О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Влетел в гору?

За трагедией частного Ан-2 эксперты видят далеко не частные проблемы

Возбуждено уголовное дело по факту крушения частного Ан-2 в Кемеровской области. Выжить не удалось никому. Самолет, принадлежащий частному краснодарскому предприятию, пропал с радаров в воскресенье. Он летел из Краснодарского края в Приангарье для проведения авиахимработ: должен был опрыскивать леса, пораженные сибирским шелкопрядом.

Известно, что самолет, на борту которого находились командир судна, пилот и бортмеханик, выполнял полет по особым условиям - без сопровождения диспетчера. Последний раз экипаж вышел на связь в Кемеровской области - потом пропал.

"Нам удалось запеленговать мобильный телефон одного из членов экипажа", - рассказал "РГ" и.о. руководителя Сибирского авиационного поисково-спасательного центра Владимир Плотников. Благодаря сигналу телефона поисковая группа с вертолета обнаружила останки Ан-2 в горах Кузнецкого Алатау. Рассматривается несколько версий случившегося: плохая погода, ошибка пилотирования и отказ техники. "По предварительным данным, воздушное судно на полной скорости могло влететь в гору", - сообщил "РГ" директор краснодарского предприятия, которому принадлежит рухнувший самолет, Игорь Жижко. Разбившийся самолет находился в эксплуатации с 1979 года.

Комментарий

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, глава комиссии Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора, член Общественного совета Росавиации:

- Авиакатастрофы с самолетами частной авиации - это позор. Уже длительное время наша транспортная авиация работает без катастроф, выполняя тысячи полетов с миллионами пассажиров на борту. А что здесь? Рост числа происшествий с малой авиацией, в том числе частной, растет. Всего с начала года произошло уже свыше пятнадцати таких ЧП.

Могут сказать, что всему виной старый самолет. Но для любого профессионала это не аргумент, если самолет не выработал свой ресурс. Другое дело, как проходило техническое обслуживание машины, кто за ним следил... За частным случаем в который раз следуют далеко не частные выводы. Все виды авиации, независимо от того, большая она или малая, должны регулироваться, как положено. Как того требует Воздушный кодекс и международные правила. Мы говорим об этом каждый раз, когда случается катастрофа и гибнут люди. Но проблема остается. Вывод? Это вопросы системные. И решать их надо системно.

Мне, например, не понятно, почему полет выполнялся без сопровождения диспетчера? Это что еще за "особые условия"? Опять можно говорить: сплошная партизанщина. Сплошное нарушение всех правил, всех законов. Как не вспомнить недавнюю чудовищную катастрофу над Истринским водохранилищем, когда столкнулись вертолет и легкомоторный самолет? Все тогда кивали и кивают на Росавиацию, на Ространснадзор, - нет, по федеральным законам главным регулятором гражданской авиации является минтранс. Недостатки в правовом поле авиации общего назначения - этим занимается исключительно министерство. Росавиация является агентством, которое не имеет полномочий готовить проекты законов, федеральных авиационных правил и так далее. Ространснадзор - тем более. У него другие функции, надзорные.

Малую авиацию надо развивать. Ее нельзя давить ни в коем случае, нельзя ликвидировать. В США 250 тысяч летательных аппаратов принадлежит АОН. У нас официально - около двух тысяч. На Западе в бюджет идут миллиарды от работы "частников". А у нас - тишина. Надо отдать должное: со стороны регулятора сделан огромный прорыв. Я имею в виду, что отменено правило, которое диктовало обязательное получение разрешения на полет авиации общего назначения. Был введен уведомительный порядок. Но дальше паровоз не пошел! Чтобы летать по правилам, нужно иметь зарегистрированное воздушное судно, действующее пилотское свидетельство, владеть метео- и аэронавигационной информацией. Да, создана Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения. Очень серьезный шаг. Но где результат? Его пока нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка