О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Звезда быстрого реагирования

На ульяновском самолетостроительном заводе "Авиастар-СП" реформируется система управления производством с целью превращения предприятия в "завод быстрого реагирования", умеющий оперативно встраиваться в новые проекты и программы

На ульяновском самолетостроительном заводе "Авиастар-СП" реформируется система управления производством с целью превращения предприятия в "завод быстрого реагирования", умеющий оперативно встраиваться в новые проекты и программы, быстро адаптироваться к новым заказам. Предприятие намерено с существующих сегодня десяти уровней принятия решений довести количество ступеней до четырех. По мнению экспертов, забюрократизированность - одна из серьезных проблем предприятий авиапрома, и решение такой задачи назрело давно.

В минувшую пятницу управляющий директор ульяновского самолетостроительного завода АО "Авиастар-СП" Андрей Капустин заявил о введении на предприятии новой системы управления. По его словам, в речь идет о "давно назревшем" реформировании управленческой структуры предприятия, при котором будет сокращено количество уровней управления. "ОАК ставит перед нами задачу через три года превратить "Авиастар-СП" в завод быстрого реагирования. Чтобы он мог оперативно встраиваться в новые программы и проекты", - заявил управляющий директор.

Как пояснил господин Капустин "Ъ", поскольку "Авиастар-СП" является "одним из самых больших и самых современных в России предприятий полного цикла", "ему судьбой назначено быстро адаптироваться к новым программам и задачам". По его словам, любая новая программа правительства страны или ОАК "чуть ли не автоматически предусматривает включение в нее "Авиастара" как минимум в кооперации", за последние несколько завод был включен сразу в несколько крупных программ (строительство различных модификаций самолета Ту‑204, строительство самолетов Ил‑76 МД‑90 А по гособоронзаказу и его модификаций, монтаж интерьера для SSJ 100, производство панелей, дверей и люков, хвостового отсека и хвостового оперения для МС‑21, модернизация самолетов Ан‑124-100 "Руслан" и т. д. - всего порядка восьми авиационных программ. - "Ъ"), "а сам при этом остался таким, каким был в девяностых-двухтысячных: с недостаточными гибкостью и возможностями оперативного реагирования на потребности рынка и заказчиков". Управляющий директор отметил, что пока "Авиастар" - это громоздкая управленческая структура с десятью уровнями принятия решений и прохождения информации ("дирекция - управление - отдел - бюро - группа - направление, и т. д., и везде свои начальники"). По его мнению, при таком количестве уровней, как в "глухом телефоне", обязательно идет искажение информации, "и нередко, когда решение доходит до исполнителя, оно уже в далеко не в том виде, каким было на начальном этапе. Кроме того, такое количество уровней ведет к гигантским потерям времени. "Задача - чтобы любой новый заказ мы быстро встраивали в свою производственную программу", - сказал Андрей Капустин. По его словам, руководство завода само инициировало реформирование, "потому что сама жизнь заставляет делать это".

Руководство завода поставило перед собой задачу в ходе реализации программы оптимизации оргструктуры уменьшить количество ступеней на первом этапе с десяти до восьми, а в горизонте двух-трех лет - до четырех уровней. "Сокращение даже двух уровней управления уже даст повышение информированности и оперативности на 20 процентов", - отметил Андрей Капустин. Всего, по его словам, предполагается сократить около 30 управленческих должностей, причем сами управленцы будут переведены по профилю в другие подразделения или выйдут на пенсию.

Конкретное количество исключаемых "лишних" структурных единиц не озвучивается - это будет определяться индивидуально по каждому подразделению. "У нас задача сокращения уровней управления, а не подразделений. Анализируем все бизнес-процессы, исключаем дублирование, перераспределяем права, обязанности и ответственность, снимая их с тех, для кого они излишние", - поясняет первый заместитель управляющего директора Василий Донцов. Кроме того, по его словам, готовится переход на проектную структуру управления (сегодня - функциональная структура), когда персонал распределяется по программам, а директорам программ предоставляется больший объем прав и обязанностей.

Экономический эффект реформирования оргструктуры не просчитывался. Как отмечают в руководстве предприятия, "его и невозможно просчитать, а исключение 30 должностей в общем эффекте ничего не значит". В то же время, по словам господина Донцова, оптимизация управления "позволит заводу выполнить взятые на себя обязательства по всем программам" (ранее на "Авиастаре-СП" отмечали, что стоимость контракта по гособоронзаказу не окупает всех затрат на производство Ил‑76 МД‑90 А. - "Ъ").

Совет директоров "Авиастара-СП" (он фактически полностью подконтролен ОАК) уже утвердил программу оптимизации, ее реализация начнется сразу же, как только будут получены официальные документы. Срок реализации программы - два-три года. "Мы выстраиваем предприятие так, чтобы за этот период оно стало передовым российским заводом полного цикла", - подчеркнул управляющий директор.

Получить комментарий ОАК в понедельник не удалось.

По мнению гендиректора компании "Инфомост-Консалтинг" Бориса Рыбака, "один из недостатков нашей авиационной промышленности - это чудовищная забюрократизированность, очень медленное принятие решений или вообще их непринятие, чудовищные накладные расходы по управленческому аппарату, несоизмеримые с мировой практикой и объемами выпускаемой продукции". "И то, что пытаются сделать, - очень здраво. Получится ли - не знаю, но если удастся, это будет очень даже хорошо", - заметил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка