О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сергей Сюкасев: "интенсивность полетов в уральском регионе соответствует общей ситуации, сложившейся в последние годы в стране"

Сергей Сюкасев окончил Рижское летное техническое училище, Академию гражданской авиации и Московскую юридическую академию. С 1977 по 2000 годы работал в ГУДП "Комиаэронавигация", где прошел трудовой путь от диспетчера до руководителя полетов

Сергей Ефимович Сюкасев окончил Рижское летное техническое училище, Академию гражданской авиации и Московскую юридическую академию. С 1977 по 2000 годы работал в ГУДП "Комиаэронавигация", где прошел трудовой путь от диспетчера до руководителя полетов. Затем перешел в ГУДП "Аэронавигация Урала". С сентября 2003 года является директором филиала "Аэронавигация Урала" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".

- Сергей Ефимович, что изменилось за последние 2-3 года в небе Урала, какова сегодня воздушная обстановка в небе центральной части России? Как она сравнима с соседними регионами страны?

- Интенсивность полетов в Уральском регионе соответствует общей ситуации сложившейся в последние годы в Российской Федерации. К сожалению и в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года произошло незначительное (-1,2%), но все же снижение общего числа выполненных полетов воздушных судов по маршрутам обслуживания воздушного движения. Особенностью Екатеринбургской зоны Единой системы является то, что около 30% обслуженных полетов по маршрутам ОВД - это транзитные полеты иностранных авиакомпаний через воздушное пространство Российской Федерации. В целом же, если сравнить количество полетов по маршрутам ОВД с другими зонами Единой системы - то мы находимся на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга.

- Как известно, Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" продлена на 5 лет? Насколько она коснулась Аэронавигации Урала и будет ли прок от ее продления?

- Данная Федеральная программа являлась и является главным инструментом перевооружения всей Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе и нашего филиала новыми техническими средствами для обслуживания воздушного движения. Ее не просто формально продлили, а наполнили новыми проектами. Федеральная целевая программа "Модернизация единой системы организации воздушного движения" позволит осуществить главный проект филиала "Аэронавигация Урала" - строительство и оснащение автоматизированной системой организации воздушного движения Екатеринбургского укрупненного центра. Строительство данного объекта начнется уже в этом году, а ввод в эксплуатацию планируется в 2018 году.

- Совершенствование материальной базы не имеет предела. Что на данный момент вам в первую очередь надо модернизировать, поменять? Какие для этого есть возможности?

- Модернизация предусматривает переоснащение всего спектра радиотехнического оборудования обеспечения полетов и авиационной электросвязи. В филиале "Аэронавигация Урала" на смену отслужившим свой технический ресурс радиолокаторам пришли современные трассовые радиолокационные комплексы нового поколения "Сопка-2" (аэродромы Екатеринбург, Киров), моноимпульсные вторичные радиолокаторы "Аврора" (аэродром Екатеринбург), "Крона-М" (аэродром Челябинск), аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-А10" (аэродром Екатеринбург).

Проводится переоснащение радиолокационных систем посадки СП-80, СП-90 на ILS 2700, ILS 734. В пяти Центрах ОВД филиала введены в эксплуатацию локальные контрольно-корректирующие станции ЛККС-А, обеспечивающие навигацию и посадку воздушных судов с использование спутниковых навигационных систем. Проводятся предварительные работы по оснащению средствами, которых в настоящее время нет в филиале - это радиолокационная станция обзора летного поля и аэродромная многопозиционная система наблюдения в аэропорту Екатеринбург. Важным элементом является модернизация существующих комплексов средств автоматизации управления воздушным движением "Альфа", комплексов средств автоматизации планирования воздушным движением "Планета", диспетчерских тренажеров. Все вышеперечисленные мероприятия позволят обеспечить заданный уровень безопасности при обслуживании воздушного движения в зоне ответственности нашего филиала.

- Как вообще чувствует себя филиал после того, как малая авиация получила новую степень свободы? Для вашего региона это актуально?

- Новой тенденцией, которую мы отмечаем в последние 2-3 года, является все более массовое использование беспилотных воздушных судов. То, что еще несколько лет назад казалось экзотикой, сейчас является реальностью. Ежедневно в небо Урала поднимаются десятки беспилотных воздушных судов в целях обороны, общественной и государственной безопасности, экономики и удовлетворения личных потребностей граждан.

По мнению ИКАО беспилотные воздушные системы в обозримом будущем не будут интегрироваться в гражданскую систему ОрВД, тем не менее, их полеты могут допускаться в сегрегированном воздушном пространстве. Массовое использование БВС не должно увеличивать рисков для других воздушных судов или третьих лиц и не должно препятствовать доступу в воздушное пространство или ограничивать его. Но уже сейчас мы отмечаем наличие конкурирующих интересов между беспилотными и пилотируемыми воздушными судами, что делает организацию воздушного пространства достаточно сложным процессом, в котором от нас требуется в равной степени сбалансировать интересы различных пользователей воздушного пространства.

Принятый 3 июля 2016 года Федеральный закон №291-ФЗ о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации установил обязанность учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации.

В результате принятия закона, значительное число владельцев беспилотных воздушных судов, ранее считавших, что на них не распространяется воздушное законодательство в части использования воздушного пространства, начали обращаться в оперативные органы Единой системы с представлениями на установление временных или местных режимов. С учетом массового характера использования БВС как частными лицами, так и общественными организациями (в первую очередь авиамоделистами) можно сделать вывод, что в ближайшее время необходимость устанавливаемых запретов и ограничений в воздушном пространстве Российской Федерации в целях обеспечения указанной деятельности, возрастет как минимум на порядок. Действующие сегодня в части применения БВС нормативные документы не позволяют достигнуть эффективности использования воздушного пространства с учетом фактических потребностей и при возможности, избегая постоянной сегрегации воздушного пространства, не регулирует полеты БВС над населенными пунктами. Формально - даже ребенок, запускающий во дворе модель летательного аппарата, должен это делать только после получения разрешения на использование воздушного пространства от оперативных органов Единой системы ОрВД. В Российской Федерации принят хороший документ - ГОСТ Р 56122-2014 Беспилотные авиационные системы. Общие требования. А наше воздушное законодательство по вопросам использования воздушного пространства этой категорией пользователей сегодня отстает от темпов роста беспилотной авиации в нашей стране, и регулирование этой деятельности требует, на наш взгляд, уже сейчас принятия отдельного нормативного правого акта.

Пользуясь возможностями средств массовой информации, хочу обратить внимание читателей еще на одну проблему, с которой столкнулись мы в последнее время - это доклады экипажей об их ослеплении лазерами. В 2015 году в филиале зарегистрировано 7 таких случаев. Если раньше такие факты фиксировались экипажами при заходе на посадку, то в прошлом году диспетчеру Магнитогорского центра ОВД поступил доклад от экипажа авиакомпании CATHAY PACIFIC AIRWAYS LTD (Гонконг) на эшелоне 310 (9450 метров). К сожалению, такие факты происходят все чаще из-за непонимания нашими гражданами биоэффекта лазерного луча и его влияния на безопасность полетов, а ведь именно возможность резкого нарушения зрительного восприятия и свойство лазерных лучей вызывать поражение глаз представляют угрозу безопасности полетов. А облучение лазером экипажа в критических фазах полета (особенно при выполнении процедур, требующих разворотов в стабилизированных условиях) может вызвать потерю ситуационной ориентации.

- В ближайшее время предполагается больше уделяться внимания развитию региональной авиации. Насколько вы к этому готовы?

- Вопросу развития региональной и малой (местной) авиации внимание уделялось и в прошлые годы.

Старый парк машин, исчезающая инфраструктура, низкий спрос и жесткая конкуренция с наземным транспортом - именно эти причины не позволили быстро оживить региональные перевозки в России даже тогда, когда пассажиропоток отечественных авиакомпаний рос. И, тем не менее, перевозчики пока остаются на региональных маршрутах. И даже строят планы по расширению бизнеса. Правительством Российской Федерации в 2010 году и последующие годы были приняты меры по оживлению и стимулированию развития региональной авиации:
  • постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242 "О предоставлении субсидий из Федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации";
  • постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 623 "Об утверждении Правил предоставления субсидий компаниям - производителям воздушных судов для местных и региональных воздушных линий на компенсацию части затрат на сертификацию таких воздушных судов, а также на компенсацию части затрат на реализацию проектов по подготовке и сертификации производства воздушных судов для местных и региональных воздушных линий".
Например: в 2015 году в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении выполнялись субсидированные перелеты из аэропортов, расположенных в границах филиала Екатеринбург, Киров, Курган и Челябинск. В этом году перечень субсидируемых маршрутов в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 из Уральского региона выглядит следующим образом:

АвиакомпанияНаименование узлового аэропортаНаименование аэропорта назначения (отправления)Период выполнения полетовЧастота полетов в неделю
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургБелгород11.01.2016-31.12.20162
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургВолгоград11.01.2016-31.12.20162
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургКазань11.01.2016-31.12.2016
31.10.2016-31.12.2016
2
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургКазань11.01.2016-31.12.2016
31.10.2016-31.12.2016
3
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургЛипецк11.01.2016-31.12.20162
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургНадым11.01.2016-31.12.20162
ОАО "Авиакомпания
"Таймыр"
ЕкатеринбургНижневартовск01.01.2016-26.03.2016
30.10.2016-31.12.2016
2
ОАО "Авиакомпания
"Таймыр"
ЕкатеринбургНижневартовск27.03.2016-29.10.20163
ОАО "Авиакомпания
"Таймыр"
ЕкатеринбургНижний Новгород11.01.2016-03.04.2016
31.10.2016-31.12.2016
3
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургНовый Уренгой11.01.2016-03.04.2016
31.10.2016-31.12.2016
3
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургНовый Уренгой04.04.2016-30.10.20161
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургНоябрьск11.01.2016-31.12.20163
ОАО "Авиакомпания
"Таймыр"
ЕкатеринбургОмск01.01.2016-31.12.20162
АО "Комиавиатранс"ЕкатеринбургСыктывкар01.01.2016-31.03.20162
АО "Комиавиатранс"ЕкатеринбургСыктывкар01.04.2016-31.12.20163
ЗАО Авиационная компания "РусЛайн"ЕкатеринбургТомск02.05.2016-31.12.20163
ГУП Оренбургской
области "Аэропорт
Оренбург"
ЕкатеринбургПермь09.01.2016-31.12.20164
ГУП Оренбургской
области "Аэропорт
Оренбург"
ЕкатеринбургУрай09.01.2016-31.12.20163
АО "Комиавиатранс"ПермьСыктывкар01.01.2016-31.03.20161
АО "Комиавиатранс"ПермьСыктывкар01.04.2016-31.12.20163
АО "ЮВТ АЭРО"ПермьХанты-Мансийск01.01.2016-31.12.20162

Вопрос развития региональных перевозок - это вопрос взаимодействия не только авиапредприятий между собой, но и их взаимодействия с органами местной власти, с субъектами федерации. Ряд руководителей муниципалитетов, отдельных регионов, готовы выделять совместно с бизнесом средства для развития региональных авиаперевозок. Для примера, губернатор Пермского края в феврале 2016 года обратился в Минтранс России по вопросу восстановления деятельности аэропорта "Березники". ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", в том числе наш филиал, участвовали в подготовке предложений по необходимому оснащению аэродрома средствами навигации и посадки и организации обслуживания воздушного движения на аэродроме.

Филиал готов к росту региональных и местных перевозок. В границах ответственности филиала между региональными аэропортами установлены воздушные трассы, на которых мы расширили диапазон эксплуатируемых эшелонов полета с учетом возможностей воздушных судов региональной и малой авиации. При формировании авиакомпаниями новых направлений в региональной маршрутной сети филиал своевременно готовит предложения по открытию соответствующих воздушных трасс. Например, в июле 2016 года согласована в Уральском МТУ Росавиации и представлена для утверждения в Минтрансе России воздушная трасса, связывающая аэропорт Киров (Победилово) с аэропортом Пермь (Большое Савино).

Для обслуживания воздушного движения региональной, и особенно малой, авиации организована воздушная радиосвязь на малых высотах путем установления ретрансляторов радиосвязи. Ретрансляторы установлены в границах центров полетной информации Екатеринбург (в количестве 8 единиц), Киров (1), Пермь (5), Ижевск (2). Планируется установка ретрансляторов в границах местных диспетчерских пунктов Челябинск в 2016 году (3 единицы) и Магнитогорск в 2017 году (2 единицы).

Для повышения качества обслуживания воздушного движения, повышения безопасности полетов малой авиации планируется совершенствование инфраструктуры обслуживания воздушного движения в части оснащения объектов ЕС ОрВД аппаратурой автоматического зависимого наблюдения. Данная аппаратура установлена в 2012 году в Курганском Центре ОВД, в 2015 году в Екатеринбургском Центре ОВД. Аппаратурой автоматического зависимого наблюдения планируется оснастить центры полетной информации Пермь, Киров, Ижевск и местные диспетчерские пункты Челябинск, Магнитогорск до 2019 года.

Органы обслуживания воздушного движения Центров ОВД готовы к увеличению интенсивности воздушного движения в связи с планируемым ростом региональных авиационных перевозок. Пропускная способность аэродромных диспетчерских центров филиала значительно превышает фактическую интенсивность воздушного движения.

- А что из себя представляют региональные подразделения филиала? Их у вас семь?

- На сегодняшний день в состав филиала входят семь центров обслуживания воздушного движения: Екатеринбургский, Пермский, Челябинский, Курганский, Кировский, Ижевский, Магнитогорский. Центры ОВД территориально размещены в аэропортах Федерального значения: Кольцово (Екатеринбург), Большое Савино (Пермь), Баландино (Челябинск), Курган, Киров (Победилово), Ижевск, Магнитогорск.

Четыре аэродрома: Екатеринбург (Кольцово), Пермь (Большое Савино), Челябинск (Баландино), Магнитогорск - открыты для выполнения международных полетов.

В состав каждого Центра ОВД входят органы обслуживания воздушного движения, которые осуществляют свою деятельность по предоставлению аэронавигационного обслуживания в своей зоне ответственности.

Контролируемое филиалом воздушное пространство составляет 686,6 тысяч кв. километров. Центры ОВД осуществляют свою деятельность в воздушном пространстве следующих субъектов Российской Федерации: Удмуртской Республики, Пермского края, а также Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областей.

В состав филиала структурно входит оперативный орган Единой системы - ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург. Границы Екатеринбургского зонального центра географически перекрывают центральную часть Российской Федерации от южной до северной границы.

Общее количество обслуженных ВС в границах ответственности филиала за 2015 год составило 852766, из них международных 289013, внутренних 563753.

До 70% всего самолетопотока над территорией России между Европой и Азией проходит через зоны ответственности Центров ОВД.

Ежедневно специалистами Центров ОВД обслуживается более 2000 воздушных судов с использованием для этого порядка 100 различных объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Эта работа выполняется диспетчерским, инженерно-техническим и обслуживающим персоналом высокой профессиональной подготовки.

69% диспетчеров УВД имеют первый класс квалификации. Диспетчеры УВД, осуществляющие районное диспетчерское обслуживание на международных трассах, а также диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание на международных аэродромах имеют 4-й и 5-й (рабочий) уровень знаний английского языка по Шкале ИКАО.

- Сейчас проблема англоязычной подготовки диспетчеров в стране уже не так остра, тем не менее, поддерживать IV уровень приходится постоянно. Как налажен этот процесс в филиале?

- В целях поддержания и повышения уровня языковой компетенции специалистов ОВД проводятся дополнительные занятия по английскому языку с целью поддержания и повышения квалификации персонала ОВД в области языковой подготовки штатными специалистами языковой подготовки Центров ОВД в нерабочее время.

Также в Центрах ОВД для поддержания требуемой языковой компетенции организуются занятия по английскому языку в рамках профессиональной (технической) учебы в составе смены.

В Предприятии реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации персонала ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в сетевой форме с M.L.S. International College Ltd. (Великобритания), в которой участвуют и диспетчеры УВД филиала.

Совместная дополнительная профессиональная программа состоит из двух модулей: учебной программы по курсу "Авиационный английский язык в M.L.S. International College" и дополнительной профессиональной программы повышения квалификации Института аэронавигации "Авиационный английский язык (фразеология радиообмена для персонала ОВД ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", прошедшего обучение в M.L.S. International College, Борнмут, Великобритания)".

- Наверное, внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве, использование возможностей ГЛОНАСС становится или будет обычным делом? Тем не менее, этот процесс требует дополнительного внимания, дополнительных усилий?

- 17 ноября 2011 года персонал ОВД Центров ОВД филиала начал осуществлять обслуживание воздушного движения по новой системе вертикального эшелонирования. Любое совершенствование организации воздушного движения начинается с разработки плана мероприятий, так в филиале был реализован "План безопасного перехода на RVSM в Российской Федерации" в соответствии с которым:

  • - для обеспечения функционирования технических средств в условиях RVSM обновлено программное обеспечение Комплексов средств автоматизации УВД эксплуатируемых в Центрах ОВД;
  • внесены изменения в Технологии работы диспетчеров ОВД, соглашения о процедурах взаимодействия между Районными центрами ЕС ОрВД и смежными центрами ОВД РФ, а так же центрами ОВД республики Казахстан;
  • разработаны программы обучения специалистов ОВД и ПВД в условиях новой системы вертикального эшелонирования включая RVSM и проведено обучение персонала ОВД и ПВД в Центрах ОВД;
Аналогичные мероприятии проведены в филиале в целях выполнения требований постановления Правительства РФ от 08.07.2015 № 685 по переходу на новые нормы горизонтального эшелонирования.

Совершенствование организации воздушного движения это целенаправленный непрерывный процесс.

Ввод в эксплуатацию нового оборудования и его применение сопровождается дополнительным вниманием, дополнительными усилиями руководящего состава не только филиала, но и всего Предприятия (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"). Приведу один пример. Заход на посадку в дифференциальном режиме. Что это такое? Время прохождения сигналов от спутников до ВС имеют определенные временные задержки, что влияет на точность определения местоположения ВС. При осуществлении захода на посадку по категориям минимумов, определенных ИКАО, эти накопившиеся ошибки необходимо учесть. Для этого на земле специальное оборудование, по известным своим координатам и текущим координатам, определяемым по сигналам спутников, вычисляет разницу, т.е. определяет поправки в координаты для данного района и для текущего момента времени, и передает их на ВС. Метод корректировки спутникового сигнала получил название дифференциальный. Такое специальное оборудование разработано отечественными производителями и устанавливается на аэродромах, в т.ч. на аэродромах в границах ответственности филиала, и называется - Локальные контрольно-корректирующие станции (ЛККС). Самолетом-лабораторией проведен облет всех имеющихся в филиале ЛККС. Но использовать их без системы мониторинга, регистрации входных, выходных данных и их хранения в соответствии с нормативными правовыми актами нельзя. Для решения этих задач установлено оборудования регионального центра мониторинга, с которым организованы каналы связи со всеми работающими станциями ЛККС. И это еще не все. Необходимо весь диспетчерский персонал обучить применению нового оборудования. Все это требует времени, денежных затрат и внимания руководства. Внедрение такого оборудования позволит снять с эксплуатации дорогостоящее в содержании оборудование инструментальной посадки типа ИЛС. Но готовы ли к этому авиакомпании? Большая часть самолетов пока не имеет бортового оборудования для использования дифференциального метода корректировки сигналов спутников. Содержание одновременно двух систем посадки, наземного и спутникового базирования, будет для предприятия большим бременем.

- С кадрами сейчас в целом в Аэронавигации проблем нет. А у вас? Велик ли приток молодых специалистов, какова их подготовка. Довольны ли диспетчеры оценкой их труда, степенью социальной заботы со стороны предприятия?

- Существует неоспоримое утверждение, что "кадры решают все"! Постоянная, кропотливая работа по подбору, подготовке, воспитанию и продвижению вверх по профессиональной лестнице наиболее "продвинутых" сотрудников - главная задача руководящего состава филиала "Аэронавигация Урала". Особенности производственного процесса в нашей сфере деятельности накладывают строгие, я бы сказал жесткие требования, к персоналу по уровню подготовки, здоровью и другим профессионально важным качествам. Подбор коллектива сотрудников, соответствующих этим требованиям, идет постоянно. И утверждать, что в нашей отрасли нет проблем с кадрами, я бы не стал. Несмотря на то, что мы ежегодно принимаем в свои ряды 8-10 выпускников учебных заведений, тенденцию старения коллективов преодолеть пока не удается. На сегодняшний день сотрудников филиала в возрасте свыше 50 лет составляет 52%. Есть над чем работать, и самоуспокоенности по этому вопросу нет.

В филиале проводится активная и постоянная профориентационная работа с учащимися и выпускниками средних общеобразовательных школ по основным специальностям филиала: ОВД и ЭРТОС. Проводятся "Дни открытых дверей", распространяются проспекты о деятельности данных профессий. Филиал ежегодно отбирает на конкурсной основе и направляет на целевое обучение выпускников школ, показавших наилучшие результаты ЕГЭ. В соответствии с заключенными с ними договорами студенты (курсанты) получают дополнительные социальные гарантии на протяжении всего обучения (доплата к стипендии, оплата проезда от учебного заведения до места прохождения преддипломной практики, гарантия трудоустройства после окончания учебного заведения).

Так, на сегодня по договорам с филиалом в вузах гражданской авиации обучаются 26 студентов; закончили обучение в 2016 году 8 выпускников.

Довольны ли диспетчеры оценкой их труда? Я надеюсь, что довольны. Оплата труда индексируется ежегодно не менее чем на процент инфляции по стране, про наш социальный пакет уже общеизвестно. У нас в предприятии продолжает действовать жилищная программа, которая распространяется, в том числе, и на молодых специалистов. Труд всех категорий работников филиала, считаю, достойно оценивается со стороны предприятия, а достигнутые социальные гарантии мы сохранили и продлили их действие до апреля 2019 года на условиях коллективного договора....
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный флот». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка