О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Готовьтесь к взлету

Согласно требованиям перевозчиков и международному авиационному законодательству, пилоты, управляющие гражданскими лайнерами, должны раз в полгода обновлять свои знания и навыки в специализированных центрах подготовки летного состава

Согласно требованиям перевозчиков и международному авиационному законодательству, пилоты, управляющие гражданскими лайнерами, должны раз в полгода обновлять свои знания и навыки в специализированных центрах подготовки летного состава. Несколько таких центров есть в России, а один из крупнейших в мире действует в Турции. "Лента.ру" отправилась в Flight Training Center авиакомпании Turkish Airlines в Стамбуле, чтобы своими глазами увидеть, как готовят пилотов.

Учебный центр расположен в непосредственной близости от стамбульского аэропорта имени Ататюрка, домашнего аэропорта Turkish Airlines. Здесь тренируется летный состав не только национального перевозчика Турции, но и других авиакомпаний: учебное оборудование недешево, и далеко не все авиакомпании могут его себе позволить.

Внутри треножника

Первое, что бросается в глаза, когда входишь в учебный центр, - огромные многолапые существа, напоминающие боевых роботов из "Звездных войн" или треножники из "Войны миров". Эти монстры на стальных лапах с поршнями - авиатренажеры. В них пилоты оттачивают свои навыки и пытаются справиться с внештатными ситуациями.

Как только дверь в кабину захлопывается, а в руках оказывается штурвал, ощущение виртуальности мгновенно улетучивается и картинку перед глазами уже не воспринимаешь как изображение на мониторах. Я мгновенно превращаюсь в пилота огромного Boeing, которому в ближайшие минуты предстоит посадить самолет с сотней пассажиров на борту.

Погода не сказать чтобы ахти: дождь льет как из ведра, туман застилает глаза, огни взлетно-посадочной полосы (ВПП) еле различимы. Пилот бы, наверное, сказал: "идем по приборам", но я в них ничего не понимаю, так что с испариной на лбу нервно дергаю штурвал.

Разумеется, в полосу я не попадаю, картинка передо мной гаснет.

Именно для того чтобы оттачивать посадку, взлет или движение в тяжелых погодных условиях, а также разнообразные внештатные и штатные ситуации, и предназначены 10 тренажеров учебного центра, имитирующих кабины разнообразных моделей Boeing и Airbus - самых распространенных в гражданской авиации самолетов. Каждый из этих симуляторов стоит более десяти миллионов долларов.

Конечно, есть и тренажеры попроще. С виду - игровые автоматы, как в крупных торговых центрах. Штурвал есть, однако никакой компоновки кабины - все происходит в обычном учебном классе. Приборы и элементы управления самолетом отображаются на больших мониторах, на таких же транслируется и происходящее за пределами "кабины". Здесь полного погружения не достичь.

Какие именно неприятности ждут в тренировочном полете - неизвестно. Их каждый раз вручную со своего рабочего места задает инструктор учебного центра. Он же следит за действиями пилотов, корректирует их работу и оценивает результат.

Девушки в робах

В другой части немаленького учебного центра (его площадь - 15,6 тысячи квадратных метров) тренируются стюардессы. Девушки в одинаковых красных робах (наподобие тех, что у дорожных рабочих) сидят полукругом и внимательно слушают инструктора - даму лет срока пяти, полжизни проработавшую бортпроводницей. Через несколько минут им предстоит надеть спасательные жилеты и отработать действия при приводнении самолета.

Помимо бассейна, в этом большом ангаре есть еще несколько тренажеров. Мы идем в один из них, имитирующий салон пассажирского лайнера. Усаживаюсь в кресло в первом ряду у запасного выхода - мое любимое, здесь всегда достаточно места для ног. Милая стюардесса (по совместительству преподаватель центра) проводит стандартный инструктаж перед полетом: ремни затянуть, кресла не опускать, в туалет во время взлета и посадки не выходить, а если выйти, то там не курить. Вспыхивает световое табло, призывающее пристегнуться, лайнер идет на взлет.

За окном проносится здание аэропорта, лайнер трясет - ВПП тут не самая ровная. Взлетаем, первые несколько минут проходят вполне обычно - стюардессы выкатывают тележки и приступают к обслуживанию, однако им мешает вхождение в зону турбулентности.

Самолет сильно трясет, а спустя пару минут из багажных полок в задней части салона начинает валить дым. Вероятно, кто-то все же не внял бортпроводницам и покурил в туалете. Стюардессы призывают пассажиров не волноваться и дышать через платки или одежду - кислородные маски почему-то не выпадают.

Одна из бортпроводниц уходит в кабину лайнера, чтобы поговорить с пилотом. Возвращаясь, сообщает, что пассажирам не о чем волноваться, но командир воздушного судна принял решение совершить незапланированную посадку в ближайшем аэропорту.

Еще спустя несколько минут мы приземляемся в авиагавани неизвестного города. Посадку мягкой не назовешь, самолет изрядно трясет, разве что багаж из полок не выпадает. Слышу отчетливый хлопок за иллюминатором - загорается один из двигателей. Позабыв о том, что нахожусь в учебном центре, не на шутку переживаю. К самолету уже несется пара пожарных машин. Возгорание устранено, пассажиров просят покинуть салон.

В другой экстренной ситуации нам бы пришлось спускаться по надувным трапам. Как это делать, учат здесь же. Главное - занять правильную позицию: садимся лицом к спуску, руки перед собой, ладони сжаты в кулаки. Так меньше всего шансов получить повреждения при эвакуации.

Со двора учебного центра, примыкающего к международному аэропорту Ататюрка, очень удобно наблюдать за ежеминутными приземлениями и взлетами лайнеров. Для меня это в новинку, однако каждый из пилотов знает дорогу к центру как свои пять пальцев. Раз в шесть месяцев они на некоторое время расстаются с самолетами и садятся за штурвал тренажеров. Здесь цена ошибки не столь велика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка