О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не опоздать бы…

Весной 2015 года в журнале "АвиаСоюз" №2 2015 г. была опубликована статья автора этих строк "Хватит догонять"

Весной 2015 года в журнале "АвиаСоюз" №2 2015 г. была опубликована статья автора этих строк "Хватит догонять". В ней, помимо других вопросов, связанных с отечественным авиастроением, говорилось о проекте самолета Ту-136, который использует в качестве энергоносителя сжиженный природный газ (СПГ).

Изменилось ли что-либо за год? Казалось бы, нет. Проект как был "заморожен", так и остался. Однако изменилась внешняя обстановка, и довольно существенно.

Что крайне важно, так это прошедшее в мае 2016 г. совещание по вопросам развития авиастроения, на котором Президент Российской Федерации особое внимание уделил созданию отечественного пассажирского регионального самолета вместимостью 50-60 человек, в первую очередь, для районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Учитывая планы газификации этого обширнейшего по площади региона, постоянно растущую стоимость привозного (особенно в Заполярье) традиционного авиатоплива, возрождение проекта самолета Ту-136 на СПГ может стать актуальным. К тому же стоит также учитывать экологические проблемы, так как "парниковый эффект" при использовании СПГ значительно ниже по сравнению с нефтяным топливом.

Сегодня уместно напомнить о заключении ЦАГИ на техническое предложение по "криоплану"
Ту-136 (письмо от 31.11.01 г. № 02-1С-83), в котором отмечается: "ЦАГИ считает инициативу ОАО "Туполев" по созданию нового регионального многоцелевого самолета Ту-136 с использованием криогенного топлива актуальной и перспективной".

Отдаю себе отчет, что могут найтись скептики, несогласные с таким мнением. Они, возможно, считают, по меньшей мере, его преждевременным и требующим, в случае его реализации, определенных материальных затрат на освоение новой в авиастроении технологии ради сравнительно небольшого количества необходимых для нашей страны самолетов.

Давайте попробуем оценить меняющуюся с каждым годом внешнюю обстановку. Ведь авиационного керосина (имея в виду нефть) становится все меньше и меньше, при этом, он все дороже и дороже. А каковы запасы газа у матушки-природы?

Запасы природного газа (трлн куб.м)

Иран33,6
Россия32,9
США8,5
Саудовская Аравия8,23
Эмираты6,09
Венесуэла5,56
Нигерия5,15
Алжир4,5
Катар3,59
Китай3,3

Понятно, почему в свое время (конец 80-х гг. прошлого столетия), когда появился наш экспериментальный самолет Ту-155 на СПГ (МосАэрошоу, Ницца, Прага), им весьма заинтересовались многие страны, в т. ч. Китай, Япония, Австралия…

Ныне Китай развивает внутренние региональные авиаперевозки. Лишний раз напоминать о газотрубопроводе не буду. Австралия с Новой Зеландией "опекают" Океанию с бесчисленным количеством вулканических (!) островов и несметным числом людей, которые регулярно общаются, не переправляясь по морю на джонках, но летая на самолетах.

Недавно промелькнуло сообщение о том, что Саудовская Аравия решила стать на промышленные рельсы и, учитывая свои немалые финансовые возможности, а также деловые связи, развивать производство на основе нанотехнологий.

Вот и возникает вопрос, а не предложить ли этим (а возможно, и другим) странам совместную разработку и, главное, производство и продажу газового криоплана на основе Ту-136? А то ведь кто-нибудь перехватит это направление. Не опоздать бы…...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка