О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МиГи летят покорять Индию

Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" предложит минобороны Индии новейший истребитель МиГ-35 для участия в конкурсе на поставку средних истребителей, который Нью-Дели планирует объявить в ближайшее время

Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" предложит минобороны Индии новейший истребитель МиГ-35 для участия в конкурсе на поставку средних истребителей, который Нью-Дели планирует объявить в ближайшее время. Ранее индийская сторона в 2015 году отвергла "тридцать пятые", отдав предпочтение французским Rafale. В этот раз ВВС Индии устраивают тендер, планируя заменить более 200 самолетов МиГ-21 и МиГ-27.

Помимо РСК "МиГ", приглашения к участию в конкурсе получат шведская корпорация SAAB с самолетом Gripen NG и американская Lockheed Martin с "индийской" версией истребителя F-16. Главное требование к участникам - максимальная локализация производства истребителей на территории Индии.

- ОАК и РСК "МиГ" примут участие в предстоящем конкурсе ВВС Индии, - сообщили "Известиям" в авиастроительной корпорации. - Осталось дождаться официального технического задания от индийского правительства и получить приглашение. После этого мы подготовим и направим в Нью-Дели пакет документов с нашими предложениями.

В "Рособоронэкспорте" от комментариев воздержались. В минобороны Индии также не смогли оперативно прояснить ситуацию.

По данным "Известий", в настоящий момент Нью-Дели завершает формирование технического задания, которое в виде запроса предложений (Request for Proposals - RFP) будет направленно выбранным фирмам-участницам. Это и станет формальным стартом нового тендера. По информации от источников в военно-дипломатических кругах, еще летом этого года индийские представители обратились к России с просьбой описать возможную комплектацию истребителей МиГ-35, которую ОАК готов будет показать на тендере. По словам источника, российская сторона направила в Индию расширенный перечень оборудования и вооружений, в который вошли станции радиоэлектронной борьбы, подвесные оптико-электронные прицельные контейнеры, широкая номенклатура авиационных средств поражения, включая ракеты "воздух-воздух", "воздух-земля", высокоточные авиабомбы.

Как подчеркнул собеседник газеты, во многом комплект оборудования и вооружений аналогичен тому, что будет поставляться Египту с истребителями МиГ-29М.

Все участники будущего тендера встречались в 2000-2015 годах в рамках аналогичного конкурса за право поставить 126 истребителей на сумму $10 млрд. В ходе длительного тендера МиГ-35 обошел F-16IN и Gripen NG, но проиграл французскому Rafale. Впрочем, для Дели этот выбор стал пирровой победой. Из-за высокой цены Индия смогла купить не сотню, а всего 36 истребителей. Кроме того, заказчик так и не получил обещанных в ходе проведения тендера технологий и локализации производства Rafale на своих предприятиях.

Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов рассказал "Известиям", что объявление нового тендера можно истолковать как публичное признание Индии в том, что проблема обновления стремительно стареющего парка ВВС не решена.

- Фактически сейчас происходит раздвоение тендера 2000 года, - отметил Фролов. - Rafale куплен, но первые машины будут поставлены не ранее 2019 года. Собственный индийский истребитель Tejas, видимо, также не готов. И в ситуации массового списания истребителей МиГ-21 и МиГ-27 что-то нужно делать с авиапарком в экстренном порядке.

По словам специалиста, результат нового конкурса прогнозировать сложно - как и в прошлый раз он может длиться десятилетиями. Есть сложности и с приглашенными к участию машинами. Швеция готова делиться технологиями производства истребителей Gripen, но собственно шведского в нем не так уж и много. Основные комплектующие поставляют фирмы США и Европы, с которыми в итоге придется договариваться о локализации производства в третьей стране.

Другая проблема Gripen, как недавно сообщили шведские СМИ, состоит в том, что для производства новых истребителей компания SAAB вынуждена снимать детали с самолетов, стоящих на вооружении ВВС страны. По этому поводу в Швеции недавно разгорелся скандал, сутью которого стал вопрос: имеет ли смысл "каннибализировать" имеющийся парк истребителей для производства новых машин или лучше все-таки вложить деньги в разработку и производство более продвинутой модификации истребителя. Появление новой машины от Saab намечено на 2019 год, что, как и в случае с Rafale, не решает текущих проблем индийских ВВС.

- С американским F-16 проще, - уточняет Фролов. - Линия по его производству в США закрывается в 2017 году, и Вашингтон теоретически мог бы пойти на ее передачу Индии.

Однако на практике американцы еще никому и никогда не передавали технологий производства собственных вооружений и военной техники. Тем более что в составе бортового оборудования последних версий F-16 Blok 52/57 идет радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), считающийся в конструкции современных истребителей ключевым ноу-хау.

Глава Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что МиГ-35 - это единственный самолет, с которым у индийских военных не должно быть вопросов.

- Машина участвовала в прошлом тендере и показала отменные результаты, - говорит Иван Коновалов. - МиГ уступил французскому Rafale скорее по политическим, чем по техническим причинам. Формальной причиной выбора в пользу французского самолета стало то, что в рамках индийского законодательства индийские военные не могут покупать вооружения и военную технику только у одного поставщика. А на тот момент Россия уже заключила несколько крупных контрактов на поставку Индии Су-30МКИ и корабельных МиГ-29К/КУБ.

Как отмечает эксперт, Россия - единственная страна, готовая делиться с партнерами высокими технологиями.

- В свое время Советский Союз передал Индии производственную линию истребителей-бомбардировщиков МиГ-27, которые Нью-Дели как раз планирует заменить, - подчеркивает Коновалов. - Эти самолеты Индия продолжала выпускать даже тогда, когда их производство прекратилось в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка