О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небеса долгожданные: Когда билеты на самолеты станут по карману украинцам?

В Украине после 20 лет летаргического сна оживают аэропорты. Власть наконец-то решила взяться за возрождение гражданской авиации

В Украине после 20 лет летаргического сна оживают аэропорты. Власть наконец-то решила взяться за возрождение гражданской авиации. В планах на ближайшие семь лет - объединить все аэропорты под одной государственной крышей, а также вдвое, по сравнению с 2015 г., до 24,3 млн чел. увеличить пассажиропоток, а долю рейсов-лоукостов довести до 30% от общего количества авиаперевозок.

Под крыло государства

Решение о возрождении гражданской авиации - не спонтанное. Чиновники заговорили на эту тему лет 7-8 назад, когда стало ясно, что Евро-2012 пройдет в нашей стране. Чтобы принимать зарубежных гостей на уровне, срочно начали обновлять четыре основных аэропорта - киевский "Борисполь", "Харьков", "Львов" и "Донецк". А параллельно приступили к созданию той самой Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 г., куда планировалось вписать практически все 24 аэропорта (практически в каждом областном центре), доставшиеся Украине еще с советских времен.

Программу утвердили в 2013-м правительство Н.Азарова, но тут же отложили в сторону, когда начался Майдан. А в феврале 2016 г. нынешний Кабмин снова утвердил этот документ.

"По большому счету в нем ничего не изменилось, - говорит Александр ФРАНЧУК, вице- президент ассоциации "Аэропорты Украины". - Ведь эта программа - документ, демонстрирующий намерения, как канва, на которую надо наносить конкретные действия по каждому аэропорту. Правда, в последнем варианте несколько уточнены и изменены некоторые особенности, продиктованные временем".

За эти неполные три года Симферопольский аэропорт временно стал для украинцев недоступным, де-юре он закрыт. А Донецкого (ДАП) уже нет де-факто, специалисты предполагают, что его придется отстраивать с нуля. Эти особенности и вошли в новый вариант программы.

В документ внесены 17 аэропортов, нуждающихся в реконструкции и усовершенствовании - начиная с "Борисполя" и завершая практически несуществующим ДАПом, и, "временно отсутствующим" "Симферополем".

А вот Николаевский и Хмельницкий аэропорты в программу не вошли. Официально потому что местные власти не подали нужные бумаги. На самом же деле, то, что осталось от аэропортов Николаева и Хмельницкого принять и отправить самолеты уже не сможет… Так что на скольких украинских аэропортах снова будут возобновлены полеты - пока неясно. Руководству некоторых из них дано время "на раздумья". Видимо, по его истечению их ждут государственные проверки с неизбежными процессуальными выводами. Пока же под программу правительство выделило 8,7 млрд грн., но эта сумма не окончательная. Кроме того, ожидается, что свой интерес к восстановлению регулярных авиарейсов проявят и инвесторы.

Кроме всего прочего, в программа предполагает возвращение в госсобственность таких аэропортов, как "Днепропетровск", "Киев" (Жуляны), "Харьков", "Одесса", плюс "Донецк" и "Симферополь". Остальные же, в том числе "Борисполь" и "Львов", должны сохранить свой государственный статус.

Аванс доверия

Но самое главное, что обещает программа украинцам, - это около 30% лоукостеров на всех рейсах - как заграничных, так и внутренних. Имеются в виду не очень-то комфортабельные, зато очень дешевые перелеты, которые будут по карману практически всем. Реально ли это?

"Трудно прогнозировать, когда у нас реально появится достаточно лоукостеров, - говорит Евгений ДЫХНЕ, и.о. гендиректора аэропорта "Борисполь". - Ведь есть объективные базовые факторы при определении стоимости билетов - цена топлива и аэропортовский сбор. Чем больше пассажиропоток, тем меньше сбор, и, соответственно - дешевле могут стоить билеты".

Чтобы со временем летать стало дешевле, рассуждает Е. Дыхне, должны быть хорошо загруженные маршруты. Многие люди должны летать постоянно, ежедневно, несколько раз в неделю. Тогда и наберется необходимая критическая масса пассажиров, которая постепенно начнет удешевлять билеты. А это в свою очередь возможно лишь в том случае, если материальное положение среднестатистического украинца улучшится хотя бы до докризисного уровня.

В свою очередь, Александр Франчук обратил внимание еще на несколько моментов, которые пока не дают нам возможности летать по доступным ценам. Это, во-первых, самое дорогое в мире авиатопливо, которое дороже, чем в Европе и в США. По его мнению, государству надо как-то "гармонизировать" эти цены с европейскими и мировыми. Один из вариантов - снять НДС.

Во-вторых, считает наш эксперт, в украинском небе необходимо разрушить монополию на маршруты, пускать на рынок побольше зарубежных авиакомпаний.

"Те зарубежные компании, которые сейчас у нас уже летают по некоторым маршрутам, в том числе и такие уважаемые, как, к примеру, немецкая Lufthansa и израильский EL-AL - это, скорее, аванс нам, - говорит он. - А надо, чтобы в Украину хотели летать иностранцы, потому что им выгодно работать с нами. Для этого они должны видеть у нас перспективу развития своего бизнеса лет на пять наперед. Но, к сожалению, пока что такой предсказуемости нет".

По мнению А. Франчука, свою лепту в улучшение привлекательности нашей страны для иностранных авиаперевозчиков должно внести введение безвизового режима. Ведь пассажиропоток за рубеж после того, как будут отменены визы, должен ощутимо увеличиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка