О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Импортозамещение "по-климовски"

Если выстрел, состоящий из снаряда и заряда, определяет калибр и облик орудия, то авиационный двигатель определяет облик и летные характеристики самолета

Если выстрел, состоящий из снаряда и заряда, определяет калибр и облик орудия, то авиационный двигатель определяет облик и летные характеристики самолета.

Легендарный Ан-24, один из самых массовых самолетов, уходит в историю, так как его эксплуатационный ресурс не бесконечен. Востребованность этой крылатой машины обусловлена ее универсальностью и неприхотливостью. Самолет может садиться на любые ВПП, в том числе грунтовые. В пассажирском варианте Ан-24 перевозит до 52 пассажиров на дальность до 2000 километров, в транспортном варианте доставляет до 6 тонн различных грузов. Военные используют его для аэрофотосъемки и обновления топографических карт. Этот самолет до сих пор можно встретить в разных уголках нашей планеты. Советская авиапромышленность выпустила свыше 3300 экземпляров различных модификаций: Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-34. Наш партнер по ШОС - Китайская народная республика, наладила производство аналога Ан-24 под названием Xian Y-7 и выпускает его с 1989 года в различных модификациях.

Как известно, Ан-24 в свое время заменил самолеты Ил-12 и Ил-14. Сегодня ситуация повторяется в зеркальном отражении: новый российский самолет Ил-112В идет на смену семейству Ан-24.

У проекта Ил-112В непростая судьба. Создание нового легкого транспортника было начато еще в середине 1990-х годов, в 2004 году проект выиграл конкурс Министерства обороны РФ, предполагался запуск серийного производства с 2006 года. Финансирование проекта предусмотрено Государственной программой вооружения на период 2011-2020 годов, было заложено в годовых планах Гособоронзаказа до 2015 года. Однако в мае 2011 года Минобороны РФ неожиданно приняло решение о приобретении самолетов Ан-140 в грузовой модификации и отказалась от закупок Ил-112.

Благодаря усилиям генерального конструктора ОАО "Ил" Виктора Ливанова и предложениям Главного командования ВВС РФ в 2013 году Министр обороны РФ С.К. Шойгу принял решение о возобновлении проекта Ил-112. Последующие события на Украине, разрыв кооперации с КБ им. Антонова и двигателистами "Мотор Сич" убедительно подтвердили правильность принятого решения.

Финишная сборка самолета Ил-112 предусматривается на Воронежском авиазаводе (ПАО "ВАСО"), готовым к выполнению заданий. Однако пришлось срочно решать проблему по выбору двигателя. Дело в том, что первоначально двигатели должны были производить на запорожском предприятии "Мотор Сич", который в советское время выпускал изделия АИ-24 для всех модификаций Ан-24. Но с 2014 года в силу политических событий на Украине кооперация "советского" образца рухнула, и пришлось создавать собственное производство двигателей. Экономические санкции, введенные против России рядом западных стран, лишь подтвердили верность опоры на собственные возможности.

Объединенной двигателестроительной корпорацией (АО "ОДК", входит в госкорпорацию "Ростех") уже выбрана производственная площадка для изготовления опытных двигателей ТВ7-117СТ - новый конструкторско-производственный комплекс (КПК) АО "Климов" в Шувалово на севере Санкт-Петербурга, который был открыт 20 октября 2014 года. Этот комплекс объединил современное конструкторское бюро, цеха для серийного производства двигателей, испытательную базу и службу сервиса. Общая площадь КПК составляет около 50 тыс.кв.м.

АО "ОДК" в 2015 году обеспечила постановку на производство в РФ (на базе АО "Климов") полностью российского двигателя ВК-2500 для большинства вертолетов типа "Ми" и "Ка". Ранее в страну поставлялись двигатели, производившиеся на Украине. ВК-2500 - это дальнейшее развитие двигателя ТВ3-117, в сравнении с ним это - более современный, более технологичный двигатель. Преимуществами ВК-2500 являются высокая топливная экономичность, повышенные мощностные характеристики, применение современной системы автоматического управления.

С целью организации производства в России ВК-2500 в соответствии с поручениями Минпромторга РФ и Минобороны РФ была организована широкая производственная кооперация предприятий ОДК, в том числе, на территории АО "Климов" под Санкт-Петербургом завершено строительство нового конструкторско-производственного комплекса по вертолетным двигателям. Состав кооперации на сегодня полностью сформирован. Если говорить о боевых вертолетах, поставляемых в рамках гособоронзаказа, то уже сегодня все они оснащаются российскими ВК-2500.

"У двигателей семейства ТВ7-117 - сложная судьба, которая во многом отражает новейшую историю отечественного авиационного двигателестроения, - отмечает исполнительный директор АО "Климов" Александр Ватагин. - Первые самолетные модификации проектировались в годы отраслевого кризиса, практически на одном энтузиазме разработчиков. Сегодня, когда созданы благоприятные условия для развития отечественной науки, технологий и производства, мы можем с еще большей отдачей использовать наш опыт. Это наглядно подтверждает успех Объединенной двигателестроительной корпорации в реализации проекта ТВ7-117В для новейшего отечественного вертолета Ми-38. Уверен, что и ТВ7-117СТ для Ил-112В станет образцом передовой конструкторской мысли и эффективной производственной кооперации".
Новый двигатель ТВ7-117 может выпускаться в следующих модификациях:
- ТВ7-117СМ для самолета Ил-114;
- ТВ7-117В для вертолета Ми-38;
- ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В.

Семейство двигателей ТВ7-117 имеет все признаки унификации базовой конструкции, что является ключевым моментом в выполнении требований Государственной программы вооружений, обозначенным как "создание образцов вооружений и военной техники на единой технической платформе". АО "Климов" в кооперации с АО "НПЦ газотурбостроения "Салют", ММП им. В.В. Чернышева и УМПО (Уфа) создает двигатели на единой платформе для вертолетов и самолетов, что в дальнейшем упростит их эксплуатацию. Это, бесспорно, дает не только экономические преимущества, но и служит примером грамотного выполнения программ импортозамещения в высокотехнологичной сфере.

За "Салютом" закреплено изготовление четырех узлов ТВ7-117СТ: центрального привода, редуктора, верхней и нижней коробок приводов. В настоящее время уже полностью изготовлен центральный привод двигателя и продолжается производство остальных комплектующих. На "ММП имени В.В. Чернышева" будут производиться узлы турбокомпрессора и свободной турбины - технически наиболее сложные части двигателя.

15 сентября 2016 года АО "Климов" приступил к испытаниям двигателя ТВ7-117СТ, продемонстрировав приглашенным гостям и СМИ его запуск на новом испытательном стенде, оснащенным современным контрольно-измерительным оборудованием. Возможности стенда позволяют испытывать вертолетные и самолетные двигатели с винтом и мотогондолой, а также в сочетании с элементами конструкции самолета (крыло и фюзеляж). Ввод в эксплуатацию этого стенда стал праздником для коллектива завода, руководства концерна, представителей властей города Санкт-Петербурга и области.

"Запуск испытаний ТВ7-117СТ - значимое событие не только для отечественной двигателестроительной отрасли, но и для всей авиационной промышленности, - сказал на торжестве генеральный директор АО "ОДК" Александр Артюхов. - Новый двигатель по показателям мощности и экономичности, несомненно - один из лучших образцов в своем классе. Уверен, что сочетание технических характеристик ТВ7-117СТ с передовыми решениями, заложенными в Ил-112В, сделает самолет достойной транспортной платформой для ВКС России".

Действительно ТВ7-117СТ обладает высокими показателями по мощности и экономичности. Так, мощность на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме - 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час. Он мощнее, легче и экономичнее украинского АИ-24.

Конечно, после стендовых последуют летные испытания на Ил-112В, первые образцы которого будут поступать в ВКС РФ после 2018 года.

Самолет Ил-112В действительно нужен нашим ВКС, как транспортник, обеспечивающий не только логистику грузов военного назначения, но и боевую подготовку, боевые действия подразделений ВДВ, и, возможно, Росгвардии. Конструкция самолета позволяет обеспечивать как десантные, так и аэромобильные операции.

Развитие систем ПВО и РЭБ фактически поставили под сомнение возможность и необходимость проведения масштабных воздушно-десантных операций. Как показывает опыт современных боевых действий, будущее за компактными мобильными десантными формированиями, которые могут оперативно решать задачи в тылу противника, добираясь по воздуху до площадок десантирования различными маршрутами, используя методы как парашютного, так и посадочного десантирования, в зависимости от обстановки. В состав таких формирований может входить легкобронированная техника, ЗРК ПВО на шасси БМД или боевой роботизированный комплекс. Стоит отметить, что возможности транспортного авиационного комплекса будут во многом определять тактику боевых действий парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательно-десантных подразделений. Поэтому Ил-112В, оснащенный двигателями ТВ7-117СТ, должен полностью отвечать требованиям военных по летным и эксплуатационным параметрам.

Работа коллективам предприятий АО "Климов", АО "НПЦ газотурбостроения "Салют", ММП им. В.В. Чернышева и УМПО (Уфа) предстоит масштабная. Побьет ли Ил-112В рекорд Ан-24 по количеству выпущенных самолетов, покажет время, но то, что этот самолет и двигатели ТВ7-117СТ будут лучшими - сомнений нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Арсенал Отечества». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка