Lenta.Ru
26 октября 2016, 09:00
Готовьтесь к взлету
Согласно требованиям перевозчиков и международному авиационному законодательству, пилоты, управляющие гражданскими лайнерами, должны раз в полгода обновлять свои знания и навыки в специализированных центрах подготовки летного состава
Учебный центр расположен в непосредственной близости от стамбульского аэропорта имени Ататюрка, домашнего аэропорта Turkish Airlines. Здесь тренируется летный состав не только национального перевозчика Турции, но и других авиакомпаний: учебное оборудование недешево, и далеко не все авиакомпании могут его себе позволить.
Внутри треножника
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в учебный центр, - огромные многолапые существа, напоминающие боевых роботов из "Звездных войн" или треножники из "Войны миров". Эти монстры на стальных лапах с поршнями - авиатренажеры. В них пилоты оттачивают свои навыки и пытаются справиться с внештатными ситуациями.
Как только дверь в кабину захлопывается, а в руках оказывается штурвал, ощущение виртуальности мгновенно улетучивается и картинку перед глазами уже не воспринимаешь как изображение на мониторах. Я мгновенно превращаюсь в пилота огромного Boeing, которому в ближайшие минуты предстоит посадить самолет с сотней пассажиров на борту.
Погода не сказать чтобы ахти: дождь льет как из ведра, туман застилает глаза, огни взлетно-посадочной полосы (ВПП) еле различимы. Пилот бы, наверное, сказал: "идем по приборам", но я в них ничего не понимаю, так что с испариной на лбу нервно дергаю штурвал.
Разумеется, в полосу я не попадаю, картинка передо мной гаснет.
Именно для того чтобы оттачивать посадку, взлет или движение в тяжелых погодных условиях, а также разнообразные внештатные и штатные ситуации, и предназначены 10 тренажеров учебного центра, имитирующих кабины разнообразных моделей Boeing и Airbus - самых распространенных в гражданской авиации самолетов. Каждый из этих симуляторов стоит более десяти миллионов долларов.
Конечно, есть и тренажеры попроще. С виду - игровые автоматы, как в крупных торговых центрах. Штурвал есть, однако никакой компоновки кабины - все происходит в обычном учебном классе. Приборы и элементы управления самолетом отображаются на больших мониторах, на таких же транслируется и происходящее за пределами "кабины". Здесь полного погружения не достичь.
Какие именно неприятности ждут в тренировочном полете - неизвестно. Их каждый раз вручную со своего рабочего места задает инструктор учебного центра. Он же следит за действиями пилотов, корректирует их работу и оценивает результат.
Девушки в робах
В другой части немаленького учебного центра (его площадь - 15,6 тысячи квадратных метров) тренируются стюардессы. Девушки в одинаковых красных робах (наподобие тех, что у дорожных рабочих) сидят полукругом и внимательно слушают инструктора - даму лет срока пяти, полжизни проработавшую бортпроводницей. Через несколько минут им предстоит надеть спасательные жилеты и отработать действия при приводнении самолета.
Помимо бассейна, в этом большом ангаре есть еще несколько тренажеров. Мы идем в один из них, имитирующий салон пассажирского лайнера. Усаживаюсь в кресло в первом ряду у запасного выхода - мое любимое, здесь всегда достаточно места для ног. Милая стюардесса (по совместительству преподаватель центра) проводит стандартный инструктаж перед полетом: ремни затянуть, кресла не опускать, в туалет во время взлета и посадки не выходить, а если выйти, то там не курить. Вспыхивает световое табло, призывающее пристегнуться, лайнер идет на взлет.
За окном проносится здание аэропорта, лайнер трясет - ВПП тут не самая ровная. Взлетаем, первые несколько минут проходят вполне обычно - стюардессы выкатывают тележки и приступают к обслуживанию, однако им мешает вхождение в зону турбулентности.
Самолет сильно трясет, а спустя пару минут из багажных полок в задней части салона начинает валить дым. Вероятно, кто-то все же не внял бортпроводницам и покурил в туалете. Стюардессы призывают пассажиров не волноваться и дышать через платки или одежду - кислородные маски почему-то не выпадают.
Одна из бортпроводниц уходит в кабину лайнера, чтобы поговорить с пилотом. Возвращаясь, сообщает, что пассажирам не о чем волноваться, но командир воздушного судна принял решение совершить незапланированную посадку в ближайшем аэропорту.
Еще спустя несколько минут мы приземляемся в авиагавани неизвестного города. Посадку мягкой не назовешь, самолет изрядно трясет, разве что багаж из полок не выпадает. Слышу отчетливый хлопок за иллюминатором - загорается один из двигателей. Позабыв о том, что нахожусь в учебном центре, не на шутку переживаю. К самолету уже несется пара пожарных машин. Возгорание устранено, пассажиров просят покинуть салон.
В другой экстренной ситуации нам бы пришлось спускаться по надувным трапам. Как это делать, учат здесь же. Главное - занять правильную позицию: садимся лицом к спуску, руки перед собой, ладони сжаты в кулаки. Так меньше всего шансов получить повреждения при эвакуации.
Со двора учебного центра, примыкающего к международному аэропорту Ататюрка, очень удобно наблюдать за ежеминутными приземлениями и взлетами лайнеров. Для меня это в новинку, однако каждый из пилотов знает дорогу к центру как свои пять пальцев. Раз в шесть месяцев они на некоторое время расстаются с самолетами и садятся за штурвал тренажеров. Здесь цена ошибки не столь велика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Авиакомпанию привлекла к ответственности Абаканская транспортная прокуратура
Апрель 25, 2024
Оставить автомобиль на привокзальной площади на длительный срок выгодно: с 1 мая изменятся условия и тарифы на парковке аэропорта