О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Международный день авиадиспетчера

20 октября 1961 года в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров

20 октября 1961 года в Амстердаме (Нидерланды) была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers" Associations, IFATCA). Это событие явилось значимой вехой в истории развития воздушного транспорта и основанием для возникновения профессионального праздника, приуроченного к этой дате, — Международного дня авиадиспетчера (International Day of the Air Traffic Controller).

Безопасность пассажиров в небе зависит не только от пилотов, надежности самолета, технического персонала авиакомпании, но и от авиадиспетчеров. На представителей этой профессии возложена огромная ответственность. В истории авиации происходило немало авиакатастроф, причинами которых были неправильные действия авиадиспетчеров. От этих людей требуется не только совершенное владение профессиональными навыками, но и особая психологическая подготовка.

Авиадиспетчеры или диспетчеры управления воздушным движением (УВД) — специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях — оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется с момента запуска двигателя, перед взлетом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет "проводку" самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими диспетчерам других зон.

В крупных аэропортах функции, связанные с управлением взлетом, посадкой, маневрированием самолетов на земле разделены между разными диспетчерами.

Для успешного выполнения своей работы авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно‑технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка.

Организацию воздушного движения (ОрВД) в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляет ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". На предприятии введена система управления безопасностью полетов при ОрВД, что обеспечивает системный контроль показателей безопасности, выявление и устранение опасных факторов до того, как они приведут к авиационным происшествиям и инцидентам.

Обслуживание воздушного движения осуществляется оперативными органами, включающими в себя Главный центр Единой системы организации воздушного движения, семь зональных, 26 районных (из них 14 с правом планирования, координирования и выдачи разрешений на использование воздушного пространства) и три вспомогательных районных центра. Единая система организации воздушного движения РФ взаимодействует с 21 сопредельным государством, является частью мировой аэронавигационной системы и входит в региональную Европейскую систему.

Организация воздушного пространства позволяет осуществлять обслуживание воздушного движения на 891 воздушной трассе, проходящих над территорией РФ и открытыми водами, где ответственность за организацию ОВД возложена на Россию общей протяженностью свыше 697 тысяч километров.

Получить профессию авиационного диспетчера в России можно в специализированных высших и средних учебных заведениях — Санкт‑Петербургском государственном университете гражданской авиации и Авиационно‑транспортном колледже при этом университете; Московском государственном техническом университете гражданской авиации и Рыльском авиационном техническом колледже — филиале этого университета; Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации и Омском летно‑техническом колледже гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского — филиале этого училища.

Ведущим учебным центром дополнительного профессионального образования единой системы организации воздушного движения РФ является некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт аэронавигации", учрежденное ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в 2004 году.

В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения диспетчер УВД должен периодически подтверждать свою квалификацию: ежегодно (диспетчер УВД 3‑го класса), один раз в два года (диспетчер УВД 2‑го класса), один раз в три года (диспетчер УВД 1‑го класса).

Старшие диспетчеры, диспетчеры‑инструкторы, диспетчеры УВД должны один раз в три года проходить курсы повышения квалификации по специальности.

Обязательным требованием, предъявляемым в РФ к авиадиспетчеру в настоящее время, является знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского языка, должны проходить языковую аттестацию по английскому языку один раз в три ‑ шесть лет (в зависимости от уровня по шкале оценки языковых знаний).

Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно‑летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации, по результатам которой выдается заключение о профессиональной пригодности.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных, связанных с техникой и человеческими жизнями.

Диспетчер УВД ‑ это авиационный специалист высокой квалификации, обладающий разносторонней эрудицией и необходимыми для этой профессии психофизиологическими качествами, имеющий физическое здоровье, соответствующее установленным медицинским требованиям для летного и диспетчерского состава гражданской авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка