Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Опубликовано: 31.10.2016, 15:58
Комментариев: 40

Россия и Китай могут создать СП по широкофюзеляжному самолету


Российско-китайское совместное предприятие (СП) по разработке и созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета может быть создано в конце 2016 - начале 2017 года, рассказал журналистам замглавы Минпромторга РФ Андрей Богинский.

"В июне было подписано межправсоглашение по созданию широкофюзеляжного самолета во время визита президента в Китай, и оно проходит межгосударственные процедуры согласования у нас и в Китае. Но при этом стороны уже подходят к созданию совместного предприятия. Соответственно, мы ожидаем директивы для ОАКа для создания СП, выход (директивы - ред.) в ноябре месяце для принятия корпоративных решений на уровне совета директоров, - и тогда дорога будет открыта для создания СП"‎, - рассказал Богинский.

"В ноябре будет корпоративное одобрение, мы ожидаем, потому что ОАК еще необходимо пройти наши (российские - ред.) процедуры. То есть два уровня: межгосударственный уровень и уровень корпоративных взаимоотношений (ОАК и COMAC - Китайской корпорации гражданского авиастроения). Как только две стороны будут готовы для подписания этого соглашения, сразу сделаем. Будет ли это в декабре, или в январе - на сегодняшнем этапе это не совсем принципиально, главное, чтобы было сутевое наполнение и стороны договорились о разделении работ", - поясняет Богинский.

Кроме того, на повестке российско-китайских взаимоотношений в сфере промышленности есть вопрос о создании сервис-центров российской авиатехники, говорит Богинский. "Обсуждение идет, есть разные возможности и предложения. У нас здесь (в Китае - ред.) большое количество военной техники, поэтому экономически целесообразно это делать в расчете на гражданские и военные самолеты и вертолеты", - считает он.‎ Признавая первостепенность этой задачи, Богинский отметил, что о конкретном формате сервис-центров стороны пока не говорили.

‎Россия и Китай планируют реализовать планы по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета к 2025-2027 годам. Меморандум о создании широкофюзеляжного российско-китайского самолета был подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в КНР. По замыслу сторон создаваемый лайнер вместимостью 250-300 пассажиров составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей - Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах.

 

Дайджест прессы за 31 октября 2016 года | Дайджест публикаций за 31 октября 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

http://www.ato.ru/content/v-moskve-v-2018-godu-otkroetsya-rossiysko-kitayskiy-inzhenernyy-centr?slink=2579
http://www.ato.ru/files/styles/r-inpage-super/public/field_image/c929-model-craic-01.jpg
Инженерный центр для разработки китайско-российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФ ДМС) будет создан в Москве в 2018 г., рассказал 22 мая в Шанхае вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Владислав Масалов. В этом городе состоялось торжественное открытие совместного предприятия российской ОАК и китайской COMAC — Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной компании (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, CRAIC), которая будет координировать работу российской и китайской сторон по созданию самолета.

Как рассказал Масалов, российская сторона выбрана интегратором самолета. Планируется, что в инженерном центре в Москве будет работать около 100 чел. как из ОАК, так и из COMAC. Инженеры обеих компании ведут совестную работу по этому проекту с 2013 г. в рамках совместных рабочих групп. Тем не менее китайская сторона настаивает на создании филиала инженерного центра в Шанхае.

Эскизное проектирование самолета, которым будет заниматься совместный инженерный центр, планируется завершить к концу 2018 г.

Как объяснил ATO.ru генеральный директор CRAIC Го Бочжи, в 2019 г. планируется подать заявку на сертификацию самолета. Китайская сторона предлагает провести параллельную сертификацию машины в России и в Китае. Держателем сертификата типа на новую машину будет CRAIC, объяснил Масалов.
http://www.ato.ru/content/pered-finishnoy-pryamoy?slink=super
Для широкого фюзеляжа

По словам Александра Артюхова, еще одна приоритетная задача российского авиационного двигателестроения — создание мотора с тягой 35–40 т. И здесь без задела, полученного в ходе работ над ПД-14, не обойтись. "Создание двигателя большой размерности с высокими параметрами рабочего процесса невозможно без формирования технологического задела по узлам и системам двигателя. Учитывая сложность решаемых задач, необходимо максимально использовать опыт и технологии, освоенные на предприятиях отрасли в рамках проекта создания семейства двигателей ПД-14", — сказано в информационно-техническом бюллетене "Пермские авиационные двигатели" (ноябрь 2016 г.).

Работа по так называемой программе "Создание семейства двигателей большей тяги на базе газогенератора двигателя ПД-35" ведется пермскими моторостроителями. Предполагается, что базовой силовой установкой будущего семейства российских двигателей тягой 22–38 т для перспективных широкофюзеляжных самолетов станет двухконтурный турбореактивный двигатель ПД-35 с тягой 35 т.

"Двигатель по характеристикам, которые задаются нами в техзадании, будет конкурентоспособным и будет соответствовать мировому техническому уровню двигателей 2025–2030 гг. В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создается необходимый задел, разработаны восемь ключевых базовых технологий, создана необходимая инфраструктура, а также пул участников проекта, в который входят и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты высшей школы, — говорит гендиректор ОДК. — Реализация этого проекта позволит существенно расширить возможности российских разработчиков самолетов по формированию облика ВС различного назначения: пассажирских, транспортных, военно-транспортных".

В рамках мартовского интервью Александр Иноземцев отметил, что проект ПД-35 находится еще в стадии глубоких научных исследований следующего цикла технологий, которые нужны в этом двигателе. "Все, что создано на базе ПД-14, тоже перейдет в ПД-35. Но этого недостаточно: если брать технологии ПД-14, то большой двигатель будет неконкурентоспособен — там есть свои нюансы, свои технологические особенности. Этот второй пакет технологий мы должны в ближайшие шесть лет полностью отработать. Задействовано огромное количество институтов — академических и отраслевых. Мы должны технологии, без которых ПД-35 будет неконкурентоспособен, освоить и продемонстрировать на опытном газогенераторе, а потом на демонстрационном двигателе. Для этого нам придется построить испытательные стенды, так как у нас в стране нет ни одного стенда на такую размерность двигателя, потому что в Советском Союзе таких двигателей никогда не создавали", — подытожил генконструктор "ОДК-Авиадвигатель".
http://www.ato.ru/content/dvigatel-sverhbolshoy-tyagi-pd-35-sozdadut-za-shest-let?slink=frs&pos=5
Перспективный двухконтурный турбореактивный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35, который будет предназначен для установки на перспективные широкофюзеляжные самолеты, в том числе C929, создадут в течение ближайших шести лет. Об этом агентству ТАСС рассказал управляющий директор — генеральный конструктор компании "ОДК-Авиадвигатель" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию; ОДК) Александр Иноземцев. Он уточнил, что в настоящее время проходит стадия научно-исследовательских разработок (НИР).

Общий объем инвестиций в проект составляет 180 млрд руб. Из них 60 млрд руб. запланировано на строительство испытательных стендов и лабораторий. Затем программа перейдет в стадию выполнения опытно-конструкторских работ (ОКР). Также будет запущен процесс сертификации.

Разработка двигателя ПД-35 тягой 35 т, которым намечается оснастить китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (известен под рабочим названием C929), началась летом 2016 г. В работе принимают участие два крупнейших завода — "ОДК-Авиадвигатель" (Пермь) и НПО "Сатурн" (Рыбинск; также входит в ОДК).

Как сообщалось ранее, в рамках работ над ПД-35 предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14, который разрабатывается для среднемагистрального перспективного самолета МС-21, с добавлением дополнительной ступени на выходе из компрессора высокого давления (в результате число ступеней компрессора и турбины ПД-35 составит 9 + 2). Диаметр вентилятора нового мотора — 3100 мм, длина — более 8 м, вес — около 8 т.
http://tass.ru/ekonomika/4270413
ШАНХАЙ, 22 мая. /Корр. ТАСС Иван Каргапольцев/. Общий бюджет программы создания российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) составит порядка 13 млрд долларов. Об этом сообщил журналистам президент АО "Гражданские самолеты Сухого" Владислав Масалов после церемонии открытия офиса оператора проекта, состоявшейся в штаб-квартире "Китайской корпорации коммерческой авиации" (COMAC) в Шанхае.

"У нас определен общий бюджет программы, около 13 млрд долларов. Финансирование предполагается вести через национальные компании, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, которые есть у СOMAC или у ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) в рамках реализованных проектов SSJ и МС-21, также будут использоваться и для программы ШФДМС", - сказал он.

Масалов также рассказал о том, как будут поделены обязанности сторон в новом российско-китайском СП по проекту создания данного самолета.

"У нас есть предварительно согласованная разделительная ведомость, которая определяет ответственность в проектировании компонентов самолета. За российской стороной закреплено крыло, центроплан, пилонные навески двигателя, основная стойка шасси. За COMAC - отсеки всего фюзеляжа, обтекатель, крыло, центроплан, передняя стойка шасси. Изначально была договоренность о том, что российская сторона будет интергратором проекта", - заметил он, добавив, что привлекать в программу создания самолета западных авиастроителей пока не предполагалось.
Приоритеты

В создании совместного дальнемагистрального самолета Китай и Россия будут опираться на национальные компании. Об этом сообщил журналистам президент ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Юрий Слюсарь в Шанхае.

"Проект очень большой, амбициозный и на многие годы", - сказал он, подчеркнув, что работа будет вестись как в России, так и в Китае, но штаб-квартира СП будет в Шанхае.

"Окончательное разделение работ еще финализируется. Есть договоренность, что мы будем заниматься проектированием и производством консоли крыла, центроплана и всех агрегатов из композитных материалов. Китайцы, соответственно, будут заниматься проектированием и разработкой фюзеляжа", - отметил он. "При этом мы договорились с китайскими коллегами, что будем делать ставку на национальные компании, которые имеют компетенции и могут разрабатывать конкурентоспособный продукт в этой сфере", - сообщил Слюсарь, уточнив, что международная кооперация по данному проекту будет складываться позднее.

Что касается сроков реализации проекта, то, по словам Слюсаря, здесь изменений пока нет. "В графике мы остаемся в тех же самых сроках. Пока в этом смысле никакой коррекции не произошло. Мы ориентируемся на наши технические и технологические возможности, а также потребности рынка в появлении такого продукта. Сроки, которые ранее были озвучены: 2025 год - первый вылет и 2027 год - начало поставок в авиакомпании и начало эксплуатации", - уточнил он.
Перспективы проекта

Отвечая на вопрос о перспективах данного самолета на мировом рынке, глава ОАК отметил, что "сборка должна быть близка к наиболее емким рынкам". "В этом смысле из общего объема почти всех самолетов, которые в ближайшие годы будут востребованы в этом сегменте порядка 15% приходятся на рынок Китая и 28% на весь рынок АТР", - сказал он.

Открытое в Шанхае "Объединенной авиастроительной корпорацией" и COMAC СП под названием "Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания с ограниченной ответственностью" (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) будет выполнять функцию оператора программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения, который совместно создают Россия и Китай. Председателем совета директоров CRAIC станет Владислав Масалов, а генеральным директором CRAIC - Го Бочжи, директор программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. В базовой комплектации авиалайнер будет рассчитан на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. км. Собирать самолет будут в Шанхае.
http://www.ato.ru/content/vladislav-masalov-ssj-100-prevratyat-v-novyy-regionalnyy-samolet?slink=frs&pos=2
— Как будет осуществляться единое управление гражданскими программами ОАК?

— Будем все строить на базе ГСС. Я планирую последовательно загрузить в обновленные ГСС программы ШФДСМ и Ил-114, а на последующем этапе — МС-21. В КБ ГСС мы уже создаем подразделение, которое будет заниматься ШФДМС. Также в блоке управления программами кроме SSJ 100 есть дирекции ШФДМС и Ил-114.
https://www.aviaport.ru/digest/2017/06/19/456037.html
Россия предложила Китаю совместно разработать двигатель для дальнемагистральных пассажирских самолетов. Сейчас силовые установки необходимой мощности производят только крупные западные корпорации. Возобновление сотрудничества с Украиной, где в советское время производились двигатели для Ан-124, невозможно по политическим причинам, однако российско-китайский проект рискует стать скорее китайским, чем российским, считают эксперты.

Госкорпорация "Ростех" предложила китайским партнерам совместно создать двигатель на базе ПД-14 для дальнемагистральных пассажирских самолетов, заявил РИА "Новости" директор по международному сотрудничеству и региональной политике корпорации Виктор Кладов.

"Мы предложили китайцам совместное создание двигателя для дальнемагистрального самолета на базе двигателя ПД-14", - сообщил Кладов на полях IV российско-китайского ЭКСПО в Харбине.
По его словам, "Ростех" надеется, что прототип двигателя будет готов уже к 2020 году, а дальше последуют испытания.

Проблема создания двигателя для китайско-российского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) поднималась не раз. В марте 2017 года издание "Авиатранспортное обозрение" уже сообщало, что участники этого проекта готовятся разместить запрос коммерческого предложения на поставку двигателей. Ожидается, что это произойдет в сентябре 2017 года.

Силовые установки тягой 35 т сегодня предлагают только General Electric (GE) и Rolls-Royce.

Первый вариант кажется более предпочтительным китайскому участнику проекта - COMAC. Авиастроительная корпорация имеет опыт работы с GE в рамках программ регионального самолета ARJ21 (оснащается двигателем GE CF34-10A) и узкофюзеляжного C919 (моторы LEAP-1C выпускает CFM International - СП GE и французской Safran). В свою очередь, российская сторона в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) склоняется к выбору силовой установки от Rolls-Royce.

В перспективе обе стороны планировали разработать для нового воздушного судна собственные двигатели. В Китае этим занимается компания China Aviation Engine Group. В России Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) рассчитывает создать свой ПД-35 к 2030-м годам.

В ближайшее время COMAC и ОАК планируют зарегистрировать совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которое ознаменует официальное начало проекта. Изначально предполагалось, что это произойдет в конце 2016 года, однако затем сроки были сдвинуты.

Как подчеркивает "Авиатранспортное обозрение", проект широкофюзеляжного самолета становится все более китайским.

Об этом, по данным издания, свидетельствует сразу несколько фактов. Во-первых, офис СП будет размещен в Шанхае, где находится штаб-квартира COMAC. Во-вторых, окончательную сборку воздушных судов также наладят в Китае. Кроме того, главой СП станет Го Бочжи - руководитель программы со стороны COMAC, тогда как его визави из ОАК Сергей Фоминых будет только одним из членов совета директоров.

Проектированием самолета займется российская сторона. Однако, по сведениям источников в отрасли, ситуация может измениться. Во-первых, центр проектирования, который разместится в Москве, будет совместным российско-китайским. Во-вторых, управлять проектированием будет структура, расположенная в Шанхае. Ее специалисты будут каждый год на несколько месяцев приезжать в Россию.

Кроме того, китайская сторона будет разрабатывать фюзеляж, тогда как российская сторона берет ответственность за разработку композитного крыла. Известно, что крыло составляет менее половины стоимости воздушного судна. Возможно, российская сторона компенсирует этот перекос поставкой бортового оборудования.

Выбор китайского руководителя и базирование СП в Китае могут быть обусловлены тем, что в этой стране проще получить доступ к государственному финансированию. Кроме того, разрабатываемое воздушное судно, как ожидается, найдет больше заказчиков именно на китайском рынке.

Согласно подсчетам, рынку потребуется 800-1000 двигателей для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Реализовать их планируется до 2045 года. Начало поставок предварительно намечено на 2027 год.

"Собственных ресурсов для разработки двигателя, о котором заявлено на полях IV российско-китайского ЭКСПО в Харбине, в России сейчас, к сожалению, нет, а китайское участие в подобном проекте сулит очевидные риски", - объяснил "Газете.Ru" главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

По словам эксперта, как только Пекин получит необходимые технологии, он может легко пересмотреть степень своего участия в подобном проекте.

Подобные примеры уже были, в частности, достаточно напомнить, каким образом было организовано в Китае лицензионное производство истребителей Су-27. Другое дело, если на будущий двигатель будут соответствующим образом разделены права собственности и производство организовано на российской территории. Однако позиция китайской стороны по этому вопросу пока неизвестна.

Заниматься же совершенствованием 40-летнего Д-18Т украинского предприятия ОАО "Мотор-Сич", который устанавливается в настоящее время на тяжелые военно-транспортные самолеты типа Ан-124, - дело совершенно бесперспективное, считает эксперт.

Киев был и остается партнером крайне ненадежным, а китайцы "выкачали" из Украины все возможное, полагает специалист.
http://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/?ELEMENT_ID=2770
20.09.2017

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) в рамках проходящей в Пекине авиационной выставки Aviation Expo China 2017 подписала с китайской компанией AECC Commercial Aircraft Engine Co., Ltd. (AECC CAE) меморандум о сотрудничестве по разработке газотурбинного двигателя для перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС).

Первоочередные задачи программы создания двигателя для ШФДМС будут включать в себя проведение совместных исследований рынка широкофюзеляжных самолетов и конкурентного анализа продукции, определение требований потенциальных заказчиков и основных технических параметров двигателей.
http://www.uecrus.com/img/news/200917/1.png
Фотограф: Дмитрий Perkus

ОДК ранее приступила к разработке гражданского двигателя большой тяги ПД-35 для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. В настоящее время идет формирование научно-технического задела по программе ПД-35 с доведением степени его освоенности до 6-го уровня, который позволит с минимальным техническим риском реализовать опытно-конструкторскую работу в целом. При реализации проекта ПД-35 будет широко использован научно-технический задел, полученный при разработке новейшего российского двигателя ПД-14, предназначенного для авиалайнера МС-21-300.

AECC CAE входит в состав созданной в 2016 году корпорации Aero Engine Corporation of China и занимается разработкой, производством и обслуживанием гражданских газотурбинных двигателей. ОДК тесно взаимодействует с корпорацией AECC и ее подразделениями.
https://www.aviaport.ru/news/2017/09/29/485909.html
Москва. 29 сентября. АвиаПорт - ПАО "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК) и "Китайская корпорация гражданского авиастроения" (COMAC) присвоили официальное наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту (ШФДМС) на торжественной церемонии в Шанхае, говорится в пресс-релизе компании.

На мероприятии российскую сторону представили заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, Президент ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь, а от Китая выступили Заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь и Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн.

Воздушное судно получило название CR929. Буквы C и R обозначают участников проекта: С - China, R - Russia. Базовая версия лайнера, рассчитанная на перевозку 280 пассажиров, будет обозначаться как CR929-600, укороченная версия судна - CR929-500, а старшая модификация - CR929-700.

На церемонии Ю. Слюсарь заявил, что семейство CR929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С919. Нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолётов ОАК, от МС-21-200 / -300 / -400 к CR 929 -500 / -600 / -700.

Сейчас стороны продолжают работу над программой создания семейства воздушных судов. Партнёры уже разработали концепцию семейства самолётов и определили предварительные характеристики воздушного судна. В ближайшие планы входит эскизное проектирование лайнеров и подготовка запросов предложений поставщиков систем и оборудования.

На церемонии Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн отметил важность успешного сотрудничества между Китаем и Россией по проекту CR929 и подчеркнул, что следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности.
Сафран пользует ФриФэн, а у Слюсаря все надежды на ДунФэн...
Я верю в то, что из этого сотрудничества может быть толк.