Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Опубликовано: 31.10.2016, 15:58
Комментариев: 27

Россия и Китай могут создать СП по широкофюзеляжному самолету


Российско-китайское совместное предприятие (СП) по разработке и созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета может быть создано в конце 2016 - начале 2017 года, рассказал журналистам замглавы Минпромторга РФ Андрей Богинский.

"В июне было подписано межправсоглашение по созданию широкофюзеляжного самолета во время визита президента в Китай, и оно проходит межгосударственные процедуры согласования у нас и в Китае. Но при этом стороны уже подходят к созданию совместного предприятия. Соответственно, мы ожидаем директивы для ОАКа для создания СП, выход (директивы - ред.) в ноябре месяце для принятия корпоративных решений на уровне совета директоров, - и тогда дорога будет открыта для создания СП"‎, - рассказал Богинский.

"В ноябре будет корпоративное одобрение, мы ожидаем, потому что ОАК еще необходимо пройти наши (российские - ред.) процедуры. То есть два уровня: межгосударственный уровень и уровень корпоративных взаимоотношений (ОАК и COMAC - Китайской корпорации гражданского авиастроения). Как только две стороны будут готовы для подписания этого соглашения, сразу сделаем. Будет ли это в декабре, или в январе - на сегодняшнем этапе это не совсем принципиально, главное, чтобы было сутевое наполнение и стороны договорились о разделении работ", - поясняет Богинский.

Кроме того, на повестке российско-китайских взаимоотношений в сфере промышленности есть вопрос о создании сервис-центров российской авиатехники, говорит Богинский. "Обсуждение идет, есть разные возможности и предложения. У нас здесь (в Китае - ред.) большое количество военной техники, поэтому экономически целесообразно это делать в расчете на гражданские и военные самолеты и вертолеты", - считает он.‎ Признавая первостепенность этой задачи, Богинский отметил, что о конкретном формате сервис-центров стороны пока не говорили.

‎Россия и Китай планируют реализовать планы по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета к 2025-2027 годам. Меморандум о создании широкофюзеляжного российско-китайского самолета был подписан весной 2014 года в ходе визита Владимира Путина в КНР. По замыслу сторон создаваемый лайнер вместимостью 250-300 пассажиров составит конкуренцию самолетам других ведущих авиапроизводителей - Airbus и Boeing и займет существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах.

 

Дайджест прессы за 31 октября 2016 года | Дайджест публикаций за 31 октября 2016 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

http://www.aviaport.ru/digest/2016/11/25/400996.html
В 2016-2020 гг. Китай активизирует разработку авиадвигателей, заявил министр промышленности и информатизации Мяо Вэй.
Приоритетной в 13-й пятилетку будет работа по созданию двигателей для крупных пассажирских самолетов и современных вертолетов, а также газовых турбин с большой единичной мощностью, сказал он в четверг на отраслевом совещании по вопросам инноваций.
"Мы должны сформировать такую систему разработки и производства, которая объединяла бы фундаментальные исследования, технические разработки и производство собственной продукции", - заявил министр, подчеркнув, что овладение двигательными технологиями - это одно из важнейших звеньев в процессе трансформации и модернизации промышленности Китая.
***
Ещё в 2013 году:
http://vpk.name/news/85381_kitai_nachinaet_razrabotku_sobstvennyih_aviadvigatelei.html
Китай намерен приступить к разработке собственных авиационных двигателей. Об этом сообщило сегодня агентство Синьхуа
Согласно полученным им сведениям из пекинского Университета аэронавтики и астронавтики, для реализации проекта, который позволит КНР наладить производство собственной линии авиационных двигателей, потребуются не менее 100 млрд юаней (около 15,93 млрд дол) инвестиций. Эти средства будут вложены в основном в разработку соответствующих технологий, дизайна и материалов. Данный проект «находится сейчас на стадии рассмотрения в Госсовете КНР и может быть одобрен уже в ближайшее время», уточнили в университете.
***
Между тем Илюшин у Рогозина в приоритете
https://ria.ru/defense_safety/20160805/1473664062.html
Коллегия Военно-промышленной комиссии (ВПК) в пятницу рассмотрит ход создания четырех новых самолетов, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.
"Сегодня Коллегия ВПК рассмотрит ход создания 4 новых самолетов КБ имени Ильюшина: легкого и среднего военно-транспортных и 2 пассажирских — ИЛ-114 и ИЛ-96-400", — написал Рогозин на своей странице в Facebook.
***
Естественно под Ил-96 стране всеми силами нужно разработать новые движки под завесой китайского Сомас С929
https://ria.ru/science/20160910/1476601672.html
По словам вице-премьера, пассажиры отечественных лайнеров переплачивают за билет по сравнению с пассажирами Boeing и Airbus.
"Почему это происходит? В силу отсутствия у нас двигателей большой мощности", — заявил Рогозин. По его словам, в России "никогда не разрабатывали двигатели мощностью, скажем, 30-40 тонн тяги".
По словам Рогозина, деньги на разработку этого двигателя идут из президентского резерва. "В итоге по мере создания и испытаний этого двигателя мы выйдем на лайнер пассажирский, который совершенно точно будет более конкурентоспособным, чем Boeing и Airbus", — подчеркнул Рогозин.

"Сейчас планер мы можем сделать свой, появится двигатель, но на период, пока этого не произошло, принято умное решение: вот этот самолет, Ил-96-300 он назывался, который не выдерживал конкуренции, за счет опять же инженерно-конструкторских решений… и за счет компоновки пассажирских кресел, приводит к тому, что… нагрузка на одно кресло по топливу меняется… и точно мы вписываемся во все жесткие требования авиационных компаний", — добавил он.
***
Любопытно, сначала считалось, что Ил-96 безнадёжно устарел и в этом сегменте не реально конкурировать с Боингом и Аэрбасом
Теперь авиапром РФ своим бюджетом будет пились сразу Сомас С929, Ил-96-300/400, следом двух двигательный Ил-96-400
При этом Рогозин хочет иметь на Ил-96 два двигателя тягой 35-45 т
Сомас С929 сначала пойдёт с импортными движками
Потом естественно повесят свой китайский
Прям ляпота от вдруг нарисовавшихся широкофюзеляжников и двигателей для них
Затмим Аэрбас и Боинг вместе взятых.
https://www.youtube.com/watch?v=TdHoLlTTCes
А если вспомнить Ил-114 для освоения Арктики и МТА для индусов от Таликова, то совсем душа разворачивается
https://www.youtube.com/watch?v=5Tj1pqjBjqo
https://topwar.ru/uploads/posts/2013-02/thumbs/1360869332_20.jpg




http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/12/19/670133-rossiisko-kitaiskii-samolet
Ради этого стороны намерены вложить $20 млрд

18 декабря 23:29 Александр Воробьев / Ведомости

Договор о совместном предприятии для разработки, производства и продажи широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) подписали 25 июня в Пекине руководители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК; свыше 95% – у государства) и китайской госкомпании COMAC. В России будущий самолет пока так и называется: ШФДМС, в Китае – С929, в ноябре COMAC показала макет на авиашоу в Чжухае.

«Ведомости» ознакомились с технико-экономическим обоснованием проекта, который подготовила ОАК, два федеральных чиновника и человек, близкий к ОАК, подтвердили верность данных. Первый твердый контракт на ШФДМС планируется заключить в 2019 г., первый полет – в 2023 г., старт поставок – в 2026 г., говорится в документе. Будет три модели ШФДМС, базовая – на 280 пассажиров, программа рассчитана до 2045 г.

На старте обсуждения проекта была идея среднемагистрального самолета повышенной вместимости для рынка Китая с его огромным населением, но делать решили дальнемагистральный самолет для мирового рынка – в сегменте, где никто даже не пытался нарушить дуополию Airbus и Boeing, вспоминает федеральный чиновник.

ШФДМС будет на 10–15% эффективнее, чем Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350, говорится в ТЭО. «Снижение прямых операционных затрат более чем на 10% дадут новейшие двухконтурные двигатели и последние достижения в аэродинамике и композитных материалах. Вместе с привлекательной стоимостью владения это обеспечит достаточное преимущество перед конкурентами», – говорит представитель ОАК. Представители Boeing и Airbus это не комментируют.

Сколько надо
8200 минимум таким будет мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в 2023–2041 гг., крупнейшим рынком будет Китай с потребностью не менее 1500 судов, оценивают ОАК и COMAC в ТЭО проекта. Прогноз Boeing на ближайшие 20 лет (2016–2035 гг.) – 8570 судов такого класса

Разработка лайнера и создание производственных мощностей обойдутся в $13 млрд, еще $7 млрд пойдут на систему поставки запчастей, маркетинг и поддержку продаж – субсидирование и гарантию остаточной стоимости, говорится в ТЭО, расходы Россия и Китай будут нести поровну. «Программа на стадии концептуального проектирования, затраты будут уточняться», – говорит представитель ОАК.

Цена ШФДМС определена в $113,5–117,8 млн, в первый год он должен быть на 20% дешевле конкурентов, говорится в ТЭО. Dreamliner по каталогу стоит $224 млн, но, когда покупают крупную партию, он обходится в $112,3–153 млн, говорят представители авиакомпаний. А350 обойдется в $136–154 млн, по информации с сайта производителя. ШФДМС до 2045 г. должен принести $123 млрд выручки и $9,6 млрд чистой прибыли, цена для более вместительных и дорогих моделей в ТЭО не указана, но исходя из планируемой выручки общие продажи могут составить около 1000 судов. «Рассчитываем до 2045 г. продать до 800 бортов», – обещает представитель ОАК.

Уставный капитал СП ОАК и COMAC будет всего $2 млн, оно сделает только концептуальный проект, говорится в ТЭО. Рабочим проектированием займется структура ОАК, она же будет держателем сертификата типа в России, Китае и Европе; COMAC по лицензионному соглашению займется сборкой фюзеляжа и всего самолета на заводе в особой экономической зоне Шанхая, крыло соберут в России; COMAC будет продавать самолеты. Стороны оплатят работы самостоятельно, сказано в ТЭО, но, как будет достигнут паритет в затратах, не описано. Не знают этого и собеседники «Ведомостей»: ТЭО уточняется, в 2017 г. будет новый вариант.

«Сотрудничество с Китаем нужно из-за его финансов и доступа на его рынок. Стоимость проекта такова, что Россия либо не сможет соблюсти паритет в финансировании, либо проект будет затягиваться или ухудшатся параметры, например эффективность», – считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

«Цель Китая в первую очередь – получить российские наработки и технологии. Китай – тяжелый переговорщик и цинично относится к чужой интеллектуальной собственности, так что проект создает для России определенные риски», – предупреждает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.

При нынешнем разделении работ получается, что Россия начнет инвестиции раньше, констатирует чиновник. Это может быть дополнительным риском для России, указывает Пантелеев.
Минфин предлагает финансировать разработку Ил-114 и Ил-96 от доходов «Роснефтегаза»

ОАК выпускает ближнемагистральный SSJ100, завершает разработку среднемагистрального МС-21, ШФДСМ сделал бы линейку магистральных судов полной, чего нет ни у одного производителя в мире. На 2017–2018 гг. на ШФДСМ по госпрограмме «Развитие авиационной промышленности» заложено 7,4 млрд руб. – явно недостаточно для такого проекта, говорит федеральный чиновник.

Минпромторг и COMAC на запрос не ответили.
Из сообщения Ведомостей: гос компания Китая, у которой всего 2,7 милларда долларов капитала на счету хочет, чтобы ей граждане России провели концептуальное проектрование нового китайского самолета С929. Рассчитали координаты фюзеляжа самолета,крыльев и провели обдувку модели в аэродинамическиз трубах ЦАГИ на флатер, провели расчеты напрчность и долговечность конструкции.
По приведенныи цифрам он будет немного дороже, чем Боинг-787.
Дальнейшее развитие проекта отдадут китайским инженерам, так как самолет ARJ-21 начнет выпускаться в этом году серийной.
Непонятно, зачем китайцам СП. Они не делали СП с Россией по самолету АН-24, модернизированному и переименованному в М-60, по выпуску автоматов калашникова или по палубному истребителю Су-33. Они их скопировали, продают на экспорт(или будут продавать). В Китае смогли спроектировать такой самолет Ил-76. Поэтому посе покупки технологий на Мрию Ан-224 у Украины у них есть почти все чтобы производить новый самолет.
http://www.zhukgsn.ru/na-segodnyashniy-den-portfel-zakazov-na-ms-21-sostavlyaet-uzhe-175-samolyotov/
Напомнил Ю.Слюсарь и о том, что в перспективе продуктовая линейка будет дополнена широкофюзеляжным дальнемагистральным самолётом нового поколения (ШФДМС), к созданию которого ОАК уже приступила совместно с коллегами из корпорации COMAC (Китай). Проект предполагается реализовать на новой технической платформе, которая будет конкурентоспособна в сравнении с современными семействами широкофюзеляжных ВС производства Boeing и Airbus. По прогнозам ОАК и COMAC, потребность только китайских авиакомпаний в самолётах ШФДМС в период 2023-2045 годов составит 1100 единиц. «От запуска программы до первого полёта пройдёт порядка 7-8 лет. Первый самолёт будет поставлен заказчику через 10-12 лет после начала программы», — уточнил президент ОАК.
http://www.ato.ru/content/otstavki-i-naznacheniya-leonardo-boeing-business-jets-china-russia-commercial-aircraft?slink=frs&pos=1
Президентом совместного российско-китайского предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которому предстоит разработать и наладить производство широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, стал Го Бочжи. Он возглавляет программу широкофюзеляжного самолета со стороны китайского участника СП — авиастроительной корпорации COMAC.
*
Правильно, чей самолёт, тот и начальник (китаец)
********
Что ещё?
http://nvdaily.ru/info/96648.html
Как стало известно Лайфу от собеседника из Правительства РФ, российская сторона до сих пор не получила от китайцев подтверждения по созданию СП на широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт. Хотя МИД уже дважды посылал в Китай согласованную позицию российской стороны. Причём во второй раз уведомление было отправлено в феврале 2017 года.
— Ответа от китайцев до сих пор нет, — посетовал источник в правительстве.
Хотя партнёры, по его словам, договорились о выборе варианта лайнера с вместимостью 228 мест и дальностью полёта 12 тыс. км. Изначально выделяли три основные разновидности целого будущего семейства: базовую — в трёхклассной компоновке вместимостью 280 мест (дальность перелёта 12 тыс. км), старшую — на 320 мест (9,3 тыс. км) и младшую, которая позволит перевозить 250 пассажиров (12 тыс. км).

Кроме этого, китайцы хотят иметь и собственный двигатель в этом самолёте вместо предполагавшегося российского ПД-35. Компания АСАЕ, которая участвует в проекте со стороны Китая, ведёт совместную с АО «ОДК» разработку на базе китайского двигателя CJ2000 под общим руководством китайской стороны.
***
Ну да
https://www.aviaport.ru/conferences/40928/259.html#p439797
ПД-35 для китайца является производной от 45-50 тонника для Ил-96 и естественно он перетяжелён даже больше, чем ПД-12В для китайского вертолёта и принят китайцами быть не может.
Когда косяки Дмитрия Олеговича дойдут до самого Владимира Владимировича особенно ради чего ввязались в китайский проект (поиметь движки для штучного Ил-96) разродится не скромный скандал, сулящий для "Рогозин и Ко" большими проблемами.
Да и двух двигательный Ил-96 не нужен как военным, так и бортам СЛО перевозящих первых лиц от слова совсем
https://www.aviaport.ru/conferences/40888/1011.html#p421901
*
Даже для перспективного авианосца "Шторм"
https://vpk.name/news/177514_vedushii_razrabotchik_na_avianosce_proekta_shtorm_smogut_bazirovatsya_do_90_samoletov_i_vertoletov.html
водоизмещением 95 тыс тонн
https://vpk.name/file/img/shtorm_aircraftcarrier.t.jpg

предусмотрена либо ЯЭУ либо отечественные двигатели
ГТД М90ФР от НПО "Сатурн"
http://s1.radikale.ru/uploads/2017/3/25/a74219c27ca6b76cc2ad79468b6b65e2-full.jpg
*
Выходит висит в воздухе самый большой в мире двигатель от Рогозина (авантюра от Рогозина)
Salo пишет: На старте обсуждения проекта была идея среднемагистрального самолета повышенной вместимости для рынка Китая с его огромным населением, но делать решили дальнемагистральный самолет для мирового рынка – в сегменте, где никто даже не пытался нарушить дуополию Airbus и Boeing, вспоминает федеральный чиновник.
***
Скорей всего на Сомас С929 пойдут движки от Boeing 787 перед тем как Китай поставит свой вариант, который находится в активной разработке.
Всё же Boeing 787-9 так же как и модели 777-200LR, 777-300ER, 777F и 777-200ER имеют ETOPS 330 минут, что предъявляет повышенные требования к надёжности прежде всего двигателей.
http://fox511.livejournal.com/116676.html

Двухдвигательный Ил-96 обречён летать только по континенту полностью проигрывая при этом по экономике А321neoLR и удлинённому МС-21
Нет никаких шансов преодолеть Ил-96 с двумя двигателями от Рогозина предел ETOPS 60 минут из за жёстких требований в сертификации, а значит быть разрешённым осваивать океанские просторы.
Потому двухдвигательный Ил-96 совсем не интересен Аэрофлоту и другим коммерческим авиакомпаниям и тем более он не нужен СЛО и военным.

Двухдвигательный Ил-96 прямой путь обанкротить ВАСО и выставить коллектив на улицу без работы.

Для примера как сейчас осуществляет полёты SSJ из за ограничений по ETOPS не смотря на массовую серию с поднятием 126-го борта
https://sdelanounas.ru/blogs/91726/
И это при очень надёжных SAM-146 накопивших весьма длительную эксплуатационную статистику.
https://pp.userapi.com/c636929/v636929582/54340/cGqh_qQ5N6Y.jpg

Идея прикручивать два двигателя собственной разработки (да ещё и самых мощных в мире) к штучному Ил-96 могла прийти в голову только Дмитрию Рогозину глубоко не понимающему из за отсутствия компетенции, что это крест на всей программе Ил-96.
https://icdn.lenta.ru/images/2014/04/29/17/20140429175753486/pic_5d4813835227f05ade5b9dd3f394f211.jpg


http://www.ato.ru/content/konkurs-na-postavku-dvigateley-dlya-kitaysko-rossiyskogo-samoleta-obyavyat-v-2017-godu?slink=frs&pos=3
Участники китайско-российского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) готовятся разместить запрос коммерческого предложения на поставку двигателей. Предположительно, это произойдет в сентябре 2017 г., сообщает издание Aviation Week.

Силовые установки тягой 35 т предлагают только General Electric (GE) и Rolls-Royce. Первый вариант кажется более предпочтительным китайскому участнику проекта — COMAC. Авиастроительная корпорация имеет опыт работы с GE в рамках программ регионального самолета ARJ21 (оснащается двигателем GE CF34-10A) и узкофюзеляжного C919 (моторы LEAP-1C выпускает CFM International — СП GE и французской Safran). В свою очередь российская сторона в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) склоняется к выбору силовой установки от Rolls-Royce.

В перспективе обе стороны планируют разработать для нового воздушного судна собственные двигатели. В Китае этим займется компания China Aviation Engine Group. В России Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ведет работу над ПД-35, который, как предполагается, появится в 2030-х гг.

В ближайшее время COMAC и ОАК планируют зарегистрировать совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, которое ознаменует официальное начало проекта. Изначально предполагалось, что это произойдет в конце 2016 г., затем сроки были сдвинуты на I квартал 2017 г. При этом проект широкофюзеляжного самолета становится все более китайским. Об этом свидетельствует сразу несколько фактов. Во-первых, офис СП будет размещен в Шанхае, где находится штаб-квартира COMAC. Во-вторых, окончательную сборку воздушных судов также наладят в Китае. Кроме того, главой СП станет Го Бочжи — руководитель программы ШФДИС со стороны COMAC, тогда как его визави из ОАК Сергей Фоминых будет только одним из членов совета директоров.

Как сообщалось ранее, проектированием самолета займется российская сторона. Однако, по сведениям источников в отрасли, ситуация может измениться. Во-первых, центр проектирования, который разместится в Москве, будет совместным российско-китайским. Во-вторых, управлять проектированием будет структура, расположенная в Шанхае. Ее специалисты будут приезжать каждый год на несколько месяцев в Россию.

Кроме того, китайская сторона будет разрабатывать фюзеляж, тогда как российская сторона берет ответственность за разработку композитного крыла. Известно, что крыло составляет менее половины стоимости воздушного судна. Возможно, российская сторона компенсирует этот перекос поставкой бортового оборудования.

Выбор китайского руководителя и базирование СП в Китае могут быть обусловлены тем, что в этой стране проще получить доступ к государственному финансированию. Кроме того, разрабатываемое воздушное судно, как ожидается, найдет больше заказчиков именно на китайском рынке.

Согласно подсчетам рынку потребуется 800–1000 ШФДМС. Реализовать их планируется до 2045 г. Начало поставок предварительно намечено на 2027 г.

27 марта 2017 ATO.ru
https://www.aex.ru/m/docs/3/2017/3/30/2588/
Артюхов Александр Викторович Генеральный директор ОАО «ОДК»

Приоритетной задачей отечественного двигателестроения является создание двигателя большой тяги 35 - 40 тонн, с возможностью применения на современных дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетах. Двигатель по характеристикам, которые задаются нами в техзадании, будет конкурентноспособным и соответствовать мировому техническому уровню двигателей 2025-2030г.г. В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создается необходимый задел, разработаны 8 ключевых базовых технологий, создана необходимая инфраструктура, а также пул участников проекта, в который входит и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университеты высшей школы. Реализация этого проекта позволит существенно расширить возможности отечественных разработчиков самолетов по формированию облика воздушных судов различного назначения: пассажирских, транспортных, военно-транспортных.
https://www.aex.ru/imgupl/d2588_p6.jpg
http://www.ato.ru/content/proektu-kitaysko-rossiyskogo-shirokofyuzelyazhnogo-samoleta-dali-start?mpop=yes
4 апреля 2017 ATO.ru

В Китае зарегистрировано совместное предприятие местного авиапроизводителя COMAC и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которое займется созданием широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС). Это произошло в конце марта, говорится в годовом отчете ОАК по МСФО. Учреждение предприятия означает официальный старт проекта.

Предприятие получило название Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation; CRCAIC). Сферами ее деятельности названы разработка, производство, реализации и послепродажное обслуживание дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. ОАК и COMAC получили равные доли в CRCAIC — по 50%.

Изначально предполагалось, что СП зарегистрируют в конце 2016 г.

Как сообщалось ранее, проект широкофюзеляжного самолета становится все более китайским. Помимо того что офис СП разместится в Шанхае, окончательную сборку воздушных судов также наладят в Китае. Кроме того, азиатской стране отводится все большая роль в проектировании ВС, а главой СП назначен Го Бочжи — руководитель программы ШФДМС со стороны COMAC (его визави из ОАК Сергей Фоминых будет только одним из членов совета директоров).

Ожидается, что новый тип ВС найдет больше заказчиков на китайском рынке. В этом году будет объявлен конкурс на поставку силовых установок (выбор сделают между General Electric и Rolls-Royce). Общий спрос на ШФДМС оценивается в 800–1000 самолетов. Начало поставок предварительно намечено на 2027 г.
Что это было?