О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень принял участие в первом заседании Рабочей группы Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации

Рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации создана согласно распоряжению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко

Рабочая группа Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации создана согласно распоряжению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Руководителем рабочей группы назначен сенатор, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров.

В состав Рабочей группы вошли сенаторы, представители органов исполнительной власти, руководители ключевых научных и производственных организаций гражданской авиации и авиационной промышленности.

В ходе заседания обсуждались вопросы развития региональных и местных аэропортов страны и обеспечивающих подсистем гражданской авиации, а также региональных авиаперевозок в Российской Федерации, беспилотных авиационных систем и других инновационных направлений в региональной авиации. Были обсуждены проблемы производства отечественных самолетов и вертолетов для местных и региональных авиаперевозок. По всем направлениям участниками предложены пути решения.

Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень выступил с докладом на первом заседании Рабочей группы Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации.

Руководитель ЦСР ГА в своем докладе "Стратегические аспекты перспективного развития региональной авиации в Российской Федерации" выделил 3 вопроса для первоочередного решения.

Антон Корень отметил, чтобы прекратить дальнейшее сокращение аэродромов в аэродромной сети страны, обеспечить рост и перестать наблюдать негативную тенденцию, необходимо ввести дополнительный инструмент финансирования аэродромной сети - инфраструктурный сбор. Руководитель ЦСР ГА подчеркнул, что другого пути решения задачи в условиях недофинансирования за счет средств федерального бюджета и дефицита региональных бюджетов у нашей страны нет.

Актуальность данного вопроса была аргументирована цифрами сокращения количества аэродромов в национальной сети Российской Федерации с 1450 в 1991 году до 259 в 2016 году и продолжающимся ежегодным убыванием аэродромов с темпом до более 30 в год из-за недофинансирования, отсутствия предпосылок для развития без дополнительных мер. Притом как другие развивающиеся и развитые страны реализуют планы по увеличению количества аэродромов.

Приведенные примеры из практик законодательного обеспечения других стран, представленные Антоном Коренем, показывают, что на примере экономически развитых стран возможно до 88% необходимого финансирования развития национальной аэродромной сети обеспечивать за счет данных сборов. Мнение было поддержано сенаторами, в том числе был приведен пример удачного опыта дорожного сбора. Участники совещания отметили, что в данном случае сбор повышает тарифы всего один раз, при этом эффект на все последующие годы.

В качестве первого шага предложено рассмотреть отчислять на развитие от 1% от стоимости авиаперевозок и стоимости оказываемых услуг пользователями инфраструктуры - операторами ТЗК и грузовых терминалов в аэропортах, причем распределив данный сбор между 3 категориями пользователей инфраструктуры: международных пассажиров (кроме трансферных, это не отразится на развитии транзитного потенциала страны и не затронет внутрироссийских пассажиров), операторов ТЗК (стоимость услуг компаний авиатопливообеспечения в последние 20 лет выросла в разы, ежегодные темпы роста могут превышать 10% и изменение единожды на 1% не изменит общий тренд), услуги грузовых терминалов (при обслуживании международных импортных грузов, не затрагивая трансферные; доходы от грузовых авиаперевозок во многих аэропортах составляют существенную долю, при этом многие терминалы не несут затрат на содержание и развитие инфраструктуры).

Похожая схема формирования фонда, в котором аккумулируется инфраструктурный сбор, например, многие годы успешно действует в США, стране с наибольшим в мире количеством аэропортов. Возможны другие варианты формирования инфраструктурного сбора. Также возможны и другие варианты применения сбора, в том числе и на субсидирование выпадающих доходов региональных и местных авиакомпаний.

Ранее проведенные исследования показывают, что низкая эластичность спроса от цены международных авиаперевозок, тем более при отчислении на развитие в размере от 1% от стоимости авиаперевозки и тарифов ключевых операторов услуг в аэропортах, не повлияет на органический рост авиаперевозок, но позволит ежегодно нескольким крупным или десяткам аэропортов, обслуживающих региональные и местные воздушные линии получать недостающие средства на реконструкцию и развитие плоскостных сооружений, в целом создаст предпосылки развития национальной аэродромной сети страны.

Руководитель Рабочей группы сенатор Вячеслав Штыров поручил членам Рабочей группы проработать данный вопрос.

Следующий вопрос, который поднял Руководитель ЦСР ГА Антон Корень касается развития региональных и местных авиаперевозок. Несмотря на отчасти положительные тренды развития региональных и местных авиаперевозок в стране преимущественно через региональные хабы в последние годы, имеется существенная проблема обеспечения устойчивости и сбалансированности развития региональных систем авиаперевозок. На примере динамики изменения авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации в период кризисных явлений в экономике он показал, что, например, в период с 2006 по 2010 годы наблюдалось падение авиаперевозок суммарно на 33% через небольшие региональные и местные аэропорты макрорегиона страны, что обусловлено прежде всего неэффективной и несбалансированной системой государственной поддержки. Дефицит бюджетов многих регионов заставляет в кризисные периоды сокращать расходы на поддержание и развитие региональных аэропортовых систем и снижать субсидии авиаперевозчикам. Антон Корень предложил разработать систему выравнивания бюджетного дефицита за счет системы межбюджетных трансфертов. Это должно обеспечить устойчивость развития региональных и местных авиаперевозок. Но для этого, отметил Антон Корень, необходима разработка единых стандартов транспортной доступности.

Руководитель ЦСР ГА Антон Корень предложил решать задачу поэтапно:
  1. Прежде всего, освободить убыточные субсидируемые местные авиакомпании и аэропорты, получающие государственные субсидии, от обременительных налогов (НДС, налог на имущество и др.).
  2. Создать стандарт транспортной доступности и минимальных требований для включения авиалинии в перечень социально значимых, обязательных для государственной поддержки.
  3. Разработать и внедрить правила выделения софинансирования местных авиаперевозок за счет средств федерального бюджета, возможно в виде выравнивания бюджетного дефицита за счет межбюджетных трансфертов (в качестве пилотного проекта возможно рассмотреть регионы Арктической зоны Российской Федерации).
Третий важный вопрос, который на Рабочей группе озвучил Антон Корень - это давно назревшая необходимость создания в России современных воздушных судов отечественного производства, как минимум в 2 сегментах: легких многоцелевых самолетов на 9 и 19 мест и регионального самолета на 50 мест с модификациями в семействе на 70-80 кресел.

Руководитель ЦСР ГА отметил, что можно за базу взять и существующие разработки региональных самолетов, но, если по себестоимости креслокилометра и другим характеристикам самолет будет лучше, чем, например, Bombardier Q400 NextGen, то это современное воздушное судно, конкурентоспособное на международном рынке. Антон Корень отметил, что России необходимо разработать именно современные конкурентоспособные на международном уровне самолеты.

Антон Корень подчеркнул, что только разработка новых современных воздушных судов для региональной авиации позволит сформировать конкурентоспособность отрасли на международном уровне, снизить суммарные издержки региональной авиации, обеспечить устойчивость и независимость отрасли от зарубежных поставщиков.

Члены рабочей группы отметили, что вопрос в консолидации ресурсов, нет ничего невозможного.

В части организационных вопросов на первом заседании рабочей группы прозвучали несколько докладов представителей органов исполнительной власти, научно-исследовательских институтов и предприятий авиационной промышленности по актуальным вопросам региональной авиации.

В ходе заседания были сформированы секции Рабочей группы Совета Федерации по трем направлениям:
  • Развитие аэропортовой системы страны.
  • Развитие региональных авиаперевозок.
  • Производство самолетов, вертолетов, беспилотных воздушных судов. Инновационное развитие региональной авиации.
Секции предложено возглавить сенаторам.

Генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень был избран ответственным секретарем Рабочей группы Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации.

Участники заседания также наметили план работы Рабочей группы на 2016 год. В частности, запланировано проведение 22-23 сентября расширенного заседания Рабочей группы в рамках основной ежегодной тематической конференции "Региональная авиация России и СНГ - 2016". В рамках мероприятия запланирована стратегическая сессия по выработке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования региональной авиации и деятельности региональных аэропортов с участием ключевых экспертов отрасли, руководителей авиакомпаний и аэропортов. Стратегическая сессия с элементами форсайта и прямого обсуждения ключевых вопросов развития отрасли показала свою эффективность на других отраслевых мероприятиях. Результатом явились выработанные с учетом мнения большого количества экспертов изменения в законодательстве. Вопросы для решения проблемных направлений развития региональной авиации для рассмотрения на стратегической сессии принимаются в по адресу [email protected]. Рассмотрение результатов стратегической сессии планируется участниками Рабочей группы в Совете Федерации.

Руководитель Рабочей группы Совета Федерации по разработке предложений по развитию региональной авиации в Российской Федерации, Председатель Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сенатор Вячеслав Штыров отметил, что деятельность группы будет иметь сугубо практический характер, в рамках рабочей группы будут разрабатываться конкретные законодательные и нормативные акты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка