О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Регулировали-дерегулировали да недодерегулировали

В ходе XX Петербургского международного экономического форума министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что ведомство разрабатывает способ введения дерегулирования аэропортовых тарифов в региональных аэропортах

В ходе XX Петербургского международного экономического форума министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что ведомство разрабатывает способ введения дерегулирования аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. К чему это может привести и насколько такой подход действенный?

В поисках баланса

Отметим, что еще несколько дней назад замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что сейчас неподходящее время для дерегулирования аэропортовых тарифов в регионах, так как эта мера может вызвать риск повышения стоимости авиабилетов. "Мы сейчас работаем над этим, и надеюсь, что придем к необходимому консенсусу", - заявил М. Соколов, отвечая на вопрос о том, есть ли сегодня пилотный проект по отмене госрегулирования части аэропортовых тарифов в региональных аэропортах. При этом он добавил, что дерегулирование аэропортовых тарифов необходимо, чтобы инвесторы в аэропортовую инфраструктуру понимали, как им вернуть свои вложения.

"Для успешной финансовой модели функционирования аэропортов, привлечения инвестиций в строительство новых аэровокзальных комплексов и т. д. инвесторы должны четко понимать, как они будут возвращать эти вложения. Для этого им необходимо управление аэропортовыми сборами, они, как никто другой, лучше чувствуют баланс между количеством пассажиров и зависимостью их прихода в этот аэропорт от тех доходов, которые они собирают с авиационных компаний, - заявил М. Соколов. - Здесь нужно найти этот тонкий баланс между авиакомпаниями и аэропортовыми предприятиями. Задача Минтранса - этот баланс найти, возможно, даже применительно к какому-либо отдельному проекту".

Что это может быть за проект, он не уточнил. Напомним, впервые о возможности распространения отмены госрегулирования части аэропортовых тарифов с аэропортов Московского авиаузла на региональные аэропорты в мае заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Московский опыт

В феврале вступил в силу приказ ФАС, который отменил госрегулирование сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. Последние тут же воспользовались этой возможностью. В итоге аэропорт Домодедово поднял сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность - на 26%, за аэровокзальный комплекс для международных линий - на 27%, а для внутренних - сразу на 43% (правда, до этого несколько лет он не поднимал тарифы даже на уровень инфляции). Шереметьево, в свою очередь, увеличил тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность - на 3%, на аэровокзал - на 9%. Внуково менять тарифы не стал. Тогда перевозчики оценивали рост своих расходов в 3 млрд руб.

Отметим, что причинами повышения сборов является инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 г.), а также изменение операционных показателей авиакомпаний.

Дерегулирование тарифов Московского авиаузла, вопреки опасениям, по мнению экспертов, прошло вполне успешно. Однако, как полагает коммерческий директор "ЮТэйр - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков, дерегулирование монопольных тарифов - это очень сложный процесс, последствия которого могут реализовываться достаточно продолжительное время. "Следовательно, оценивать последствия пока преждевременно", - считает он. Тем не менее после опытной эксплуатации данная система может быть внедрена во всех авиаузлах России.

По словам эксперта-аналитика АО "Финам" Алексея Калачева, это вызвало недовольство авиакомпаний. "Однако не стоит забывать о низкой базе: тот же сбор за взлет-посадку здесь был самым низким в стране - 178,30 руб./т мвм в Шереметьево и Внуково и 200 руб./т мвм в Домодедово.

А теперь давайте посмотрим, как повлияло дерегулирование тарифов Московского авиаузла на состояние отрасли. Да практически никак", - комментирует эксперт. Дело в том, что в условиях конкуренции авиакомпании не спешат поднимать стоимость авиабилетов. По результатам исследования, проведенного сервисом поиска авиабилетов Aviasales, московским аэропортом с наиболее дешевыми билетами по ключевым летним направлениям является Домодедово (несмотря на рост тарифов). Объем перевозок пассажиров в I квартале текущего года по Московскому авиаузлу в целом изменился незначительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - снизился на 1,2%, во внутреннем сообщении вырос на 11,2%, а в международном упал на 14,7%. Причина такой динамики, по словам А. Калачева, в ограничении на полеты по популярным в прежние годы направлениям на Египет, Турцию и Украину. При этом, по данным Росавиации, в Шереметьево пассажиропоток вырос на 9,1%, в Домодедово остался практически неизменным (+0,2%), а во Внуково снизился на 25,5%. "Динамика относительных показателей Московского авиаузла находится в том же диапазоне, что и у других аэропортов, где пока не было дерегулирования тарифов", - заключает эксперт.

Прозрачное регулирование

Помощник президента РФ Игорь Левитин в мае отмечал, что дерегулирование тарифов необходимо для аэропортов, в развитие которых вкладывают средства частные инвесторы и которые переданы в концессию. При этом чиновник подчеркивал, что не следует дерегулировать аэропортовые тарифы на тех авиапредприятиях, где с советских времен ничего в развитие не вкладывалось.

Однако в перспективе, по мнению аналитиков, к решению этого вопроса нужно подходить осторожно, так как это напрямую влияет на стоимость авиабилетов. "Для нас как для авиакомпании принципиально важным является то, чтобы эти условия были прозрачными и одинаковыми для всех участников рынка. Важно, чтобы аэропорты не создавали преференций каким-то отдельным авиаперевозчикам в ущерб другим авиакомпаниям. А как будут устанавливаться эти условия (свободно или директивно), не так важно", - подчеркнул П. Пермяков....
Авторские права на данный материал принадлежат «РЖД-партнер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка