркут" доделает учебный Як-152. Если МС-21 через год пойдет в серию - наверное, пора уже и летчиков начинать обучать? Я бы не перекладывал эту задачу на авиакомпании - они экономят на каждом вылете, экономят на зарплате летчиков, зависящей от количества летных часов… А случись, не дай Бог, авария - и людей жалко, и репутацию самолета, который зачастую и ни при чем.

Если продолжить спортивную аналогию, предложенную премьер-министром, то, как известно, чтобы оставаться в высшей лиге, команде требуются не только игроки, но и тренеры, диетологи, врачи высочайшего класса. Авиационная отрасль в ближайшие годы будет испытывать потребность в грамотных управленцах. Эти люди должны будут уметь выстраивать процессы и отслеживать этапы выполнения широкомасштабных проектов, управлять рисками и изменениями, разрабатывать многоуровневые стратегии и добиваться их синхронной реализации на всех уровнях, руководить внедрением инноваций, привлекать в отрасль сильные кадры и так далее. Мы выходим на поле, на котором пока не умеем играть, но очень хотим выиграть. Значит, нужно учиться"....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка